Можно ли пересказать картины

Дата публикации: 14.02.2013 - 05:39
Автор:
Просмотров - 991

Поднимаюсь на второй этаж абаканской картинной галереи «Чалтыс». Любуюсь картинами, выполненными в графическом стиле, не одна - со мной Людмила Егоровна Кыштымова, которую многие черногорцы знают как врача-терапевта. Она уже на пенсии и тоже получает радость от картин – разных, как музыка.

- Людмила Егоровна, смотрите, вот здесь написано, что это работы последней четверти 19-го века.

- Да, надо же, какая старина, а какие костюмы! Они одни столько рассказывают о том далёком времени…

Абаканская картинная галерея была образована в апреле 1998-го, а формирование ее началось с 1976-го. Основатель галереи – Ф.Пронских, собиратель и подвижник. Основу фондов составляют работы, собранные и переданные им в дар городу.

Одну из стен занимают работы, отданные галерее в дар Рязанским государственным художественным музеем им. И.П.Пожалостина. Передал их художник, наш земляк Виктор Покатилов в 2010 году. Гравюры Пожалостина, как нам пояснили, делались так: сначала они были выполнены резцом, а потом оттиск прокатывали на бумаге. Выглядит это как снимок, по крайней мере, есть полное ощущение старой фотографии.

Гравюры, по словам специалистов, отличает сочность и мягкость штриха. А я хочу донести до читателя мнение не профессионала, а рядового посетителя выставки. Во-первых, волнует особый запах картин: бумаги, краски, чего-то таинственного. К тому же, в выставочном зале тихо, уютно, никто не мешает долго, сколько хочешь, смотреть на понравившееся произведение. Например, на портрет Лорис Меликова. Перед тобой живое лицо. Человека давно уже нет, но я смотрю в его умные, спокойные глаза, и мне кажется, что я уже как-то связана с ним, через пыль времен, он уже знаком мне.

Такими же живыми глазами смотрит с бумажного полотна и Бородаевский (гравюра выполнена в 1888 году), и А.Хомяков (гравюра 1879 года). Интересны подписи автора, его почерк, буквы явно написаны пером.

Под мягким утренним солнцем, пробивающимся из окна галереи, особыми красками играет картина Н.Глухова «Утро». Выполнена она на бумаге сухой иглой (есть и такая техника исполнения). Изображён уютный домик в деревне. Бабушка вышла из калитки к овечкам, за её спиной забор, он какой-то домашний, чуть покосившийся, настоящий.

На выставке представлены разные направления графики. Например, линогравюра В.Бибикова «На лыжной прогулке». Очень живая цветная картина, движение лыжников ощущаешь, будто они реально пробегают неподалёку. Воздух дышит морозом, чистотой, из труб домов спиралью вьется дымок. Я вас уверяю, что это надо смотреть, это интересно.

А вот серия картин Шелковенко. Закулисный театральный мир, предметы на картине освещают свечи. Мистика присутствует здесь в каждом штрихе.

Впрочем, можно ли «пересказать» картины? На них смотреть надо. Людмила Егоровна со мной полностью согласна.

София Сёмочкина, «ЧР» №17 от 14 февраля 2013 г.

Новости по теме: