Не дать взорваться бомбе

Дата публикации: 20.02.2013 - 01:18
Автор:
Просмотров - 703

alt

Учителя истории  20-й школы Владимира Балдуева я впервые встретила на конференции по патриотическому воспитанию, тогда меня очень заинтересовал его доклад, касавшийся проблемы национальных конфликтов среди школьников и возможностей решения проблемы. Тема для нашего города новая, но, тем не менее, уже актуальная. Так что было вполне логично продолжить ее обсуждение.

- Владимир Игоревич, в чем именно заключаются национальные конфликты  среди подростков, вообще, чем они вызваны?

- Проблема комплексная, имеющая несколько составляющих. Дело в том, что дети мигрантов из стран Средней Азии даже в старшей школе плохо знают русский язык, не воспринимают речь, соответственно, не могут нормально усваивать знания на уроках. И это отражается на их отношении к учебе, вызывает прогулы. А непонимание на языковом уровне приводит к конфликтам со сверстниками. Начиная от отторжения, заканчивая драками. Причем, ведь дети мигрантов собираются в группы по национальным признакам,  тем самым еще больше отдаляют себя от русских детей. Говоря о русских, я подразумеваю не только русских по национальности, но и татар, хакасов, украинцев, словом, все народности, проживающие на территории России. И наша задача снизить накал, решить эти противоречия. Мы изучали практику других городов, где с этим уже столкнулись давно. И к каким проблемам это может привести, если не решать их сейчас.

- А сколько детей мигрантов в Черногорске?

- Пока немного. По городу всего 106, большая часть учится в нашей школе. У нас таких 40.

- В 20-ю школу как-то специально собирали приезжих детей или случайно получилось?

- Нет, не специально. Это было желание их родителей. Во-первых, у таджиков, киргизов большие семьи, детей стараются отдать в одну школу, во-вторых, члены диаспор тяготеют друг к другу. Кстати, много таких детей учится в лицее.

- Вы сказали, что дети плохо знают русский язык, но тогда получается, что они изначально поставлены в условия невозможности получения достойного образования. Почему их принимают в старшие классы? Понятно, что не очень хорошо, когда с 10-летками учится 14-летний подросток, но разве лучше, когда он учится с ровесниками, но не понимает на уроках?

- Это не так. Прежде чем определить в класс, проходит проверка знаний, психолого-педагогическая комиссия, на которой и решается, на какую параллель отправить ученика. Поэтому многих детей определяют в коррекционные классы, во-первых, потому что там больше уроков русского языка, а во-вторых, более индивидуальный подход. Ведь в таком классе не более 12 человек, а в обыкновенных учится по 25-30 человек.

- Но ведь одними коррекционными классами проблему не решить.

- Мы все это понимаем. Возможно, откроем платные курсы для детей и взрослых по русскому языку. Сейчас проводим анкетирование среди родителей. Бесплатно мы не имеем права, нет финансирования на это. Понятно, что где-то учителя с детьми и бесплатно занимаются, уделяют им больше внимания, но на постоянную основу это нереально поставить. Тем более что мы не можем оказать такую бесплатную помощь в изучении языка родителям.

- И все же, в чем именно проявляются конфликты на национальной почве между детьми?

- Прежде, когда мы были единой страной, такие споры были редкостью, русские жили в Средней Азии, таджики, узбеки, киргизы – у нас. Но с распадом СССР, вы прекрасно знаете, в национальных республиках началось притеснение русского населения, людей вынуждали покидать страну. Тогда же по отношению к русским сложилось отношение пренебрежительное. И сейчас мигранты, приезжая из стран Средней Азии, везут с собой это же настроение. То есть они живут в России, но при этом не очень уважают нас, соответственно, ведут себя так и дети. Я не скажу, что конфликты так сильны, скорее, дети попросту не общаются друг с другом. Но порой происходят ссоры и драки.

- А вообще, как давно вы столкнулись с этой проблемой?

- В конце прошлого года. Так что она совершенно свежая. Поэтому сейчас мы находимся в стадии только выработки программы. Единственное, что пока сделали, это на базе проблемных школ создали своеобразные клубы для учителей, которые работают в таких классах, где они могут получить помощь, обсудить проблемы, в частности: как на уроках общего плана внедрять поликультурные компоненты.

В этом году на августовской конференции в Абакане была секция, посвященная проблеме поликультурного образования. Но в основном уделяли внимание проблеме хакасов, а вот к адаптации мигрантов внимания почти нет. Однако это темы разные, у хакасов нет проблемы языкового барьера.

- Что конкретно вкладывается в понятие «поликультурные компоненты в образовании»?

- В основном это касается учителей литературы и дополнительного образования, остальных предметников обходит. Это включение на уроках компонентов других культур. Не только изучение русской истории, но и истории других народов. Не только чтение русских авторов, но и национальных. На бытовом уровне это уроки традиций, кухни, обычаев и т.д. Чтобы дети лучше могли познакомиться с культурой других наций. Это только в рамках учебной деятельности. Но ведь есть возможность работать и за ее пределами, например, создавать кружки межнационального общения. Ведь есть русско-немецкие, русско-польские. Так почему бы не создать русско-таджикские, русско-киргизские…

- Интересно, а почему вы  заинтересовались темой, есть особые причины?

- Да. У меня самый многонациональный класс, в нем шесть детей, приехавших из ближнего зарубежья. К тому же я преподаю историю и обществознание, предметы, на которых более чем уместно поднимать эти проблемы. Но повторюсь, пока опыт нарабатываем. Сейчас только продумываем.

- А родители детей помогают вам в работе?

- К сожалению, тут есть проблемы. С одной стороны, некоторые родители сами не знают языка, и очень сложно с ними разговаривать, приходится переходить на самый простой способ общения, а так глубину проблемы сложно объяснить. Во-вторых, они замкнуты, нет желания пойти навстречу, помочь учителям, чтобы совместно решить проблему и тем самым помочь собственным же детям.

- У нас очень часто говорят о толерантности, но не о понимании. А так ли уж нужна эта терпимость, не лучше ли, чтоб просто понимали другую культуру? Ведь в самом слове «терпимость» уже заложено пренебрежение, мол, так и быть, потерплю уж вот это «нечто»…

- К счастью, в нашей стране, по сравнению с другими государствами, межнациональный конфликт не стоит так остро. Конечно, когда люди разных национальностей понимают культуру другого, это хорошо. Однако путь к пониманию долог, а у нас нет возможностей для этого. Потому-то наша задача хотя бы воспитать толерантность. Пусть не любит, не понимает, но терпит и обходится без агрессии. Худой мир лучше доброй ссоры. Вообще, могу отметить, что наши дети как-то с рождения достаточно лояльны к другим нациям, у нас нет ожесточения, деления по цвету кожи и непривычным фамилиям. Нетерпимость скорее относится к приезжим из стран бывшего Союза. Так вот, русские, на мой взгляд, никогда не отличались национализмом. Даже после Великой Отечественной войны, когда, казалось бы, логично было ненавидеть всех немцев, наши люди четко разграничивали, где фашисты, а где просто жители Германии, и к последним никакого негатива не было.

- Ну хорошо, с пониманием не получается, выход хотя бы в толерантности. Но не случится ли так, что российских детей заставят терпеть чужеродные для нас обычаи, как примеру, публичное убийство барана к празднику или предписание всем девочкам ходить в  платках, иначе непокрытая голова оскорбляет чувства мусульман? Понимаете, так же можно до маразма дойти.

- Понятно, что такого допускать нельзя. Но, думаю, это уже область правового регулирования и здравого смысла. Есть законы, обязательные для всех, и тут толерантность ни при чем.

- На мой взгляд, именно учитель истории в школе должен в первую очередь давать представления о культуре, особенностях национального характера той или иной страны, показать интересные стороны в истории. Удается на практике это воплотить?

- О роли историка совершенно верно, именно поэтому я заинтересовался системой поликультурного компонента на уроках. Но, к сожалению, перебрав горы литературы, сайтов в интернете, я не нашел рекомендаций, как сформировать такие уроки. Есть теоретические разработки, но нет практических советов. Поэтому приходится самому отыскивать варианты. Но я думаю, что в недалеком будущем рекомендации должны появиться, так как проблема нарастает и все больше назревает необходимость в таких технологиях.

- А как именно вы внедряете на уроках поликультурность?

- Да хотя бы на уровне бытовом. Изучаем, скажем, культуру какой-то страны в определенный исторический период, и я провожу параллели между другими странами, национальностями. К примеру, как вели хозяйство славяне, а как киргизы, как таджики. Какие обычаи были у русских, а какие у народов Средней Азии. Ну и так далее. Причем не только я рассказываю, но и сами дети о своих традициях говорят, о кулинарных рецептах. Хотелось бы еще привлечь к этому родителей, тогда мы могли бы более полно узнать о других национальностях. Как классный руководитель, я хочу на следующий год ввести элементы поликультурности в воспитательную программу, чтобы вести работу не только на уроках, но и на классных часах, десятиминутках, экскурсиях и т.д.

- Понятно, что решение этой проблемы - дело не одного дня. Мы прекрасно видим, что бывает, если вовремя не начать решать эти вопросы. Европу всю трясет, в Лондоне, Париже, Риме происходят крайне серьезные конфронтации. Недаром даже сами западные политики признались в крахе мультикультурной идеи.

- Вот именно! Потому мы должны начинать работу уже сейчас, не ждать, когда ситуация зайдет в тупик. Необходима своеобразная профилактика. Все мы отлично знаем, что предупредить болезнь гораздо проще, чем лечить.

- Но есть другая сторона проблемы. Слишком часто центральные СМИ весьма тенденциозно говорят о национальной теме. Произошло убийство, тут же уточняют национальность убийцы, хотя конфликт был  бытовым, и принадлежность к роду-племени совершенно ни при чем. Или другой момент, нас уже очень много лет пытаются убедить, что и Российская империя, и СССР были «тюрьмой народов», в которой русские служили надзирателями. Но ведь это ложь! Однако немалое количество верит, потому как – «ведь это же с высоких трибун говорят». И как на этом фоне можно строить нормальную национальную политику, правильно воспитывать детей?

- К сожалению, эта проблема есть. Особенно касается она прибалтийских стран. В средней школе мы не касаемся изучения истории СССР, поэтому тема и не поднимается, а в старших классах – да. В таких случаях я просто говорю: «Давайте разберемся. Посмотрим документы, обратимся к первоисточникам». И школьники сами уже стараются понять, почему, каким образом происходило то или иное присоединение новых территорий, была ли у нас колониальная политика или напротив, империя создавала условия для развития новых земель, народов, ее населявших. Я не насаждаю свое мнение, а даю только факты, цифры и т.д. Выводы дети делают уже сами. И считаю, что задача учителя именно в этом заключается – научить мыслить, логически анализировать информацию. Не просто запоминать что-то, а понимать: почему в то или иное время происходили такие-то события.

- А если ученик делает совершенно иные выводы из предложенной информации?

- Я не настаиваю на своей точке зрения, и только рад, если подросток имеет свое мнение, единственное требование – чтобы он мог обосновать свою точку зрения. А не просто заявить бездоказательную позицию. Что касается противоречивой информации, которая поступает и из СМИ, и из интернета, то детей надо учить фильтровать ее. Понимать, где есть рациональное зерно, а где откровенная ложь. Подросток должен учиться проверять информацию, смотреть не один источник, а несколько.

- У нас много говорят о патриотизме, патриотическом воспитании, но я не вижу, чтоб особо на практике воплощались эти идеи. А ведь настоящее патриотическое воспитание включает в себя, в том числе, и прививку от национализма.

- Зачастую разговоры о патриотизме так и остаются говорильней. Вообще не совсем понимаю, что значит: «Патриот тот, кто любит Родину». Как любит? Всем говорит об этом, и все? Я уверен, что настоящий патриотизм – деятельный. Это желание и умение сделать что-то хорошее для своей страны. На практике показать свое к ней хорошее отношение. Патриотизм проявляется в общении с людьми, в уважении к ним. Как-то мы с ребятами ездили на скаутский съезд в Новосибирск, школьники должны были представлять Хакасию. И хотя ни одного хакаса в нашем составе не было, но ребята называли себя хакасами, и надо было видеть, с каким удовольствием, гордостью рассказывали подростки о республике. Вот это, на мой взгляд, и есть настоящий патриотизм, в котором нет места национализму.

 Беседовала Валентина СОСНОВСКАЯ, «ЧР» №19 от 19 февраля 2013 г.

 

Новости по теме: