О летних напастях замолвите слово

Дата публикации: 21.06.2016 - 07:37
Автор:
Просмотров - 619

alt

или Как защититься от рыбы

«с душком» и лихорадки Зика?

Редакционный телефон пусть нечасто, но иногда все-таки раскаляется от звонков черногорцев, которые ходят в магазин, отдыхают, пользуются сотовой связью… «Купила молоко, а там пальмовое масло! Кому жаловаться?»; «Куда поехать купаться? Чтобы безопасно было!»; «Оператор изменил мне тарифный план на более дорогой! Негодую! Кто прав?»

Мы на эти вопросы ответить не можем – не специалисты. Да и люди зачастую не знают, куда обращаться. Пар выпустят, остынут, да и махнут на все рукой, как в том фильме: «Ну его… Переживем!» А меж тем свои права защищать можно и нужно. Об этом мы поговорили с начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора в Черногорске Ольгой Васильевной Поцикайло.

А сыр-то с плесенью!

- Увеличивается ли количество жалоб? С чем чаще всего обращаются черногорцы?

- Нашу службу знают давно, оттого обращаются довольно часто. За пять месяцев этого года на первое место «по популярности» вышли коммунальные жалобы: запахи из подвальных помещений и их затопление, выплод насекомых, некачественная горячая и холодная вода. Иногда речь идет об обращениях, которые не относятся к компетенции Роспотребнадзора. То есть люди не знают, куда нужно обращаться в их конкретном случае. Наша задача – подсказать, направить в нужную организацию. Часто это государственная жилищная инспекция либо администрация города, либо судебные органы.

На втором месте традиционно жалобы на продукты питания. Они самые разнообразные. Одна из последних, например, на несвежую рыбу.Подряд несколько жалоб поступили на заплесневелый сыр. Еще пример – на этикетке было указано, что птица охлажденная, фактически она оказалась замороженной. Отмечу: при проведении проверок в 90, а то и в 95-ти процентах случаев факты, указанные в заявлениях, подтверждаются.

- Какими документами руководствуетесь при проверках?

- Существуют нормативно-правовые акты, которые устанавливают строгие требования, обязательные к исполнению. Это относится ко всему – к процессу производства продукции, к самой продукции, ее перевозке, хранению, реализации и утилизации. В Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации есть отдельная статья – нарушения требований технических регламентов. В зависимости от того, какие выявлены нарушения, виновник несет заслуженное административное наказание.

Эх лето! Теплое и… опасное

- Клещи активизировались еще ранней весной – это не секрет. Все думают, что напасть на человека они могут где-то далеко, в полях-лесах. Так ли это?

- Сейчас наблюдается пик активности клещей. Неверно думать, что они могут напасть только где-то на отдыхе – случаи укусов зарегистрированы в окрестностях Девятого поселка, Черногорска, а также в районе дач. Что касается профилактики, то сейчас обрабатываются только кладбища и только перед днем поминовения. В адрес администрации города нами направлено обращение о дополнительных акарицидных обработках. Основной мерой профилактики является вакцинация.

- 11 июня стартовал купальный сезон. Как проверялись водоемы, и что можно «подхватить» там, где купаться запрещено?

- В Хакасии насчитывается 13 водоемов, на которых разрешено купаться. Хозяйствующие субъекты, что занимаются массовым отдыхом, проводят очистку береговых линий, экспертизу водных объектов, получают санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного водопользования. С кратностью не менее двух раз в месяц на протяжении всего купального сезона будут исследоваться пробы воды на микробиологические, санитарно-химические и паразитологические показатели.

Купаться где-то, помимо разрешенных мест, не рекомендуется. И не только по такой простой причине как «там нет оборудованных туалетов». А из-за риска заразиться в непроверенных водоемах кишечными или паразитарными инфекциями.

- Отдыхают черногорцы не только дома, но и за границей. Бывали ли случаи завоза домой «заморских» болезней? Например, малярии, лихорадки Зика, о которых столько говорят по телевизору.

- На сегодняшний день случаев завоза малярии, лихорадки Зика, желтой лихорадки не зарегистрировано. Но риск существует всегда. Поэтому прежде чем ехать в страны Юго-Восточной Азии (а они как раз являются неблагополучными в плане желтой лихорадки и малярии), куда мы так привыкли летать, нужно узнать в турагентстве: какая ситуация там на данный момент? Предусматривает ли путевка еще и страховку? На этом нельзя экономить. Уже находясь на отдыхе, не стоит пренебрегать репеллентами, надо пить только бутилированную воду, употреблять в пищу проверенные продукты.

В Абакане сейчас есть возможность диагностировать ту же лихорадку Зика методом диагностики ПЦР (полимеразная цепная реакция). Метод способен идентифицировать возбудителей инфекционных болезней на основе выявления их генетического материала (ДНК или РНК) в пробах, полученных от обследуемого человека.

Фрукты «не понять откуда» и долгах, в которых как в шелках

Зачастую, как уже мы упоминали выше, наши читатели высказывают те или иные претензии ко всем и всему: к производителям молочных продуктов, к продавцам на рынках, просят помочь разобраться в спорной ситуации. На некоторые из таких вопросов мы попросили Ольгу Васильевну ответить.

- Несколько раз в разных супермаркетах города попадала в ситуацию, когда брала товар с прилавка по одной цене, а на кассе мне пробивали по другой, конечно, завышенной. Как заставить руководство магазина тщательнее следить за информацией? И предусмотрено ли за это какое-то наказание?

- Самая сложно доказуемая на практике статья Закона «О защите прав потребителей» касается именно информации, которая должна предоставляться потребителю в наглядной и доступной форме, она должна быть непременно достоверной, в том числе в части цены на товар.

Если такой инцидент произошел, нужно не просто написать заявление в Роспотребнадзор, но и предоставить доказательства. Лучше на месте сфотографировать ценник (сгодятся снимки, сделанные с помощью мобильного телефона), потом сравнить эту цену с ценой на чеке. Если обнаружились несоответствия, то необходимо оставить соответствующую запись в книге отзывов и предложений. При наличии таких доказательств потребитель имеет право на возмещение разницы цены на товар.

Что же касается административной ответственности, то такое нарушение в соответствии со статьей 14.7 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа: на граждан - в размере от трех до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти до тридцати тысяч рублей; на юридических - от двадцати до пятидесяти тысяч рублей.

- Мы понимаем, что дабы быть уверенным в качестве товара, надо потребовать у продавца какую-то бумагу. Только вот какую? Подскажите!

- Прежде всего это декларация о соответствии продукции - официальный документ, он подтверждает соответствие безопасности продукции и ее качества установленным законодательством требованиям. Нужно ее сравнить с той информацией, которая указана, к примеру, на этикетке ящика, если речь идет о фруктах - должна быть маркировка, без нее реализовывать продукцию запрещено.

Как правило, продукция, которая сейчас ввозится из-за границы, соответствует требованиям технических регламентов. Продукция же, которая выращена в Хакасии, как раз страдает отсутствием маркировки. А это нарушение.

- На рынке в отделе куриной продукции продавец положила куриную тушку в пакет, взяв ее голой рукой, без перчатки! Хотя только что пересчитывала деньги. Пожалуйста, напомните, как вообще должен выглядеть продавец мяса, что на нем должно быть надето!

- Продавец мяса должен выглядеть как и любой другой продавец: спецодежда – халат либо фартук, головной убор, коротко подстриженные ногти, отсутствие ювелирных украшений. Фасовка должна осуществляться либо совками, либо руками в перчатках. Причем, все должно быть упаковано и расфасовано заранее, то есть готово к реализации.

- Сто лет, как говорится, пользовался одним тарифным планом оператора связи – недорого, мне подходит. А тут случайно узнал, что оператор изменил стоимость тарифа и я теперь должен платить больше. Это вообще законно?

- Деятельность операторов регулируется правилами «О порядке оказания услуг телефонной связи». В соответствии с ними оператор имеет право изменить тарифный план. Но абонента об этом обязательно нужно уведомить.

- Расскажите подробнее о защите прав потребителей в сфере финансовых услуг? Можно ли человеку обратиться в Роспотребнадзор, если он считает, что его права нарушаются банком либо микрофинансовой организацией, каких нынче пруд пруди?

- В Управлении Роспотребнадзора есть специалисты, которые занимаются защитой прав потребителя именно в сфере финансовых услуг. Каждый конкретный случай нужно решать в индивидуальном порядке с анализом документов, которые подписал человек. Мы консультируем людей, подсказываем, как не заблудиться в строчках договора. Да, бывают такие случаи, когда помочь просто невозможно, – договор был так составлен и потребитель, не вчитываясь, поставил свою подпись. Но положительно разрешившихся ситуаций все же больше.

- Предупреждает ли Управление Роспотребнадзора магазины о том, что собирается прийти к ним с проверкой? А то, если предупреждает, получается, проверка проводится зря? Ведь организации быстренько наводят порядок!

- По этому поводу в средствах массовой информации идет много дискуссий. Тем не менее, согласно российскому законодательству о проведении плановой проверки юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не менее чем за три дня перед плановой проверкой должны быть уведомлены. При рассмотрении обращений граждан на качество продуктов питания, находящихся в обороте, уведомлений не требуется. Возможно, в связи с этим, как правило, факты, указанные в заявлении, подтверждаются.

Вера ДАНИЛЕНКО. «ЧР» №48 от 21 июня 2016 г.

КАК ПОЖАЛОВАТЬСЯ С УМОМ?

Направить жалобу в Роспотребнадзор несложно. Следует подробно описать ситуацию, в ходе которой были нарушены ваши права как потребителя. Необходимо быть точным - указывать даты, имена предпринимателей, адрес магазина или рынка, где был куплен некачественный товар. Есть возможность написать жалобу, не выходя из дома, - на сайте 19.rospotrebnadzor.ru

За консультациями по вопросам потребительского законодательства и оказания правовой помощи следует обращаться в приёмную Управления Роспотребнадзора по Хакасии по адресу: Абакан, ул. Маршала Жукова, 5-А, строение1, кабинет 14. Работает телефон «горячей линии»: 8(3902) 34-36-14. Также можно обратиться в территориальный отдел в Черногорске по адресу: ул. Мира, 15, телефон 2-31-11.

Новости по теме: