Небо на ладони

Дата публикации: 28.07.2015 - 03:13
Автор:
Просмотров - 771

alt

- Ой, да мне поначалу там не особо-то понравилось! – махнув рукой, рассказывает мне светловолосый парень с едва заметной первой щетиной на подбородке. – Я летать не мог научиться!

Спокойно, бесчисленные поклонники Гарри Поттера, академию чародейства, где юных волшебников учат летать на метлах, мне найти не удалось. Зато получилось отыскать нечто куда более реальное, доступное, не требующее сверхъестественных талантов, но тоже дающее возможность взмыть ввысь – лабораторию авиамоделирования «Пилот», расположенную в «Юном технике».

- …Но потом втянулся, - продолжает шестнадцатилетний Олег Кветковский. – Летать все-таки научился, хоть это и оказалось реально сложно. Пока осваивал азы, разбил пару самолетов. Преподаватель у нас хоть и добрый, но в таких случаях, бывало, ворчал. А потом начались соревнования, победы – одна, вторая… Cейчас у меня дома, наверное, штук 50 медалей по стенам развешаны. Хочу поступать в Красноярский аэрокосмический университет, думаю, получится!

Сквозь книги и чертежи

Валерий Дмитриевич Булдин авиамоделированием увлекся в далеком 61-м. Увидел как-то взлетающую модель самолета, услышал ровный рев двигателя и неожиданно понял, что его всегда тянуло в небо. Но небо – это ведь не обязательно «садись и лети». С небесной синевой можно дружить, запуская в нее в сотни раз уменьшенные копии реальных самолетов. С тех пор перечитал огромную кучу книг по авиамоделированию, начертил бессчетное количество чертежей и поучаствовал во многих первенствах разных масштабов. А однажды очень захотелось поделиться накопленными знаниями с подрастающим поколением. Что он и начал делать.

- Сам я до сих пор тружусь на разрезе, а занятия с мальчишками - вроде хобби. Несколько раз бросал преподавательство, но все равно возвращался к тому, что действительно интересно и дает свои результаты - мои ученики даже работают на Новосибирском авиационном заводе.

Вам планер или копию?

Для юных и бесшабашных все начинается в большой комнате, сплошь увешанной и уставленной моделями, уже прошедшими не один «бой». Мелкие, как называет новичков учитель, поначалу выполняют простейшие вещи - пилят, шлифуют, собирают. Пыхтят, стараются, а сами одним глазом подглядывают за тем, что их старшие товарищи делают. Чтобы освоить все премудрости, года будет мало. А вот два – уже срок.

Авиамоделирование – та еще наука, ведь модели разные: планеры (свободнолетающие), кордовые (система управления состоит из нескольких лесок), радиоуправляемые (оснащены двигателем внутреннего сгорания и системой радиоуправления), модели-копии (созданные на основании чертежей настоящих самолетов, только в уменьшенном масштабе), радиоуправляемые модели, оснащенные электродвигателем.

Особый интерес у юных авиамоделистов вызывают модели-копии – тут не только «внутри» все должно быть идеально, но и снаружи.

- Берется чертеж реального самолета, вычерчивается еще раз в уменьшенном, нужном масштабе, и закипает работа, - делится подробностями авиамодельной кухни Валерий Дмитриевич. – Все должно быть скопировано точь-в-точь, начиная цветом и заканчивая самой мелкой заклепочкой, самой незаметной надписью, которая должна быть именно в том месте, где находится у реального судна. Отступить нельзя даже на миллиметр.

Все потому, что вскоре модель будет выставлена на соревнованиях, где щепетильные судьи оценят каждую деталь, порой даже не особо-то и видимую глазу. После этого крылатых красавцев нужно будет запустить в воздух, доказав, что юный мастер действительно над ней потрудился, и не забыл ни о внешнем блеске, ни о внутренней мощи.

Корейский двигатель – это да-а-а!..

Углепластик, стеклопластик, поликарбонат… Нет, мы плавно не перешли на уроки химии, но близко к тому – все это и еще много чего другого требуется как раз-таки, чтобы создать авиамодель. Понятное дело, что в первом попавшемся магазине столь редкие товары не купишь, большую часть приходится заказывать из-за границы.

- Самое главное в той же радиоуправляемой модели - двигатель. Он один стоит около двадцати тысяч рублей, - сетует Валерий Дмитриевич. – Я говорю о двигателях зарубежного производства. Нет, можно, конечно, купить и наш - дешевле, но на нем далеко не улетишь. В ходу итальянские, японские, корейские двигатели. Все, естественно, оценивается в долларах. И с тех пор, как его курс подпрыгнул, – к ним не подступиться.

Остальные материалы авиалюбители заказывают из Америки, Китая, Украины. Это не быстро – ожидание затягивается на 4-6 недель. А вот последнюю посылку с Украины пришлось ждать и того дольше, видно, задержка случилась из-за тамошней неспокойной ситуации.

Летают самолеты не на добром слове, их тоже заправлять нужно. Правда, не бензином, как автомобили, а особым топливом для авиамоделей. Его снова приходится выписывать из-за границы. Три с половиной литра стоят полторы тысячи рублей. На сезон необходимо 20-30 литров. Черногорские авиамоделисты пробовали связываться с российским топливом, но быстро бросили эту затею: самолет будет чахнуть, пищать, визжать, взвывать, пыхтеть и кряхтеть, и ничего больше. Так что урок под названием «Если хочешь, чтобы модели нормально летали, нужно вложиться», здесь усвоили на «отлично».

А на груди - медалей связка

Конечно, своими силами в покупке всего этого, чуть ли не в прямом смысле сокровища, не обойдешься. Авиамоделистам помогает и Павел Ильич Мамонов, директор «Хакасвзрывпрома» - на этом предприятии как раз-таки уже не один десяток лет трудится Валерий Дмитриевич, и Юрий Степанович Щапов, руководитель «Барита», и Николай Георгиевич Зибарев, генеральный директор разреза «Степной». Дело нужное, тем более все это для детей.

А последние, к слову, возложенные надежды взрослых оправдывают полностью. Как? Да просто! Они ведь не только, сидя в четырех стенах, клеить-мастерить умеют, но и труды свои достойно демонстрируют. Причем, и в нашем маленьком городе, и далеко за пределами республики. Так, недавно черногорская команда заняла первое место в открытом первенстве Красноярского края по авиамодельному спорту. Такую связку медалей привезли – не с первого раза поднимешь! Особо отличившиеся с гордостью выпячивали грудь, на которой - даже не две, а три медали.

Кто-то отличился в скоростных соревнованиях – из названия понятно, что здесь важна скорость, кто-то – в пилотажных: это когда модель должна выполнить сложные фигуры без помарок, строго следуя заданному плану. Кому-то повезло стать первым в воздушном бою, пожалуй, одном из самых зрелищных состязаний, когда два одновременно выпущенных самолета пытаются «отрубить» винтом прицепленные к корпусам другу друга ленточки. Чем больше «отрубов» - тем больше очков.

Конечно, не обошлось без оценки копий. Кстати, одной из самых «легендарных» в этой категории моделей, когда-либо созданных черногорским объединением, является полукопия фронтового бомбардировщика ПЕ-2, в СССР его еще называли «пешкой». Мало того, что выглядит она точь-в-точь как оригинал, так еще и функции его сохранила: модель может взмыть в воздух и выполнить те операции, которые выполнял «старший собрат» - сбросить импровизированные бомбы и раскидать листовки.

Монголия нас ждет

- Всего у нас занимаются около полусотни человек, - говорит руководитель объединения. – Даже из Абакана двое мальчишек есть. А на соревнования ездит сформировавшаяся команда – 14 человек, лучшие из лучших. Но, признаться честно, уровень Красноярского края они уже переросли. Нужно двигаться дальше, ехать «на Россию», а никак – нет финансов. Еще в 2010-м наши ребята занимали пятое место в стране! Вы только подумайте – пятое! Наш провинциальный Черногорск! Выступали так, что оставляли позади команды из городов-миллионников. А тут – 70 тысяч населения… Ребята действительно хороши – один на мастера спорта «слетал» в прошлом году, трое - на кандидатов.

Словом, громкие победы есть, а средств, чтобы закрепить их и развиваться дальше, нет. Не так давно Валерий Дмитриевич и его ребята получили приглашение приехать в Монголию, выступить на Кубке мира. Отправиться туда могут пять юных авиамоделистов. Взялись подсчитывать расходы. По самым минимальным расчётам получилось, что необходимо около трехсот тысяч рублей. Только где их взять? Организаторы ничего на себя не берут, только приглашают.

В августе будет стартовать кубок России в Нальчике, хочется надеяться, что удастся съездить хотя бы туда. А перестанешь катать молодежь по городам и весям родной страны – они быстро потеряют интерес, ведь в любом деле нужно расти, развиваться, соревноваться, в конце концов.

Лучший снаряд – это утюг

…А это дело не только сложное, но и, как выяснилось, требующее не только умения резать-пилить, но и хороших физических данных. Сами посудите: на соревнованиях один участник за день может «слетать» до семи раз. И каждый раз – это риск того, что самолет улетит далеко-далеко, а пилоту, мало того что мастерское управление показать нужно, так потом и бежать за своим детищем придется. Можно найти его за километр от поля, а можно и за десять. Словом, быстрые ноги и отличная дыхалка тут явно не помешают.

Хорошо бы еще «в комплекте» иметь сильные руки – этого требуют кордовые модели, летающие по кругу на привязи из двух тросиков (которые и называют кордами) и управляемые пилотом, находящимся в центре этого круга. Натяжение там жуткое, плечи и пальцы с непривычки начинают болеть уже через 2-3 минуты. Впору придумывать упражнения специально для кордовиков! А пока они регулярно тренируются на доступных снарядах - тягают дома утюги. Штука удобная – и ручка есть, и вес немалый.

Помимо того, что авиамодельный спорт может быть захватывающим - самолеты порой такие фигуры выделывают – закачаешься! – он еще и опасный. Пару раз на состязаниях высокого уровня Валерий Дмитриевич своими глазами видел, как скоростная модель срывалась с кордов и насквозь пробивала сетку. Неудивительно! На том же первенстве в Красноярске один из черногорских учеников развил скорость до 272 км в час. Оттого и пилоты, которые управляют моделями, и механики, которые вначале заводят двигатель, должны быть в касках, а в радиусе 20 метров не должно быть ни души.

Как ни жаль, но самолеты имеют свойство разбиваться, да так, что порой одна пыль остается. Ладно, если крылья, но когда двигатель за 20 тысяч вдребезги – как ножом по сердцу. Зато когда модель «выживает», то начинает свой большой путь. Мастер устраняет замеченные недостатки, модернизирует свое творение, а после «обкатывает» в новых боях.

О розовых мечтах

Валерий Дмитриевич вздыхает, когда начинаешь спрашивать о том, каким он видит авиамодельный спорт в нашем городе лет через десять. Вспоминает, как когда-то пускать в небо самолеты было невероятно популярно, но то время безвозвратно упущено. Авиамоделирование нужно развивать заново, а как это делать сейчас, когда кризис на дворе?..

На розовые мечты о том, что не мешало бы уже включить этот вид спорта в олимпийскую программу, тогда и развивать бы стали, кивает, мол, согласен, посмотреть тут есть на что. Но для этого нужен не стадион, а кордодром. К слову, у нас в городе такой есть – единственный в Хакасии и второй в Красноярском крае. Казалось бы, ничего необычного – круглая асфальтированная площадка, огороженная сеткой, – а такая редкость. Наш кордодром появился в 80-х. В 90-е его разграбили, утащили сетки, спилили столбы. Несколько лет назад администрация города привезла новую сетку, положила свежий асфальт. Конечно, там еще можно кое над чем поработать, но уже замечательно, что основа есть. Есть, где черногорским мальчишкам с одной стороны постигать азы пилотажного искусства, а с другой – знакомиться с ручным трудом.

- Тут ведь терпение и упорство – самые важные качества, - констатирует мой собеседник. - Мямля не приживется. На одну детальку может уйти неделя, а на весь самолет – год минимум. Долго, согласен. Зато сколько навыков приобретется: и точить научишься, и формовать, и сверлить. Специалист получится хоть куда! Разве что кашу сварить не сможешь. Но ведь всему можно научиться, правда?..

Вера ДАНИЛЕНКО, фото автора. «ЧР» №58 от 28 июля 2015 г.

Новости по теме: