Мой лучший друг… Лунтик

Дата публикации: 26.05.2016 - 05:38
Автор:
Просмотров - 605

alt

Принято считать, что дети, рожденные в СССР, выросли в эпоху тотального дефицита, когда их мамы и папы вели ежедневную борьбу за стиральный порошок, колготки и колбасу.

Зато в чем не знали нужды советские ребята – так это в детском кинематографе и литературе. Они росли на добрых и простых мультиках, которые, как показало время, были созданы на совесть талантливыми и неравнодушными людьми. Мультфильмы настолько сильно повлияли на умы и настроение нескольких поколений, так полюбились, что их разобрали на цитаты, которыми мы пользуемся до сей поры, зачастую забывая первоисточник. Чего только стоит «мужчина в самом расцвете сил» или «повышенная лохматость». А еще: «Усы, лапы и хвост — вот мои документы!» из «Простоквашино», «Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро!» из «Вини-Пуха», «Поели — теперь можно и поспать! Поспали — теперь можно и поесть» («Дюймовочка»).

Современным детям приходится несладко: мало того, что создаются неплохие отечественные мультфильмы, еще и импортных сотни. Выбор такой, что глаза разбегаются. Детки порой разрываются между «Фиксиками» и «Смешариками», «Ну погоди!» и «Винкс»… Утро начинается с трудного выбора: чего хочется больше – «Лунтика» или «Машу и медведя», «Полиробокар» или «Щенячий патруль»? А потом можно наслаждаться час, два, а то и больше любимыми героями. Доволен ребенок, довольна мама. Только чего больше в таком времяпровождении – вреда или пользы? Об этом шла речь на семинаре «Вся правда о мультфильмах», который вела педагог-психолог Татьяна Кокорина (п. Копьево, Орджоникидзевский район).

- В наш век современных технологий гаджеты сопровождают ребенка везде, и с самого рождения, с пеленок родители дают малышу поиграть телефон, потом переходят на планшет, телевизор, компьютер. Мы используем мультики, чтобы развлечь и отвлечь ребенка, когда занимаемся домашними делами, болтаем по телефону, а некоторые включают их, когда кормят: малыш уставится на экран и ест все, что дают, чисто механически, - начала Татьяна обсуждение темы. Она призналась, что тоже использует мультики, чтобы отвлечь свою двухлетнюю дочь, но только тогда, когда заплетает ей косички, иначе девочка не может усидеть неподвижно даже пяти минут.

Как вы думаете, сколько времени ежедневно тратят дошколята на просмотр мультфильмов? Многие до шести часов в день! А ведь самым маленьким увлекаться телевизором нельзя прежде всего по физиологическим причинам: в 8-9 месяцев у ребенка формируется хрусталик. Врачи считают, и справедливо, что чем позже мы включим ребенку мультики, тем лучше; потерпите хотя бы до двух лет, когда хрусталик сформирован. Просмотр нужно начинать с коротеньких серий в 3-5 минут, усаживать ребенка не ближе чем за полтора метра от экрана. Иначе к семи годам зрение испортится. В семь лет уже можно смотреть мультяшки полтора часа, но с условием, что делаете передышку, нехитрую гимнастику для глаз.

Идеально, если мультфильм создан в пастельных тонах. Красивые герои, приятная картинка окружающего мира, спокойная музыка воспитают эстета и оптимиста.

Смотреть мультики лучше всем вместе и время от времени комментировать происходящее на экране, задавать вопросы карапузу, интересоваться его мнением о героях, в общем, вести диалог. Тогда сеанс принесет пользу не только воображению, но мышлению и речи. К слову, образное мышление лучше развивается у тех, кто предпочитает фильмам книги и вместо готовой навязанной картинки создает свою.

Личность формируется примерно до семи лет, поэтому уже в два-три года малыш впитывает знания о мире, независимо от источника: им может быть и бабушка, и соседский мальчик. Герой книги или мультика - это тоже образец для подражания, как говорится, с кем поведешься, от того и наберешься. Стоит ребенку «подружиться» со свинкой Пеппой или роботом-трансформером, он станет их копировать, так что выбирайте тщательно и учитывайте смысл мультика и ограничения по возрасту. Только от вас зависит, станет ли малыш доброжелательным, уверенным в себе и сообразительным или же задиристым, непоседливым и агрессивным.

Татьяна Кокорина предложила родителям классификацию «вредностей», которые встречаются в плохих, на взгляд многих психологов и педагогов, мультиках:

- герои отличаются плохим поведением, которое остается безнаказанным или даже незамеченным; а также если от своих проделок герой получает удовольствие;

- в мультике культивируется праздный образ жизни или преобладает черный юмор;

- герои уродливые или супергерои, которые получают серьезные травмы, но остаются при этом целыми и невредимыми;

- допускается неуважительное отношение к людям, животным, растениям;

- герои демонстрируют нестандартное для их пола поведение и высмеивают семейные ценности.

Впрочем, руководствуясь этими правилами, не надо впадать в крайности и видеть в любой мультяшке опасность. Вспомните Смешариков: Нюша, Кар Карыч, Крош, Совунья и другие – не похожи на обычных животных, они могут показаться странными из-за их нестандартной формы, но обычно психологи не против этого мультика, в нем добрые герои, юмор, понятный детям, сочетаются с ненавязчивым рассказом о физических явлениях и философских понятиях.

Любимый многими детьми мульт «Маша и медведь» вообще пугает родителей: вдруг их чадо станет таким же неуправляемым после просмотра! Но лично я считаю, что непослушная Маша многому учится у аккуратного и домовитого Мишки, который может и поставить в угол за плохое поведение, и научит читать, и заступится, когда надо. В конце каждого мультфильма Маша делает вывод, в чем она не права, и запоминает жизненные уроки.

Странный персонаж Лунтик, также плод воображения наших мультипликаторов, подходит самым маленьким зрителям. Вместе с главным персонажем, который упал с Луны, ребенок много узнает о жизни насекомых и обитателей пруда, а наблюдая за их приключениями, знакомится с важными правилами поведения, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Также психологи рекомендуют российский мультфильм «Фиксики» о маленьких человечках, которые живут внутри приборов. Короткие познавательные серии с хорошими песенками демонстрируют благополучную семью, а любознательный мальчик Дим Димыч каждый день узнает, как устроен мир.

А если вы заметили, что даже в этих фильмах герои поступают неправильно, обижают других или отличаются вредными привычками, нужно усадить ребенка после просмотра и разобраться вместе, почему повторять плохие поступки и некрасивые слова нельзя. Просит малыш мультфильм про роботов, объясните, что это машины, которые не чувствуют боли, в отличие от человека. А после просмотра «Свинки Пеппы» добавьте: «Вести себя, как свинка, можно только ей». В конце концов задача объяснять нашим крохам, что такое хорошо и что такое плохо, лежит прежде всего на нас с вами.

Анастасия ХОМА, Выпуск № 3, май 2016г.

Новости по теме: