Модный крой для экономики

Дата публикации: 22.12.2015 - 08:49
Автор:
Просмотров - 663

alt

Как прорваться, - рассуждали авторы программного доклада, который подготовили члены Столыпинского клуба

Цены на нефть и котировки валют, что ты будешь делать, каждый день портят настроение. В первом случае ниже некуда, во втором – выше уже ну не надо бы! Только всё идёт как идёт, и мы на глобальном и бытовом уровне, к сожалению, «связаны одной цепью» с иноземными деньгами и со всеми завихрениями на земном шарике.

О том же, собственно, а также о способах реанимации для российской экономики вели речь ведущие экономисты страны в рамках всероссийской конференции уполномоченных по защите прав предпринимателей. Особый интерес вызвал доклад Столыпинского клуба «Экономика роста», который был озвучен в рамках масштабного «мозгового штурма».

О главных темах конференции беседуем с уполномоченным по защите прав предпринимателей в Хакасии В.В.Кудашкиным.

- Насколько представительным был форум, с кем обсуждали будущее экономики?

- Открыл конференцию первый заместитель руководителя президента РФ В.Володин, ведущими секций по узким направлениям были уполномоченный по правам человека в России Э.Памфилова, уполномоченный по правам ребёнка П.Астахов, уполномоченный по правам предпринимателей Б.Титов. На разных площадках слово брали министр труда и социальной защиты, заместители министров строительства, юстиции, уполномоченный России в европейском суде, зам. генерального прокурора России, представители службы исполнения наказания, антимонопольной службы, общероссийского народного фронта, многие другие. Присутствовали и председатели двух комитетов Госдумы: по бюджету и налогам; по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству.

Бравурных речей не было, напротив, все отмечали, что ситуация в экономике сложная, трудности испытывают и работодатели, и работники. Отмечали, что, несмотря на ясные акценты в послании президента – не увеличивать налоговое бремя и административное давление на бизнес, всё равно и то, и другое есть. В частности, вводятся новые сборы. Если не заходят впрямую, так подбираются с тыла – масса скрытых, завуалированных сборов. Обсуждали ситуацию с пресловутой системой «Платон» для владельцев большегрузов. Она была разработана и внедрена неудачно, без обсуждения, вызвала много нареканий перевозчиков.

- Знаете, если б дополнительные сборы были по силам, никто особо возмущаться бы не стал. А тут реально людей прижало. К нам в редакцию приходили мужики со сбитыми, промасленными руками, показывали квитанции об уплате транспортного налога с цифрами, какие владельцам легковушек могут лишь в кошмарных снах сниться. Ругались, объясняя, сколько стоят сейчас, из-за взлетевшего курса доллара, запчасти, резина, во сколько обходится бак солярки. Как в Москве оценивали ситуацию, на чём сошлись?

- Представители Минтранса говорили, что система однозначно будет внедряться и работать. Мол, порядка 80 – 90 процентов крупных перевозчиков России уже зарегистрировались по всем правилам, несмотря на сложности. Технические проблемы в системе устраняются, перевозчикам идут навстречу. В частности, недавно президент подписал решение о снижении размера штрафов для тех из владельцев большегрузов, кто нарушит «платоновские» правила проезда. В самом деле, штрафные санкции до 450 тысяч рублей – это уж было слишком, с такими штрафами и до полного разорения кого-то из мелких предпринимателей недалеко. Их и так не очень-то жалеют на дорогах. За перегруз, даже если он небольшой, штрафы огромные, а без этого, как люди рассказывают, им в некоторых случаях ездить просто невыгодно. Было бы всё у перевозчиков грузов сладко, правильно и работы через край – другой вопрос. А тут приходится предпринимателям (многие из которых – сами же и водители), за которыми семьи, дети, как они говорят, крутиться, выживать. Сложная тема!

- Новые сборы пытаются вводить не только для перевозчиков?

- Были попытки внести изменения в налоговый кодекс РФ, в частности, хотели ввести такое понятие как должная осмотрительность. Предприниматели, ну никак не в силах её проявлять, так как нет возможностей или средств проверять своих контрагентов. Речь идёт о возврате НДС. К примеру, вы у кого-то покупаете товар, вам выставляют счёт с учётом НДС. А вскоре выясняется, что предприятие, выставившее счёт, не заплатило налог на добавленную стоимость в бюджет. Возможно, это была фирма-однодневка или использовалась мошенническая схема. Откуда предпринимателю это знать? Сервисов, которые действуют в налоговой службе, порой недостаточно.

Была попытка увеличить единый налог на вменённый доход примерно на 18 процентов. Она не прошла в результате обсуждений – вмешались общественность и такие объединения как «Деловая Россия», «Опора России».

- Расскажите о Столыпинском клубе.

- Кто интересуется историей, наверняка знают, что имя Петра Столыпина символизирует развитие России, связано с реформами, изменениями в начале 20 века. Столыпинский клуб – это дискуссионная площадка для экономистов, политиков, предпринимателей.

- Пришла пора новых «Столыпинских реформ»?

- По крайней мере, именно представители этого клуба стали инициаторами основного разговора о новой модели экономики страны. Авторы доклада – уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, сопредседатель «Деловой России» Б.Титов, президент Фонда «Петербургский Международный Экономический Форум» С.Беляков, председатель совета директоров Инвестиционно-консалтинговой группы ФЁСТ В.Гамза, советник Президента РФ по вопросам региональной экономической интеграции С.Глазьев, сопредседатель «Деловой России» А. Данилов-Данильян и другие. Всего в президиуме Столыпинского клуба – 22 фамилии.

В докладе представлен альтернативный взгляд на современное экономическое развитие. Суть его – в том, о чём, пожалуй, рассуждают и многие простые люди. Чтобы завтра обеспечить социальные обязательства, надо сегодня вкладывать в промышленное производство, другого пути нет. А мы, «раскраивая» бюджеты, как правило, урезаем затраты на развитие, в том числе – промышленного производства. Цель программы – создание в России до 25 миллионов высокопроизводительных высокооплачиваемых рабочих мест. В настоящее время их около 14 миллионов – надо расти.

- За счёт чего, и куда шагать?

- Во главу угла предлагается поставить технологическое развитие, политику стимулирования экономического роста. Если направить средства на строительство или модернизацию предприятий, они не будут раскручивать инфляционную спираль, так как не попадут на цели потребления.

- Каждое ваше слово – по больному! Как легко и просто в Черногорске превратили в руины, казалось, непоколебимые гиганты лёгкой промышленности – комбинаты ПОШ, СиТекс. И ведь так всё было обставлено, что не было другого пути, кроме как обанкротить и сломать! А как бы они сейчас, в условиях «мировых вызовов» пригодились, а?

- Разделяю эмоции по поводу гибели классического территориально-производственного комплекса предприятий города, который составлял славу республики и был на слуху в стране.

- Так в каком направлении двигаться дальше?

- Есть разница, нефть экспортировать или сделанный из неё бензин, лес-кругляк или пиломатериалы, газ или продукты его переработки. Есть возможности роста и в сельском хозяйстве, здесь тоже будущее за комплексным подходом к делу. Должны быть «цепочки» от поля до банок с продукцией.

Б.Титов, в частности, анализировал ситуацию в государстве Катар. Оно, как и мы, добывает и экспортирует газ. Там простимулировали представителей бизнеса на переработку сырья, и были созданы, к примеру, заводы по производству удобрений. Сейчас государство – ведущий поставщик удобрений в мире, занимает большую нишу поставок в Китай, другие страны.

- Помню, как вы, на заре деятельности по защите местного бизнеса, втолковывали на одной из встреч с черногорскими предпринимателями мысль о необходимости действовать тематическими кластерами, объединив усилия по определённым направлениям. Наблюдала за залом – энтузиазма в глазах не было: «Как это, с кем-то делить прибыль? Я сам - с усам!» Каждый привык «вариться» сам по себе. К тому же не ощущается той силы, которая бы собрала, объединила всех в кулак. Пока что мы все «самостоятельные посреди тайги большой»!

- На конференции шла речь, прежде всего, о комплексном развитии. Мы уже пробовали сначала делать то, потом вот это. Буксуем! Необходим плановый рывок по всем фронтам, комплекс мер. В экономике сегодня «главная скрипка» - за государственными предприятиями и крупным бизнесом, который держат, как их в народе называют, олигархи. Малый бизнес в экономической структуре - всего 18-20 процентов. Мало! Вокруг крупных должны работать сотни, тысячи мелких предприятий, предпринимателей.

- Не ново, говорено не раз! Но пока всё – слова.

- Хорошо, обратимся к конкретной информации, прозвучавшей в докладе. Насколько мы зависим от реализации сырья? По данным Росстата, нефтегазовые доходы бюджета в 2014 году составили 51,3%. Основной поток инвестиций (более 60%) направлен именно в добычу и экспорт сырья, а не в технологический сектор. Получается, что только государственные топливно-энергетические компании способны привлекать долгосрочные кредиты и капитал. Их доля растёт при общем падении ВВП.

- Вместе с тем с чего мы начали разговор? С примеров «закручивания гаек» для середнячков в бизнесе. Обычные «маленькие» предприниматели сегодня, знаете, что говорят? Просят ничего не повышать, не трогать их и даже, по возможности, забыть, чтобы они могли сохранить шаткое равновесие, небольшие доходы и не ходить к государству с протянутой рукой, когда разорятся. Этот момент обсуждался?

- Да. Более того, мысль, которую вы сформулировали, была своего рода лейтмотивом на всех встречах, переговорах, в дискуссиях. А вспомните, что говорил по этому поводу президент. Он как раз за то, чтобы дать людям развиваться, ничего не менять, не ухудшать, обеспечить свободу предпринимательства. Вместе с тем, мы с вами здесь, на месте, понимаем, что наш малый и средний бизнес – слабенький, разобщённый. И сейчас он переживает структурную перестройку. У тех, кто торговал импортными вещами, теперь мало шансов развивать дело, так как товары из-за границы резко подорожали. Надо следить за современными тенденциями, заменять импорт товарами отечественного производства, искать новых партнёров для сотрудничества, другие каналы поставок, выходить к производителям напрямую, исключать посредников, накручивающих цены. Нелёгкие времена для торговли. Зато сейчас неплохо себя чувствуют главы крестьянско-фермерских хозяйств, сельхозпроизводители, переработчики сельхозпродукции - те, кто работает в недорогом сегменте.

- Совсем не случайно и стар, и млад в своё время устремились в торговлю. Там хоть какие-то копейки крутились. А вот предпринимателей, которые с горящими глазами бросались в производство, – можно было по пальцам пересчитать. Теперь вот в нашем городе то один цех закроется, то другой. Вести об этом распространяются быстро, как о покойниках. Все жалеют усопших и боятся собственной смерти.

- В том-то и печаль, что производить у нас что-либо стало менее выгодно, чем даже в развитых странах. В докладе Столыпинского клуба был приведён любопытный пример расчётов российской ассоциации производителей сельхозтехники «Росагромаш» при переносе производства сельскохозяйственной техники из Канады в Россию. Были рассмотрены, в сравнении, «голые» цифры, составляющие статьи расходов. Это оплата труда с налогами, проценты по кредитам, стоимость газа, электроэнергии, железнодорожных перевозок, охраны, налогов. В итоге от одного и того же производства в Канаде получают чистую прибыль 0,90 млрд рублей, в России - чистый убыток 1,54 млрд рублей.

- Как же быть, если другого пути, кроме как реанимировать производственную сферу, нет?

- Авторы доклада настаивали, что прорыв возможен при реализации комплекса мер. Они утверждали, что российская экономика имеет возможность роста (до 10% в год). Для этого нужны доступные, под 4-5% годовых, долгосрочные инвестиционные кредиты. Нужны низкие налоги на современные производства и высокие – на потребление и природную ренту.

Что касается земли, было предложение использовать бескрайние гектары как актив в рыночном обороте. Кроме того, предлагалось кардинально, минимум – вдвое снизить число проверок, а также ввести новый принцип формирования бюджетов. Если интересны подробности, найдите текст доклада в интернете (http://viperson.ru/articles/stolypinskiy-klub-predstavil-doklad-ekonomika-rosta).

- Василий Владимирович, после таких встреч, на которой побывали вы, как правило, рождаются новые идеи, появляются смелые мысли, планы. Чем предполагаете заняться с новыми знаниями?

- В воздухе витают идеи о переменах, всё это ещё будет обсуждаться на высшем уровне – ошибок допустить нельзя. Нам же в республике в данный момент необходимо, если можно так выразиться, бережно и нежно относиться к каждому производственнику и предпринимателю и со стороны власти, и с позиции простых людей. Ворчать о «миллионерах» на лавках у подъездов мы все умеем. А вот прикинуть, сколько предприниматели должны банкам (у иных – многомиллионные цифры), как они сегодня ухитряются выживать, выполнять свои обязательства – не каждый догадывается. А прикиньте и задайте себе вопрос: сами-то смогли бы, как они? Рисковать, закладывать под бизнес-проекты автомобили, терять сон и деньги, но при правильных действиях – и прорываться к цели?

Чем планирую заняться? Как и прежде, встречаться с предпринимателями, решать их проблемы, нести те самые новые знания в массы… и мечтать. О том, чтобы помочь в продвижении очень важного для республики проекта, вроде «Баранины Хакасии», или, скажем, ускорить развитие Черногорского промпарка. Планов и идей много, чтобы они «выстрелили», нужны условия, так что будем ждать развития событий.

Марина КРЕМЛЯКОВА. «ЧР» №100 от 22 декабря 2015 г.

Новости по теме: