Ни физики не боимся, ни математики

Дата публикации: 04.09.2014 - 02:24
Автор:
Просмотров - 861

alt

Августовская конференция педагогов – это как выстрел из стартового пистолета перед ответственной дистанцией. Впереди – долгий путь, позади – то, что можно анализировать, чтобы «пробежать» лучше.

На столь представительных сборах всегда рассуждают, что получилось в прошлом году, а что не удалось, строят планы, определяют направления для движения вперёд.

Черногорцы сдали ЕГЭ лучше всех в республике

Что бы ни говорили о ЕГЭ, сегодня именно по его итогам судят о качестве образования. И здесь Черногорску есть чем похвалиться. Четвёртый год, как отметила в своём выступлении руководитель управления образованием Е.Г.Чернышева, наши ребята показывают лучшие результаты в рейтинге муниципальных образований. На конференции, к слову, глава города Василий Белоногов пожелал не нарушать эту традицию, быть лучшими и впредь. Хорошо бы! Ведь нынче средний балл в Черногорске выше республиканского показателя по 10 предметам из 11.

В списке пятнадцати первых школ Хакасии по результатам ЕГЭ – лицей, гимназия, школы №№ 7 и 19. В процентном соотношении больше всего «высокобалльных» результатов у выпускников школы №7 (37,5%), гимназии (19%), лицея (17,5%).

Максимальное количество баллов смогли набрать 89 выпускников, по четырём предметам: русскому языку, химии, литературе, английскому языку.

Какие предметы для сдачи выпускники выбирают чаще? На протяжении трёх лет список предпочтений не меняется. Самые популярные в этом плане предметы – обществознание, физика, биология. Особо радует, что ребята не боятся физики и штурмуют технические вузы. Это сегодня важно, поскольку экономистов и юристов в стране – пруд пруди, а технарей, призванных поднимать реальный сектор экономики, не хватает. Получается, преподавание названных предметов ведётся на достойном уровне, дети не боятся показать свои знания. Кроме того, налицо усилия по профориентации школьников. Сами-то они «с усами», но очень нуждаются в подсказках взрослых – что там сегодня на рынке труда, какие прогнозы, куда податься для продолжения образования после школы, чтобы не было проблем с трудоустройством.

Любопытно, что по результатам ЕГЭ от черногорских выпускников поступило в конфликтную комиссию 32 апелляции о несогласии с выставленными баллами. Из них удовлетворены 15 (12 по математике, 1 – по русскому языку, 2 – по обществознанию).

Ну вот, модернизировали

Обсудили на конференции и тот факт, что проект модернизации системы общего образования, объявленный в 2011-м президентом, завершён. Он был рассчитан на три года, за это время нужно было решить три задачи: повысить зарплату, создать для школьников достойные современные условия и забыть о том, что когда-то существовала проблема с кадрами. Так вот, как рассказала руководитель ГУО, за три года зарплата педагогов школ выросла почти в 1,5 раза – в среднем с 19681 до 27299 рублей.

Что до условий, сделано многое. В школах обновлена компьютерная техника, появились интерактивные доски, мультимедийные проекторы, преобразились пищеблоки, спортзалы, во многих школах деревянные окна заменены на пластиковые.

Родители оценили, что с сентября 2013-го все ученики были обеспечены бесплатными учебниками, эта практика сохранилась и в новом учебном году.

С кадрами вот какая ситуация. Сейчас всё более-менее ровно, но проблема дефицита специалистов возникнуть может, есть на то две причины. Первая – растёт гвардия первоклассников. К примеру, нынче в классы городских школ пришли 936 первоклассников, что на 133 больше, чем в прошлом году. Число детей год от года будет расти. Вторая – всё больше педагогов подходят к пенсионному рубежу. Так что приходится думать, как вырулить, как привлечь квалифицированных специалистов в профессию

Самым маленьким - ждать

Детские сады сегодня рассматриваются не иначе как учреждения дошкольного образования. Там своя схема финансирования, заинтересованности воспитателей в результате. Принят новый стандарт дошкольного образования, который предстоит «обкатать» уже в этом году. В пилотном режиме стандарт будет введён в детсадах «Калинка», «Золотая рыбка», «Звёздочка», «Родничок».

Остро стоял вопрос с обеспечением мест для всех желающих. На сегодняшний день нет очереди в группы, куда набирают детвору в возрасте от 3 лет и старше. А вот самым маленьким, от 1,5 лет, приходится ждать. Хотя, благодаря альтернативным формам устройства малышей в группы (кратковременного пребывания, семейные, в негосударственных организациях)  охват детей вырос до 94,4%. В очереди для поступления в детский сад числятся 335 детей от года до трёх лет. Им рекомендуют обращаться, для проведения индивидуальной работы, в консультационные центры, которые организованы при каждом детском саде. А избавиться от очередей в детсады полностью предполагается к 2016-му году.

Звёзды

Учителя, воспитатели постоянно участвуют в конкурсах, демонстрируя свежие разработки, новые технологии обучения. На городской «Педагогический олимп» нынче поднялись Л.В.Тепляшина, учитель иностранного языка лицея, О.В.Мамаева, педагог-психолог детского сада «Ручеёк».

Учитель начальных классов гимназии Т.Г.Немцева, завоевав в прошлом году звание «Учитель года», стала победителем республиканского этапа всероссийского конкурса «Учитель года - 2014». Она же была признана лучшим учителем Хакасии, по мнению детского жюри. Впереди - финал всероссийского конкурса. И это ещё не всё. В этом учебном году, одна от города, Татьяна Григорьевна участвовала в конкурсе на получение денежного поощрения в рамках нацпроекта «Образование», и выиграла грант 200 тыс. рублей. Единственная от города, она была награждена и за подготовку победителя на соискание премии Хакасского республиканского общественного фонда поддержки одарённых детей.

К слову, на конференции Т.Г.Немцева поделилась опытом - что и как делает, чтобы добиться хороших результатов, как работает с одарёнными детьми:

- Примеряя портрет одарённости, понимаю, что каждый ребёнок в классе имеет способности в той или иной области. А моя задача - всё это не только сохранить, но и развить. По итогам года награждаются не только дети, показавшие блестящие результаты, но и их родители. Дети вовлечены в научные общества, участвуют в конкурсах, привлекаются к исследовательской работе на волне интереса, любопытства, тяги ко всему новому. Для мотивации ребят применяю рейтинговую систему оценивания, в конце года определяем абсолютного победителя, самого активного и результативного ученика. Такая «игра» подхлёстывает всех, заставляет шевелиться, стремиться брать высоты, одну за другой.

На конференции подчёркивалось, что участие в грантовых конкурсах сегодня - это не только презентация достигнутых результатов, но и возможность заработать дополнительные средства. К примеру, лицей и гимназия по итогам республиканского конкурса грантов на поддержку одарённых детей и работающих с ними учителей получили 100 и 50 тысяч, соответственно.

Школа № 20 приняла участие во всероссийском конкурсе «Территория присутствия» и получила грант в размере 495 тыс. рублей. В этом же конкурсе, в номинации «Малые заповедные места», был отмечен детский сад «Радуга», коллективу перечислена 61 тыс. рублей.

В межрегиональном конкурсе предпринимательских проектов «Созидание» победил проект «Доступное дошкольное образование», победа подкреплена финансовой поддержкой в размере 250 тыс. рублей.

Особо был отмечен коллектив детского сада «Сказка», который принял участие во всероссийском форуме работников дошкольного образования и единственный в Хакасии вошёл в сто лучших дошкольных учреждений России. Директор Тамара Николаевна Колесникова удостоена знака «Директор года».

Чтоб зарплата росла не за счёт нагрузки

Заместитель министра образования и науки РХ А.А.Бутенко сорвал аплодисменты зала, когда начал говорить о зарплате. В частности, о том, что её повышение не должно происходить за счёт роста нагрузки учителей.

- Необходимо продолжить работу по нормированию труда педагогов, чтобы не допускать перегрузок и добиваться улучшения их социального самочувствия. Всё ради улучшения образовательных результатов! Для этого введён и эффективный контракт - договор, который должен обеспечить, с одной стороны, достойное материальное вознаграждение, с другой - качество и результативность работы.

Кроме того, разработано новое положение об аттестации, профессиональный стандарт педагога.

А сочинение потянем?

Уже в новом учебном году грядут изменения в организации выпускных экзаменов. В частности, планируется введение выпускных сочинений, сейчас решается, какой станет система их оценки.

На уровне России утверждена новая концепция развития дополнительного образования. Её суть - в том, чтобы охват детей кружками, секциями был максимально широким. От финансирования организаций предполагается переходить к финансированию конкретных образовательных программ. Продвигается принцип персонального дополнительного образования, чтобы была возможность раскрыть таланты каждого.

В конце 2013-го года была утверждена концепция развития математического образования в России. Цель - его выведение на лидирующее положение в мире. В данном случае речь также идёт об индивидуальном обучении, создании условий для одарённых детей, о введении нескольких уровней математической подготовки. Учителя, которые добиваются выдающихся результатов, должны быть поддержаны.

С 2020 года планируется введение обязательного ЕГЭ по иностранному языку.

- Прежде чем это случится, нам надо радикально повысить качество знаний, обновить программы, - подчеркнул докладчик.

С 2015 года будет действовать норма - наличие не только бумажных версий учебников, но и электронных.

Словом, работы - через край. И она уже началась - с момента, когда дети в первые дни сентября заняли свои места за партами.

Марина КРЕМЛЯКОВА, «ЧР» №91 от 4 сентября 2013 г.

Новости по теме: