Новая лава в работе

Дата публикации: 14.02.2013 - 05:37
Автор:
Просмотров - 1039

alt

На шахте «Хакасская» горняки приступили к добыче угля из новой лавы № 50 по пласту «Великан-2». Характеристики этой лавы не слишком отличаются от предыдущих выработок: длина - 244 метра, мощность пласта колеблется от 2.05 до 2.1 м., высота секций монтажной камеры осталась неизменной – 3.1м. Запасы угля в ней составляют около 1.2 миллиона тонн.

Еще в августе прошлого года шахтеры закончили отработку лавы 48, остановили очистной комбайн и приступили к демонтажу комплекса. Затем разобранные детали стали переправлять в новую лаву, чтобы там вновь смонтировать и комплекс, и комбайн.

Стоит отметить, что очистной комбайн Joy-4LS22, который чаще всего называют просто по марке производителя – «Джой», отлично себя зарекомендовал за время работы. Впервые он был запущен в лаве 46, однако в то время не все понравилось инженерам в конструкции машины, и они стали искать возможность сделать работу более эффективной. В конечном счете появилась идея – видоизменить шнека. Вместо стандартных поставили уникальные для нашей страны шнека глобоидного типа, специально изготовленные по заказу СУЭК немецкой компанией. Это привело к тому, что сортность угля стала выше, потеряла актуальность проблема переизмельчения. К тому же «Джой» показал и другие отличные характеристики в работе – высокую скорость, надежность в эксплуатации, мобильность.

- Достаточно сказать, что он может нарубить столько угля, что его не в состоянии принять конвейер - не хватает пропускной способности, - говорит и.о. главного инженера - главный технолог шахты «Хакасская» Анатолий Синьков. - В принципе, комбайн может выдавать рабочую скорость до 12 метров в минуту, и маневровую - до 24 метров в минуту. Однако учитывая горногеологические условия и ограничения по пропускной способности лавного конвейера КСЮ-271, сейчас он трудится не в полную нагрузку максимум до 8 метров в минуту.

Стоит отметить, что впервые в истории шахты перемонтаж оборудования проходил по новому методу. Часть грузов перевозили по смонтированной монорельсовой дороге, в частности, по ней доставляли в забой ленточные конвейеры. Однако секции крепи пришлось транспортировать старым способом по рельсовому пути. Но даже этот гибридный вариант позволил значительно сократить сроки перемонтажа.

- Монорельс мы протянули вплоть до 50-й лавы, - продолжает Анатолий Васильевич. – Более того, подвесным монорельсом оборудован каждый подготовительный забой, независимо от того, конвейерные это выработки или вентиляционные. А это значительно облегчает труд людей: или маневровыми лебедками доставлять грузы, или с помощью дизелевозов DLZ110F-180-6, которые сразу берут несколько единиц оборудования и доставляют к рабочему месту. Скорость дизелевоза составляет до 9 км/ч.

Введение в строй монорельсовой дороги позволило освоить новую технологию доставки материалов, оборудования и людей к очистному и подготовительным забоям с помощью двух шахтных дизелевозов. Сейчас к проходческим забоям доставку осуществляют с помощью шахтного подвесного дизельного маневрового устройства с оригинальным названием – «ШАМАН-ДЕ». А в скором будущем на «Хакасскую» должен поступить еще один, более мощный дизелевоз, что позволит транспортировать секции крепи при перемонтаже механизированного комплекса из одной монтажной камеры в другую. Стоит отметить, в следующей лаве – 58, предусмотрено, что подвесная монорельсовая дорога будет смонтирована и в самой монтажной камере, а это значит, труд проходчика станет еще более механизирован.

Сейчас шахтеры отрабатывают последние забои в пласте «Великан-2», впрочем, осталось не так много времени, когда работа по этому пласту прекратится, ведь из трех лав одна уже в работе. Между тем, инженеры подсчитали, что за годы эксплуатации «Великан-2» выдал на-гора порядка 35,7 млн тонн угля. Учитывая, что в среднем один полувагон перевозит 65 тонн угля, то получается, за время отработки этого пласта с него вывезли порядка 550 тысяч полувагонов! Внушительный состав.

Но с отработкой «Великана-2» жизнь на шахте не заканчивается. Сейчас проходчики уже вовсю готовят новые подготовительные забои по пласту «Мощный». Ровно год назад приступили к его разработке, нарезали подкоренные конвейерные и вентиляционные штреки. На сегодняшний день по пласту «Мощный» ведутся работы в трех подготовительных забоях по подготовке очистного фронта лав №01-02 с длиной лав 300 метров и длиной выемочного столба 2500 метров, с отработкой запасов угля по восстанию. Причем в отличие от пласта «Великан-2», мощность нового пласта «Мощный» выше почти в два раза, выработки нарезаются высотой почти в четыре метра.

Что крайне важно в работе современной шахты, это особое значение, которое придается улучшению условий труда горнорабочих и повышению мер безопасности. Использование анкерной крепи, транспортировка угля из проходческого забоя самоходным вагоном, перевод вентиляции на нагнетательный способ для улучшения проветривания очистного и подготовительных забоев – вот только часть из того, что было сделано на «Хакасской».

Введение в эксплуатацию погрузчиков и бульдозеров немецкой фирмы Liebherr, позволило повысить производительность труда, и сделать работу машинистов более комфортной. Как отмечает Анатолий Синьков, в настоящее время генподрядной организацией ООО «Масштаб» ведется строительство модульной котельной мощностью 4МВт с калориферной установкой на промплощадке западного флангового наклонного ствола для обогрева воздуха, подающегося в шахту в зимний период.

Помимо этого в горных выработках «Мощного» идет установка ленточных конвейеров с шириной ленты до 1,2 метра, вместо конвейеров с метровой шириной ленты, что позволит увеличить пропускную способность, и тем самым повысит производственную мощность шахты до 4 млн тонн угля в год.

Валентина СОСНОВСКАЯ, «ЧР» №17 от 14 февраля 2013 г.

Новости по теме: