О чём должны знать владельцы сотиков

Дата публикации: 18.03.2014 - 07:00
Автор:
Просмотров - 787

alt

Мир, благодаря развивающимся системам коммуникаций, стремительно меняется. Еще десяток лет назад о том, чтобы дозвониться по сотовому, скажем, с озера Беле, можно было только мечтать. Да и сами сотовые давно ли вошли в нашу повседневную жизнь. Теперь они стали настолько привычными, что удивляет скорее не наличие телефона, а его отсутствие. Но вместе с ним в наш быт пришли и сотовые вышки. И чем их больше, тем качественнее связь. Но как раз в этом заключается противоречие – качественную связь, доступную в любом уголке, мы как потребители иметь хотим, а вот базовую вышку под окном – нет?

Тем не менее, все чаще операторы сотовых сетей для установки своих передающих радиотехнических объектов (ПРТО) выбирают крыши жилых многоэтажек и территории, расположенные в непосредственной близости от домов, в результате чего у операторов связи возникают конфликты с жителями.

Этот и другие вопросы мы решили обсудить с Еленой Дробышевой, юристом консультационного пункта по защите прав потребителей, действующего при филиале ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РХ в г. Черногорске», накануне Всемирного дня защиты прав потребителей, который в этом году пройдет под девизом: за права потребителей услуг мобильной связи.

Вышки сотовой связи. опасно ли такое соседство?

- Так что же, Елена Васильевна, является мифом, а что реальностью в страшилках про излучение сотовых вышек, не опасно ли их массовое появление в районах жилой застройки?

- Работа мобильной сотовой связи основана на принципе деления территории на зоны, так называемые соты, радиусом до километра в условиях городской застройки. В центре зоны расположены базовые станции (БС), обслуживающие мобильные радиотелефоны. Поскольку радиус зоны влияния не велик, то мощность передатчиков незначительна и обычно составляет около 10 Вт. Мощность излучения непостоянна и изменяется в течение суток в зависимости от количества находящихся в соте телефонов и частоты их использования. Она, как правило, максимальна в утренние (9 - 11 час.) и вечерние часы (18 - 21 час.). Днем уровень мощности излучения средний, а ночью - минимальный.

- Давайте разберемся, как станции действуют.

- Если бы антенна излучала во все стороны одинаково, то энергия «размазывалась» бы по сфере вокруг нее. Но на самом деле направление излучения антенн таково, что более 90% основной энергии сосредоточено в довольно узком «луче», аналогичном лучу прожектора. Этот луч всегда направлен в сторону от зданий, на которых находятся антенны. Излучение «вниз» на жильцов дома исключено и даже теоретически невозможно. Таким образом, квартиры жилых домов, на крышах которых устанавливаются антенны БС, безопасны с точки зрения воздействия электромагнитных излучений, поскольку находятся в «мертвой зоне» - то есть излучение антенн не затрагивает их вообще, так как распространяется оно в стороны, а вертикально вниз или вверх антенны практически не излучают.

Также «луч» всегда направлен поверх соседних домов или между ними, что является непременным требованием качественной радиосвязи.

- Ну а если вышка стоит во дворе дома?

- Даже в самой «опасной» зоне - при нахождении с БС примерно на одном уровне горизонтально - зона воздействия составляет не более 50 метров. Излучение имеет свойство угасать пропорционально квадрату расстояния (если расстояние от источника излучения увеличилось в 2 раза, излучение ослабилось в 4 раза). Таким образом, несколько десятков метров удаления от базовой станции - это гарантия отсутствия какого-либо излучения, способного влиять на здоровье.

Кстати, по мнению специалистов, на организм человека большее влияние оказывает не базовая станция, а сам сотовый телефон, ведь его мы обычно прижимаем к уху при разговоре. То есть «сотик» максимально близок к телу.

Вы, наверное, замечали, что когда телефон лежит на столе рядом с компьютером, колонки время от времени начинают потрескивать, как перед входящим звонком. Но звонка нет. Это ваш сотовый посылает электромагнитное излучение в моменты установления соединения с ближайшей базовой станцией. А в моменты, когда вышка удалена или ее вообще нет рядом, телефон посылает сигнал максимальной мощности.

Базовая же станция в отличие от телефонов всегда удалена хотя бы на несколько десятков метров, что практически сводит к нулю воздействие излучения от нее.

Но вот, если вы решите забраться на крышу и повернуть секторную антенну на себя, а потом «позагорать» под ней или посидеть с ней в обнимку, тогда да, вас может ждать очень неприятный сюрприз. Помните - элементы антенн нельзя трогать руками, залезать на них, находиться на крыше вблизи антенны с ее излучающей стороны.

- Но если потребители все же сомневаются в безопасности параметров вышки, установленной рядом с их домом?

- При письменном обращении граждан в Управление Роспотребнадзора Хакасии или в «Центр гигиены и эпидемиологии» проводятся исследования (замеры) электромагнитных полей промышленной частоты и радиочастотного диапазона на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях.

Также необходимо знать, что в соответствии с требованиями санитарных норм и правил СанПиН 2.1.8/2.2.4.1 383-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов (ПРТО)» размещение передающих радиотехнических объектов осуществляется на основании санитарно-эпидемиологической экспертизы по предварительному расчету организации санитарно-защитной зоны и зоны ограничения застройки с учетом перспективного развития ПРТО и населенного пункта.

Спам, мобильное «рабство» и мошенничество

- А теперь вернемся к девизу Всемирного дня защиты прав потребителей-2014. Какие права потребителей мобильной связи нарушаются чаще всего?

- По статистике, в 2013 году в мире мобильной связью пользовались 6,8 миллиарда человек. В 2011 году этот показатель составлял 6 млрд, а в 2010 году - 5,4 млрд. Из года в год число пользователей услуг мобильной связи стремительно растет. И сегодня мобильные телефоны перестали быть простыми устройствами, став, по сути, мини-компьютерами, которые открыли для нас доступ к информационным системам жизнеобеспечения.

Ну а чем шире возможности, тем больше возникает проблем. Например, вызывает нарекания у потребителей «прозрачность» договоров на предоставление услуг связи, так как многие абоненты часто чувствуют себя обманутыми из-за отсутствия полной и понятной информации (в договорах содержатся ссылки на законодательство, на интернет-страничку, цены не указаны прямо, а только через ссылки, граждане присоединяются к публичному договору, размещённому на сайте оператора связи, а полный письменный договор не заключают и др.). Не все довольны качеством услуг. Многих раздражают несвоевременное предоставление информации о тарифах и систематические рассылки спама на сотовый телефон без согласия абонента. И, конечно же, волнуют безопасность и защита от мобильного мошенничества.

Теперь еще вступил в силу закон, отменяющий так называемое «мобильное рабство».

Это услуга MNP (Mobile Number Portability), которая подразумевает возможность для абонента сотовой связи перенести присвоенный ему в сети сотовой связи номер мобильного телефона при переходе на обслуживание к другому сотовому оператору.

В России поправки к закону «О связи», вводящие MNP, вступили в силу 1 декабря 2013 года. С этого дня сотовые операторы обязаны принимать заявления абонентов на переход в их сеть с сохранением номера. Указанным постановлением утвержден порядок перенесения абонентского номера, который будет действовать в полном объеме с 8 апреля 2014 года. Пока жалоб на отказ в смене оператора в наш отдел не поступало, но гарантии, что и дальше так будет продолжаться, нет. Так что работать есть над чем.

И если кто-то из потребителей считает, что операторы сотовой связи допускают нарушения его прав, то может обратиться с соответствующим заявлением в суд, а также в Управление Роспотребнадзора Республики Хакасия для применения к нарушителю мер административного воздействия. За консультацией можно обращаться в филиал ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РХ в г. Черногрске» по адресу: г. Черногорск, ул. Мира, 15, каб.13, тел. 2-08-07 (zppses@mail.ru).

В консультационный пункт по защите прав потребителей Черногорска в прошлом году обратились 1296 человек, из них 17 - по вопросам нарушения прав потребителей услуг мобильной связи.

Подготовила Марина ИЛЬИНА, «ЧР» №29 от 15 марта 2014 г.

Новости по теме: