На «мерсе» любишь ты кататься, люби и по счетам платить

Дата публикации: 12.07.2013 - 06:38
Автор:
Просмотров - 650

alt

Долг черногорцев за последние

полгода – около 900 миллионов рублей.

…А он появится на пороге нежданно-негаданно, когда за окном темно, и потребует… нет, не стишок рассказать! Долги, которые платежом красны, уплатить! Догадались, о ком речь? Конечно, о судебном приставе-исполнителе.

Его обычно ждут совсем не с распростертыми объятиями, как Деда Мороза, а после ухода еще и недовольно ворчат: «Ходют тут, требуют чего-то!» А между тем, ни одна сфера не смогла бы нормально работать, если б эти люди не напоминали нам, таким безответственным, о том, что штрафы, кредиты да коммунальные платежи уплачивать нужно вовремя, а не когда вздумается. И некоторые по доброй воле – да-да, представьте себе! – идут нести эту нелегкую службу. Старший судебный пристав черногорского городского отдела Максим Бастрыгин – как раз из таких.

Столько

неучатся!

- Чтобы работать в этой структуре, нужно иметь либо высшее юридическое, либо высшее экономическое образование. У меня в школе душа лежала больше к гуманитарным предметам – литература, русский язык, история – поэтому и поступать решил на юриспруденцию. Хотя не только поэтому – в 1998 году катилась целая «волна» юристов да экономистов, в нее-то я и угодил. Наверное, встань передо мной сейчас такой выбор – пошел бы туда, где все связано с инженерией или строительством…

- Так это ж математику знать надо! - быстро реагирую я, по собственному опыту зная, что упрямая наука покоряется далеко не всем.

- А мне и точные науки давались! – отвечает Максим Евгеньевич.

- Отличником, что ли, были?

- Да почему отличником? Хорошистом! Правда, с химией не ладилось, так что в экологи-биологи мне точно путь закрыт.

- Не надоело учиться? Пять-то лет гранит науки грызешь и думаешь: конца и края не видать! А тут вообще чуть ли не полжизни – сначала степень бакалавра, потом магистра, только диссертацию защитить осталось. Кстати, сколько лет-то уже над книжками корпеть приходится?..

- Пробовал считать – сбился! Но раз взялся – надо закончить.

«Полтыщи исполнительных дел, и - вперед

… В черногорском городском отделе судебных приставов Максим Евгеньевич уже 12 лет. Поначалу говорили, мол, месяц-другой поработаешь, место в Абакане появится, переведешься. Да так здесь и остался. Десять лет пришлось ездить из столицы в город угольщиков на работу, а теперь уж и окончательно сюда перебраться удалось.

- Странно как-то: большинство наоборот в столицу стремится, а вы – из центра в Черногорск. В Абакане ведь и возможностей больше, и выбор всего подряд шире, и…

- Да нет там ничего такого, - с улыбкой перебивает меня собеседник. – А если срочность появляется – сел в машину и доехал. Работа есть и там, и тут, но здесь для меня комфортнее - и к коллективу привык, и все контакты налажены.

Привыкать к коллективу, а главное, к самой работе, которая оказалась связанной с большими эмоциональными затратами, а говоря по-русски, элементарно нервной, долго не пришлось. Хотя первый день запомнился:

- Мне дали 520 исполнительных дел, усадили за стол. Был приемный день, и меня буквально атаковали взыскатели с должниками. Не испугался, отнесся ко всему рассудительно. Тем более было ощущение, что ты не один, поддержат коллеги, подскажут, посоветуют, направят. До сих пор так работаем. Отдел у нас самый большой в республике - 28 судебных приставов-исполнителей.

- Это потому что у нас в Черногорске граждан таких вот безответственных больше?

- И поэтому тоже. Черногорск ведь второй город по величине после Абакана, и город проблемный, должников много – это касается и коммунальных услуг, и алиментов, и задолженностей в пользу кредитных организаций. Сами представьте - за последние полгода черногорцы задолжали около 900 миллионов рублей.

Уклонись от топора, убеги от собаки

Расставаться с этими самыми «миллионами» (а там, читай, и имуществом, нажитом и так понятно каким трудом) не очень-то охота, а задача судебного пристава-исполнителя – как раз-таки взыскать с должника всё до положенной копейки. Тут-то и возникают ситуации, в которых лично я вряд ли бы хотела побывать.

- Приехали как-то взыскивать госпошлину, смешную сумму - 250 рублей, - вспоминает Максим Евгеньевич. - Дверь открыла симпатичная девушка. Мы объяснились, представились. Она мало того что начала хамить, так еще и сопротивлялась. В итоге поцарапала пристава, который осуществлял мою безопасность и держал дверь открытой, покусала, побила палкой, порвала форму… Девушку осудили на полтора года, и, что интересно, она училась на четвертом курсе юридического. Неужели не догадывалась, чем может грозить такое поведение? В нас и топор бросали, и собак на нас спускали…

- Ничего себе! А на что ж тогда вообще психологию в институте преподают, если вон оно всё как порой оборачивается?

- Ситуации-то конфликтные! Все правила, описанные в книжках, применимы только в обычной беседе. А должники разные попадаются, и действовать приходится по обстановке. Все-таки до сих пор убежден в том, что лучший способ разрешить конфликт – это избежать его. Можно ведь пригласить человека на прием, поговорить, найти нужные доводы, и он уплатит долг. А можно ворваться в квартиру, трясти законом, угрожать штрафом, и в конце получить ответ: «А нет у меня ничего! И платить не буду!»

Вот так, бывает, нагрубит продавец в магазине, наступит противный дядька в автобусе на ногу и не извинится – и мы, люди чувствительные, страдаем потом три дня. А тут нагрубили, оскорбили, топором запустили – и ничего, работай дальше и выше нос! Глядишь, впереди еще и не такое придется встретить. Получается, судебные приставы – это особая категория людей, которые морально устойчивы ну просто ко всему на свете.

- Это действительно так. Один наш руководитель даже всегда говорил: человек, который был судебным приставом-исполнителем, может работать в любой структуре. Не отрицаю, что многие не выдерживают такого накала, уходят – кто-то находит себя в правительстве, кто-то в суде, кто-то в Пенсионном фонде.

«А за работу спасибо

Напряженный рабочий день, небольшая зарплата, которая едва дотягивает до средней по городу, – далеко не все минусы. Самый главный - это, конечно, негатив, который каждый день приходится чуть ли не ведрами разгребать. Всё-таки кого-кого, а судебных приставов у нас не любят.

- Согласен, негатива много. Но мы тоже люди, нам тоже бывает тяжело работать. Тем более когда постоянно сталкиваешься с заведомо отрицательной реакцией и сам становишься жестче. Сейчас ведь что получается? Приходишь, а ни у кого нет имущества, никто нигде не прописан, в браке не состоит. Подготовились, называется. Отсюда и разговоры: «Он на мерседесе ездит, а вы не можете с него 20 тысяч взыскать!» В этом направлении всё ой как запутано. Но и хорошее тоже есть. Когда люди получают назад свои денежные средства, говорят слова благодарности. По электронной почте приходят письма со словами «Спасибо за проделанную работу!» Это дорогого стоит.

- Насмотревшись на далеко не приятные разбирательства, что уяснили для себя?

- Что поручителем ни к кому не пойду. Никогда не знаешь, как все обернется завтра, а уж тем более через несколько лет. Глядя на то, как мама с папой взыскивают деньги с сына или наоборот, сто раз подумаешь, прежде чем принимать какие-либо решения.

- Не могу удержаться от вопроса: у вас, наверное, нет долгов?

- Долги есть у всех! Главное, помнить о них, вовремя платить налоги, штрафы ГИБДД - если они есть, кредиты, оплачивать коммуналку. И не забывать о том, что своей безответственностью кому-то ты можешь подавать плохой пример. Например, коллегам или своим детям. К чему, спрашивается?.. Да и грозить все может не просто наложением ареста на имущество, но и уголовной ответственностью.

Судебного пристава, как ни крути и сколько о нем ни пиши, считают просто грозой граждан, которая ка-а-ак подлетит, к-а-ак мелькнет, да к-а-ак ударит по семейному кошельку, - мало не покажется. Но только вот понимать нужно, что не появится на пороге с бухты-барахты эта самая «гроза», не материализуется из воздуха и не возникнет как привидение. Всему есть причина, и в данном случае это какой-то долг, не закрытый – дальше читаем по слогам! – из-за собственной безалаберности, халатности, да по незнанию. А вовсе не потому, что приставу уж очень захотелось «зайти к вам на чашку чая». У него своих забот хватает, уж поверьте на слово.

Вера ГЕРАСИМЕНКО

«ЧР» №80 от 11 июля 2013 г.

Новости по теме: