О бесхозных лесах, брошенных удобрениях и ртутных лампах намерены рассказать на экологической конференции представители Хакасии

Дата публикации: 25.02.2016 - 05:46
Автор:
Просмотров - 569

Сегодня в Иркутске открылась межрегиональная конференция Общероссийского народного фронта по проблемам экологии и защиты леса. От Хакасии на конференцию отправлены координатор региональной группы общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса А. Вернигоров, член региональной рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни», эксперт филиала «РусГидро» – Саяно-Шушенская ГЭС И. Багаутдинов и эксперт в области лесного хозяйства М.Журба. Какие вопросы они планируют озвучить, что волнует по названной теме – об этом делегаты рассказали журналистам накануне.

И. Багаутдинов сделал акцент на том, что из трагических происшествий на промышленных объектах повышенной опасности необходимо извлекать уроки и знать их на «пятёрку», поскольку, как все убедились, «железки» можно восстановить, а вот погибших людей – не вернуть. К тому же, подобные аварии несут экологическую угрозу.

- Горький пример того, как ГЭС в результате аварии воздействует на окружающую среду, сподвигло к внедрению новых конструкторских, проектных решений. Всё это было сделано и можно убедиться, как предпринятые меры реально изменили ситуацию. Кроме того, нужно говорить ещё об одном уроке – о роли человеческого фактора в тяжёлых, экстремальных ситуациях. На предприятие приходит молодёжь, с ними нужно правильно, вдумчиво работать.

М.Журба озвучил темы, которые касаются лесов:

- В 2006 году был принят лесной кодекс РФ, в результате полностью изменилась система управления лесным хозяйством. Сегодня, после десяти лет её работы, появились серьёзные проблемы, которые, на мой взгляд, требуют неотложного решения.

В первую очередь, это охрана лесов от пожаров, которые, как известно, легко могут добраться до сёл, деревень, городов. Система авиационной охраны лесов, которая существовала ранее, мягко говоря, была серьёзно изменена. Её региональные подразделения (когда-то - довольно сильные, мощные) ликвидировали. Те, что существуют сейчас, не в состоянии обеспечить необходимый уровень защиты. Обескураживающий факт: лет пять назад в Хакасии тендер на авиаохрану лесов республики выиграла фирма, которая находилась в то время в Ставрополе и занималась… оптовыми поставками картофеля. Это яркий пример, когда за решение серьёзных проблем взялись случайные организации и люди. Наверное, вот так и «создают» те ЧС, которые страна недавно наблюдала в Бурятии и Забайкалье.

Второй вопрос - о достоверности информации о лесном фонде. Существующая база данных постепенно теряет актуальность. По канонам ведения лесного хозяйства, положено каждые 10 лет проводить инвентаризацию, с корректировкой информации, включая качественные и количественные характеристики. Сегодня эта работа, которую должны вести специализированные проектные организации, запущена. В вопросах освоения лесов не на что опереться, где росли кедры, теперь можно увидеть осиновый лес.

Рослесхоз пытается всё это компенсировать другими проектами и решениями, в том числе так называемой актуализацией. Модное слово, но проблем не решает.

Третье. Процесс реформирования лесного хозяйства привёл к тому, что мы потеряли около двух третей кадрового состава. Сегодня имеем лесничества с усечёнными коллективами и низкими зарплатами. Молодые специалисты после вузов о такой работе не мечтают.

Все эти темы, понятно, связаны с финансированием, которое «обстригают».

Существует и проблема лесов, которые в последнее время поднялись на землях сельхозназначения. Это давняя проблема не только Хакасии. В стране много «бесхозных» лесов, в Хакасии они занимают площадь около 90 тыс. га.

Сегодня перекроена сама система лесов, к примеру, категории защитных нет на балансе органов лесного хозяйства. Много лет идёт речь о готовности сделать это, однако, «тормоз» в том, что нет достоверной информации.

Что касается лесных насаждений на землях, неудобных для сельского хозяйства (это, в частности, участки леса, расположенные на пути к Саяногорску, посаженные на песках), они сегодня никем не охраняются и рискуют погибнуть в огне.

А.Вернигоров поделился планами поработать на другой площадке конференции и озвучить, в частности, проблему утилизации отходов, которые остаются после банкротства предприятий. За последние 5-8 лет в Хакасии потрачено на это более 8 млн. рублей.

- В частности, когда «приказали долго жить» КСК, фабрика ПОШ, там бросили огромное количество ртутьсодержащих ламп дневного света, что представляло угрозу территории и людям. На утилизацию потребовались миллионы рублей, затраты легли на республиканский бюджет.

А когда обанкротилась агрохимслужба Хакасии, во всех сёлах республики остались брошенными «на произвол судьбы» химические удобрения. Снова пришлось выделять средства на утилизацию из того же кошелька. А заниматься проблемой начали, когда в посёлке Тутатчиково коровы нализались этой «химии» и начали погибать.

Проблему нужно решать заранее, во время банкротства, с участием внешних управляющих. Возможно, необходимы дополнительные решения по таким ситуациям – чтобы не оставались под открытым небом удобрения и не образовывались мазутные озёра (как в Усть-Абакане, на территории бывшего гидролизного завода) из-за бесхозяйственности, алчности и равнодушия. Кстати, на этом же заводе было брошено более 30 тонн фурфурола, который утилизировали за счёт районного бюджета, и 80 тонн кислоты, которую начали вывозить только после того, как погиб человек.

Выступавшие отметили, что хотели бы на конференции не только поделиться проблемами, но и найти решения, общаясь с коллегами из других регионов и с представителями профильных министерств страны.

Марина КРЕМЛЯКОВА. «ЧР» №14 от 25 февраля 2016 г.

Новости по теме: