Все родители хотят, чтобы их ребёнок был не только здоровым, но и активным, любознательным, чтобы умел и спросить что-то, и рассказать. А для этого нужно развивать речь.
Связная речь - это речь содержательная, логичная и последовательная. Именно здесь можно разглядеть тесную связь речи и интеллектуального развития. Чтобы развиваться, займитесь с малышом ТРИЗом. Пусть вас не пугает название! ТРИЗ - это теория решения изобретательских задач. С помощью её технологий и методов можно, весело играя, помогать формированию не только речи, но и мышления, памяти, фантазии. Много времени для этого не нужно, что немаловажно. Играть можно по дороге из детского сада, вечером на кухне, готовя ужин, в дальней дороге в машине. Причем, игра подходит для крох с трех лет.
Вот несколько таких игр. Их цель - задействовать как можно больше слов. Помогите ребёнку подобрать больше ответов на такие вопросы: «какой?», «что делает?», «чем похож и чем отличается?», «из чего состоит?». Например: «Чем был - чем стал?». Было дерево. А чем стало? - спичками, кубиками, мебелью. Или еще хороший пример про нахождение противоречий, ведь в каждом предмете или явлении есть что-то хорошее и что-то плохое:
- Съесть мороженое хорошо? Почему?
- Сладкое!
- А почему плохо?
- >Можно заболеть!
- Заболеть - плохо. Почему?
- Нужно пить лекарство.
- А почему хорошо?
- Можно остаться дома с мамой.
Еще одна интересная игра под названием «Да - нет». Нужно загадать предмет. И попробовать отгадать его. Но вопросы нужны только те, на которые можно ответить «Да» или «Нет». Дети привыкают правильно формулировать вопросы, а постепенно сужая поле поиска, находят отгадку.
Такие занятия, как составление загадок, рифмовок способствуют становлению речи детей и развитию творчества. Ребёнок получает большое удовольствие от того, что сам создал что-то. Например, загадку. Дети придумывают саму загадку к уже готовой отгадке. Сделать это несложно. Нужно ответить на вопросы «какой?», «что делает?», «кто (что) делает так же?», «чем похож и чем отличается?»
Плавает, как дельфин,
Качает, как качели,
Перевозит людей,
Но не самолёт.
( теплоход)
Покажите детям, как интересно подбирать рифмы к словам. И вот уже ребёнок сам с радостью бежит к вам и несёт новую рифму: «цветок - платок, дельфин - графин».
Научившись находить рифмы, можно составлять весёлые рифмовки.
Жил-был слон,
Он залез на балкон. Он там семечки щелкал
И песни напевал.
А вот какие стишки - небылицы сочиняют самостоятельно дети старшего дошкольного возраста.
Жила-была кастрюля,
Как добрая бабуля, По тропинке она ходила,
С чайником дружила.
Необыкновенный мир всегда рядом с нами, научите ребёнка его видеть. И вы получите рядом с собой интересного, любопытного, говорливого человечка.
Татьяна КУРОПАТИНА, воспитатель детского сада «Журавушка», «ЧР» № 15 от 1 марта 2016г.