Небесные хулиганы

Дата публикации: 14.02.2013 - 05:33
Автор:
Просмотров - 726

alt

Не успели отгреметь страсти по «воздушным» хулиганам Сергею Кабалову и Вячеславу Исмаилову, как новое сообщение – в воскресенье под облаками разошелся очередной дебошир. Что же за эпидемия буйства поразила наши авиалинии?

Недавно провожали друзей на поезд в Новокузнецк и стали свидетелями того, как проводница отказала в посадке в общий вагон подвыпившим дамочке и молодому человеку: «Вон сколько семей с детьми едут, а вы будете дебоширить всю ночь. Кому это нужно?» - парировала она.

На возмущенные крики несостоявшейся пассажирки тут же появились сотрудники и, объяснив, что проводник по правилам может отказать тем, кто нетрезв, посоветовали не буянить. Дама совету, хоть и не сразу, но вняла. Далее посадка продолжалась спокойно и другие пассажиры, думаю, были довольны таким поворотом дела – терпеть в дороге соседей, как говорится, «на бровях» действительно никому не нужно. Но это в поезде, где достаточно пространства и где дежурят сотрудники транспортной полиции, которые пьяных могут легко обезвредить и ссадить на очередной станции.

Что делать в самолете, который летит на высоте 12 тысяч метров и дебош изрядно принявших на грудь может не просто испортить настроение, но и иметь трагичные последствия? Как известно, самолеты достаточно часто падают и без «помощи» пьяных хулиганов.

В последние годы приходилось часто летать, и, как говорится, Бог миловал от подобных происшествий. Если честно, даже не представляю, каково было тем людям, которые оказались на борту с Вячеславом Исмаиловым, из-за буйства которого экипажу пришлось экстренно сажать самолет в Ташкенте. Он не ограничился оскорблением борт-проводников, избив нескольких попутчиков.

А «художества» саратовца Сергея Кабалова, летевшего в Египет вместе с женой и трехлетней дочкой, предстали во всей красе благодаря видеозаписи одной из пассажирок. Пришедший в ярость от просьбы стюарда затушить сигарету, мужчина набросился на бортпроводника с кулаками, обещал «поиметь» и убить всех, кто встанет на его пути, и даже посадить самолет на воду. При этом он кричал, что служит в спецназе ГРУ и является депутатом. Не ограничившись угрозами, предпринял попытку прорваться в кабину пилотов.

Следующее ЧП произошло на борту самолета авиакомпании UTair, когда тридцатипятилетнего жителя Подмосковья, летевшего в Египет, бортпроводникам и пассажирам пришлось обезвреживать, обмотав скотчем. По возвращении он был задержан в аэропорту Домодедово, где в отношении него был составлен протокол, после чего материалы направили в суд, где дебоширу назначили арест на трое суток за мелкое хулигантство.

Во время перелета напряженно чувствуют себя многие пассажиры, а когда в салоне творится непонятно что, люди особенно уязвимы. Почему же, как выяснилось, не предусмотрены действенные меры защиты, извините за резкость, от таких вот сволочей? Почему воспитанные, интеллигентные люди, вынуждены терпеть хамство и нападки от тех, кто возомнил себя хозяевами мира после возлияний горячительного?

И почему не отказывают в посадке откровенно пьяным пассажирам еще при прохождении предпосадочного контроля в аэропорту, как это сделала проводница абаканского железнодорожного вокзала?

Конечно, в самолет пассажиры могут подняться трезвыми и выпить купленное в зоне беспошлинной торговли уже после прохождения предпосадочного контроля. Однако не надо забывать, что хотя на борт и разрешено брать спиртное, приобретенное в магазинах duty-free, но открывать и пить его на борту самолета запрещено. Кстати, не раз была свидетелем, как это правило нарушалось, а стюардессы нарушений «не замечали».

Не зря после известных инцидентов российские авиаперевозчики внесли сразу два предложения – либо вообще запретить проносить на борт спиртные напитки, купленые в duty-free, либо забирать у пассажиров алкоголь и выдавать его после приземления. Минтранс одобрил эти предложения и готовит поправки в Воздушный кодекс. Конечно, сбор и выдача спиртного (а народ в duty-free нагружается на всю катушку) – добавят хлопот бортпроводникам, но руководители авиакомпаний считают, что безопасность на борту важнее.

Если честно, за хамское поведение пьяных соотечественников просто стыдно. И не только в самолете. Точно так же они могут вести себя на курорте, в метро и на улице. Кабалова, например, не остановило даже то, что рядом с ним была маленькая дочка. «Принять на грудь» в самолете, чтобы не было страшно, – не только российская привычка. По данным интернета, за последние полтора года только одна авиакомпания насчитала более тысячи случаев, когда пьяные дебоширы становились угрозой для безопасности полета.

И хотя наши соотечественники впереди планеты всей, проблема пьяных пассажиров актуальна во всем мире.

Как же ее решают за рубежом?

Изучение вопроса показало, что некоторые компании, например, практикуют составление «черных списков». Однако, не продать билет там не имеют права даже тем, кто в этот список входит, а лишь порекомендовать пользоваться услугами других авиакомпаний. Западные перевозчики боятся подпортить свой имидж даже намеком на нарушение прав человека. При этом возникает вопрос: почему нарушать права отморозков боятся, а права тех, кто натерпится всякого от этих самых отморозков, нет?

Я не сторонница по всякому поводу кивать на заграницу. Однако, касательно безопасности пассажирских авиаперелетов, там приняты более серьезные меры, чем у нас. В США, например, перепалка, а тем более драка со стюардессой или стюардом может закончиться для бузотера реальным тюремным сроком и крупным штрафом. Его размер зависит от того, в аэропорту какого штата нарушителя встретит у трапа полиция, а также где именно будет проходить суд, но практически везде наказание за хулиганство в самолете выглядит весьма внушительным - до десяти лет тюрьмы и десятков тысяч долларов штрафа. А теперь сравните с размером штрафа, который получит воздушный хулиган у нас - это 1,5 тысячи рублей (!) или отделается тремя днями ареста.

Согласно установленным американской Федеральной авиационной администрацией (ФАА) правилам, нахождение в нетрезвом виде на борту самолета категорически запрещается. Если пьяный пассажир стал причиной вынужденной посадки авиалайнера, то компания-перевозчик приложит все силы, чтобы его засудить. Именно так и произошло с пассажиром «Американ Эйрлайнс», совершавшего в 2008 году полет из Сиэтла в Майами. Самолет сделал незапланированную посадку в Денвере и передал пьяного 30-летнего мужчину местным правоохранителям, которые и упекли его в тюрьму на один год с выплатой штрафа в 17 тысяч долларов.

Какое же наказание грозит Вячеславу Исмаилову, из-за которого самолет совершил вынужденную посадку в Ташкенте? Дипломат, принимавший участие в разбирательстве по делу россиянина, сообщил, что по решению суда ему назначили наказание в виде штрафа в 6 тысяч рублей. Статья трактуется как мелкое хулиганство. И все? А как же моральный и физический ущерб, пострадавших попутчиков? Ведь СМИ сообщили, что некоторых из них он избил так, что потребовалась помощь медиков Ташкента. И будет ли авиакомпания требовать возмещения ущерба из-за незапланированной посадки?

Не пора ли и у нас в стране для защиты пассажиров создать структуру, аналогичную той, что имеется в составе Управления транспортной безопасности США - федеральную службу авиационных маршалов, которые под видом обычных пассажиров находятся на борту самолета, и сам факт возможного присутствия законспирированного офицера на борту не только существенно осложнит планы террористов, но и окажет отрезвляющее воздействие на «небесных хулиганов». А в Гонконге, например, стюардесс обязали изучить приемы боевых искусств ради безопасности перелетов.

Не знаю, изучают ли приемы карате наши бортпроводники, но то, что никаких воздушных маршалов нет – это точно. А утихомирить российского хулигана словами весьма проблематично. Нашего человека может напугать, наверное, только неотвратимость серьезного наказания. Будем надеяться, что вслед за событиями последних полутора месяцев законодатели и руководство авиакомпаний предпримут адекватные меры. И кое-какие конкретные предложения уже озвучены.

Например, по нынешнему Воздушному кодексу командир самолета уже имеет право применять все необходимые меры в отношении лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета и отказываются подчиняться его распоряжениям. Но дело командира - все же управлять самолетом. Поэтому минтранс предлагает дать право сопровождать воздушное судно в полете сотрудникам службы авиабезопасности. Так что надеемся, что вскоре и у нас появится «служба воздушных маршалов».

Далее: для защиты пилотов от хулиганов, которые нередко рвутся «порулить», минтранс предлагает поставить в кабины своеобразные «домофоны», которые позволят видеть, кто именно хочет войти в кабину. А от преступников и террористов экипаж защитят пуленепробиваемые двери.

Кроме того, министерство считает необходимым разрешить авиаперевозчикам продажу так называемых «невозвратных билетов», что не позволит пассажиру вернуть деньги за неиспользованный билет.

Кстати, радует, что не все воздушные хулиганы могут отделаться символическими штрафами.

В СМИ сообщили, что в отношении Сергея Кабалова, устроившего дебош на борту самолёта Москва-Хургада, возбуждено уголовное дело о попытке угона воздушного судна. Наказание по этой статье предусматривает от 7 до 12 лет лишения свободы. Так что любителям отмечать начало отпуска уже в самолете нелишне задуматься – а оно того стоит?

Марина ИЛЬИНА, «ЧР» №17 от 14 февраля 2013 г.

В тему

Минтранс может внести в Госдуму «закон Сергея Кабалова». Руководство Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) выступило с инициативой создания «черного списка» пассажиров, замеченных в хулиганских выходках во время полета.

Как сообщает «Саринформ», поводом для составления такого реестра в Росавиации считают дебош саратовского бизнесмена Сергея Кабалова. Такие списки существуют в нескольких крупных авиакомпаниях. Росавиация же планирует создать общий перечень персон нон-грата.

Не исключено, что в ближайшее время после рассмотрения ходатайства Росавиации такой проект в федеральный парламент внесет Министерство транспорта РФ.

/strong

Новости по теме: