Нас зовут Максим!

Дата публикации: 21.10.2014 - 06:24
Автор:
Просмотров - 796

Есть такая категория родителей, которые уже почти два месяца места себе не находят – те, чьи малыши в этом году пошли в первый класс. Исторический момент для семьи, нужно признаться! Жизнь маленького человека преобразилась раз и навсегда: вместо кукол да машинок – тетрадки, вместо мультиков – учебники, вместо игр – домашние задания. С трудностями столкнулись не только малыши, но и их папы-мамы: некоторые признаются, что кажется, будто это они заново пошли в первый класс, а не их чада. Семь лет – время перемен!

Психолог Юлия Стародубцева Центра социального обслуживания населения Черногорска делает поправку: какое-то там семь лет, все меняется с рождения! С первых лет жизни нужно развивать ребенка, и делать это постепенно. Чтобы к семи годам он был внимателен, способен к концентрации, к рассуждениям, наблюдениям, исполнению требований учителя. Опытный специалист выделила основные правила, которые помогут родителям и детям адаптироваться к учебному процессу.

Поднимайте самооценку

Ребенок должен быть по возрасту социально активен и уверен в себе,уметь налаживать контакт со взрослыми и общаться со сверстниками. Низкая самооценка этому не способствует, и в первом классе, в новой обстановке ему будет трудно.

- Обратились родители, которым пришлось перевести сына в другую школу, - вспоминает Юлия Леонидовна. - Причина – отсутствие контакта с педагогом. Мальчик способный, развитый, но очень застенчивый. Претензии свелись к одному: «Я тяну руку – меня не спрашивают…». Ребенок замкнулся, а потом и вовсе перестал быть внимательным на занятиях. Постепенно понизилась самооценка, а потом и мотивация к учебной деятельности была уже не такой высокой. К концу года все скрутилось в такой тугой клубок, что распутать его было невозможно. Мама с папой вовремя не донесли до ребенка простую истину – в школе ты не один, есть и другие дети, которым учитель должен уделять время. А хорошую оценку надо заслужить. Только за то, что ты сам по себе хороший, пятерки не ставят. Нужно стараться.

Не бойтесь перехвалить

- …Именно к этому я всегда призываю родителей. Не бойтесь перехвалить, не бойтесь перецеловать – каждому малышу это нужно. Даже если вам кажется, что он уже большой, первоклассник. Похвала и ласка должны присутствовать, это важно. Ребенок нуждается в вашем одобрении, особенно в такие сложные моменты жизни как первый класс. Однако, если вы видите, что у ребенка неоправданные ожидания и он требует лестного слова, даже если сказать его, по сути, нет причины, - задумайтесь. Это сигнал к тому, что настало время пересмотреть ваши взаимоотношения и хвалить только по существу.

Не делайте за малыша домашнее задание

Пришли с работы, поужинали, самое время погрузиться в любимые домашние дела – ан нет! Маша уроки не сделала. Надо помочь. Да чего помогать – это ж долго, объяснять придется… А сделаем все за нее – три минуты каких-то. Время сэкономим и себе, и ребенку – какие мы молодцы! С такой ситуацией сталкивались многие родители. Но это абсолютно неправильно, так как родители оказывают «медвежью услугу», которая несет только вред.

Мама с папой должны следить за тем, как сам ребенок пытается постичь азы науки, если что – направить в нужную сторону.

- На прием пришла мама с сыном-первоклассником по причине низкой учебной мотивации. С порога на обращение к ребенку, как его зовут, она ответила за него: «Нас зовут Максим». Конечно, такое «вживание в роль» ни к чему хорошему не приводит. Ребенок должен проявлять самостоятельность, под родительским контролем, разумеется. Контроль, в свою очередь, должен быть не тотальным, желательно, чтобы малыш не замечал, что его контролируют.

Ребенку нужно доверять, и объяснять, что у него есть личное пространство, – например, стол, за которым будет заниматься, его личный портфель, в который никто, кроме него, не должен заглядывать. Само собой, мама будет рядом, советовать, контролировать, как ребенку удалось этот портфель собрать, но главное здесь, чтобы он чувствовал доверие. Это побуждает стараться, заниматься усерднее.

Не «запихивайте» ребенка сразу в десять кружков

Родители очень заблуждаются, рассуждая так: «Отдам ребенка на ранний английский (в художественную, музыкальную школы) и получу вундеркинда». А ведь перегрузки ведут к тому, что он идет в первый класс уставшим, его не тянет учиться. То же самое происходит, когда родители отдают ребенка в первый класс уже в шесть лет.

- Год в этом возрасте – большая разница, - делает акцент Юлия Стародубцева. - Ребенок шести лет менее внимателен, не так усидчив, в отличие от семилетнего. Родителей отчасти можно понять – они запуганы, т.к. сейчас очень много требований к первоклашкам. Раньше, отправляясь в школу, кто-то умел читать, кто-то не умел. И ничего, все в первом классе научились. Сегодня школы требуют, чтобы малыш все умел заранее. Но нагрузки помимо школы хороши в меру. Развитие ребенка должно соответствовать возрасту, его психологической зрелости. И еще, если мама и папа хотят отдать ребенка в первый класс в шесть лет, стоит позаботиться, чтобы весь класс состоял из шестилеток. В больших городах такая практика в школах есть, у нас - не уверена. В противном случае, рядом с семилетними адаптация будет очень трудной.

Внимательно относитесь к поощрениям за пятерки в дневнике

Частенько дети почти в прямом смысле вступают с родителями в торги: «Я пятерку принесу, а ты мне компьютерную игру купишь». Или, например, «денежку дашь».

- Все должно быть комплексно. Маленьких достаточно поощрять выдуманными и сделанными своими руками птичками-цветочками, строить эдакую стену достижений. А вот значимые подарки стоит делать уже подросткам, которые учатся понимать, что такое карманные деньги, чтобы знали им цену. Как мотиватор такой способ может существовать.

Организуйте детское время

И дошкольники, и младшие школьники, как правило, неусидчивы. Со временем это уходит, но поначалу они не могут контролировать время. Поэтому родителю нужно с умом подходить к процессу организации занятости. Не нужно настаивать, чтобы он сразу корпел над одним делом два часа (даже если оно того требует). Начните с малого – 15-20 минут – это уже нормально для начального шага, если вы только готовитесь в школу. Нужно помнить, что дошкольникам усвоение материала легче дается в игровой форме. Приучайте детей к правильному режиму дня (особенно сложно это будет даваться тем, кто не ходил в детский сад), объясняйте, сколько времени должно отводиться на сон, учебу, развлечения. Перекосов (или только сидим над книжками, или только смотрим телевизор) быть не должно.

Сами подготовьтесь к тому, что ваш ребенок идет в школу

Да-да, маме с папой тоже придется менять привычки. Не только ваш ребенок пошел в первый класс, отчасти и вы отправились туда вместе с ним. И для того, чтобы маленькому человеку быстрее привыкнуть к новой обстановке, родитель должен начать с себя – вовремя ложиться спать, отводить определенное время для принятия пищи, не переусердствовать с тем, что для школьника не принесет пользы, – сидение у компьютера, телевизора. Словом, хороший пример – основа правильного воспитания.

По возвращении после долгого трудового дня домой желательно отложить дела ненадолго. Пусть это сейчас возмутит некоторых мам, мол, как же так, семья не кормлена! Ничего страшного! За полчаса никто не умрет от голода. А вот отношения с сыном или дочкой точно укрепятся: спросите, как прошел день, каким было настроение, что порадовало, что расстроило? Ведь именно из-за отсутствия общения часто и возникают сложные ситуации: днем мама на работе, малыш ее ждет-ждет, наконец-то она пришла. Он уже с порога пытается завоевать ее внимание. А маме снова некогда – уборка, стирка, так и вечер прошел. Не успела выслушать, не дала совет. Так будет раз, два… А потом настанет момент, когда ребенок просто не захочет делиться теми мыслями, которые у него накопились. Этого допускать ни в коем случае нельзя.

Поэтому, если вы – родитель, то смиритесь с тем, что придется заново осваивать школьную программу, стать для юного школьника другом и учителем (даже в ущерб собственному личному времени), задействовать и чуткость, и умение выслушать, помочь, подсказать. Это не «уф, как сложно!». Это замечательная возможность сблизиться с малышом, дать правильные установки, взять курс на воспитание целеустремлённой, гармонично развивающейся личности. Кстати, вы и не заметите, как сами станете лучше.

Вера ГЕРАСИМЕНКО, "ЧР" №104 от 21 октября 2014 г.

Новости по теме: