Майдан в огне

Дата публикации: 22.01.2014 - 09:12
Автор:
Просмотров - 1259

alt
Вот уже два месяца каждое мое утро начинается с просмотра новостей Украины. То, что там происходит, признаться, просто не укладывается в голове – танцы на Майдане и вооруженные столкновения, провокации титушек и разгром правительственных учреждений, сожженная техника и, фактически, превращение центра Киева в помесь мусорной свалки и общественного туалета.

 

  ТАМ МОИ БРАТЬЯ

Иной скажет, да нам-то какая разница – чужая страна, пусть сами и разбираются, мол, из-за Сирии или Ливии ведь так не переживали! В том-то и дело, что ситуация несколько иная. С Украиной еще совсем недавно мы были единой страной, нас связывали, да и сейчас связывают хозяйственно-экономические отношения, главная военно-морская база Черноморского флота находится в Севастополе, у нас общая история, культура, а главное – там наши люди. Наши, в прямом смысле слова. У многих россиян на Украине живут родственники. И уже только поэтому сложно отрешиться от проблем, которые накрыли эту страну.

- Если честно, то начиная с конца ноября, с того момента, как оппозиция вывела толпы на Майдан, для работы у меня остается не так много времени, я постоянно мониторю интернет, смотрю, что делается в Киеве, Донецке, Харькове, - говорит программист Олег. – Как я могу быть спокойным, если на Украине живут почти все мои родственники, дяди, тети, братья, сестры? Постоянно переписываюсь с ними, и они рассказывают совершенно ужасные вещи. Конечно, хотелось, чтобы все побыстрей там закончилось, потому что жить в этом дурдоме нереально. Ну представь, контора брата находится в центре Киева, и каждый день ему приходится с риском пробираться туда и обратно, боевики с Майдана отнюдь не белые и пушистые, они и просто прохожих избивают.

БОЛЬШАЯ ГЕОПОЛИТИКА

Аспектов, почему украинский Майдан касается и нас – много, газетной полосы не хватит, чтоб перечислить все, поэтому остановлюсь лишь на нескольких моментах.

Во-первых, никто не отменял геополитические интересы России, грамотный расклад – это залог безопасности страны, а вот его-то и пытаются изменить правые оппозиционеры. И хотя все опросы общественного мнения показали, что большинство граждан Украины в Евросоюз не спешат, революционеры, взяли на себя право решать, куда пойдет страна. И начали действовать, да так, что власти просто опешили. Об этом говорят первые дни Майдана.

В итоге ситуация вышла из-под контроля, оппозиционеры уже сами признаются, что не могут управлять радикально настроенными боевиками из нацистских партий «Свобода» и «Батькивщина». И к чему приведут очередные столкновения с бойцами «Беркута», военными, никто сказать не может. Единственно, большинство опасается начала гражданской войны. А это уже реальная опасность и для России - когда полыхает граница, достается обеим сторонам.

Тем более, что подобное положение весьма активно поддерживают заинтересованные товарищи из Западной Европы. Хорошо известный своими антироссийскими высказываниями американский политик польского происхождения Збигнев Бжезинский в интервью «Украинской правде» прямо заявил: «В долгосрочной перспективе российским интересом является движение в направлении того, чтобы стать частью Европы.

И стратегическим видением Запада должно быть: «Мы хотим, чтобы Украина была в Европе, но не в качестве оружия против России, а как начало процесса, который в конечном итоге охватит Россию».

Вот так, ни много ни мало, Бжезинский решил, что нужно и Украине, и России. Ладно, можно было б сказать, что это частное мнение не обязательное к исполнению. Однако  как быть с тем, что с первых же дней Майдана редкий западный политик не посетил революционную площадь и не поддержал оппозицию словами, а то и раздачей печенек.

Выступали спикер Сейма Литвы Лорета Граужинене и экс-президент Грузии Михаил Саакашвили, глава европейской дипломатии баронесса Кэтрин Эштон и глава МИД Литвы Линас Линкявичюс, сенатор США Джон Маккейн и заместитель госсекретаря США Виктория Нуланд. Последняя запомнилась весьма откровенным высказыванием на тему «На чьи деньги гуляет Майдан».

 «С момента провозглашения украинской независимости в 1991 г. Соединенные Штаты поддержали украинцев в выработке демократических навыков и институций, в продвижении гражданского общества и хорошей формы правления - всего, что необходимо для достижения Украиной своих европейских целей. Мы инвестировали более 5 млрд. долларов, чтобы помочь Украине в достижении этих и других целей».

Как говорится, хоть за честность «спасибо». И понятно, что не за красивые глаза Кличко или Тягнибока они получили финансовую поддержку.

Нам же отмахиваться от этого не стоит. Думаю, когда начинались протесты против действующих властей в Югославии и Ливии, Тунисе и Сирии, Египте и Ираке неинформированное большинство тоже не думало, чем все закончится. Можно один раз наступить на грабли, но сделать это хроническим занятием – либо несусветная тупость, либо мазохизм.

 

РЕАЛЬНЫЙ ГОП-СТОП

Порой, звучит мнение, мол, народу надоело так жить, надоело терпеть, вот и пошел он на Майдан, чтобы силой взять то, что ему принадлежит по праву. Не буду вдаваться во внутреннюю политику Украины и ее экономическое положение, лишь отмечу, а кто мешает протестовать и добиваться желаемого мирными методами? В конце концов, всенародные референдумы никто не отменял. Во-вторых, погромами и призывами к гражданской войне экономику уж точно не поднять, и жизнь к лучшему не изменить.

Ведь посмотрите, что творится в Киеве. Радикальные оппозиционеры, преимущественно из западных областей Украины и почитающие Бандеру своим национальным героем уже разгромили стадион «Динамо». Уничтожили памятник Ленину. Разгромлены мэрия, другие правительственные учреждения. Центральная площадь Киева превратилась в одну большую мусорку смешанную с туалетом. 20 января крик о помощи раздался из Художественного музея Украины – его грабят!

А чему ж удивляться? Когда оппозиция начала свое праздничное шествие по Каиру, помнится, тоже одними из первых стали страдать музейные коллекции. Революция революцией, а деньги они и революционерам нужны. Вот и шествие по улице Грушевского, где 19 января начались вооруженные столкновения с силами правопорядка, параллельно с боевыми действиями вело грабеж.

В столице страны количество сожженных машин уже пошло на десятки, разломаны лавочки, загажены подъезды и дворы, а ведь в домах живут люди, которые вынуждены все это терпеть. Да и по сообщениям знакомых, у прохожих есть реальный шанс нарваться на кулак агрессивного революционера.

РЕЗКАЯ СМЕНА ТЕХНОЛОГИЙ

Понятно, что в организации любого движения задействованы  как статисты, так и специалисты узкого профиля – одни ораторствуют с трибун, другие обеспечивают материально-техническое оснащение, третьи разрабатывают сценарии. И надо сказать, что нынешний украинский Майдан был организован по несколько необычной технологии, не той, какую мы привыкли видеть в любых цветных революциях.

Нет, начало было совершенно привычным – митинг, столкновение с войсками, призывы к свержению существующего строя, раздача обедов и обещаний, поддержка представителей западной демократии и так далее. Но довольно скоро революция превратилась в нечто странное.  То ли в затянувшееся диско-пати, то ли благотворительный бал для бомжей.

Почти два месяца на Майдане круглые сутки танцевали и пели. Артисты на сцене, сторонники Майдана на площади. Причем ни для кого уже не было секретом, что значительную массу этих «революционеров» собирали по всей стране за определенную плату, мол, вы постоите, а мы вам миску каши, теплый угол с кроватью  и еще что-нибудь подкинем. Не говорю, что весь Майдан был сплошь из таких «приглашенных», но было их немало.

Итак, почти два месяца Майдан танцует, руководители оппозиций иногда дают  интервью, в которых, правда, нет ничего нового, власти никак на происходящее не реагируют – максимум, скромно призывают разойтись по домам. Намекая при этом, что неплохо хоть чуть-чуть поработать, да и с семьями пообщаться.

Зато на фоне столь благостного, чуть ли не умиротворенного положения, тихо начинают звереть еще вчерашние сторонники смены режима. Ведь это им приходится пробираться через завалы, с трудом засыпать под грохот музыки, работать, как говорится, за себя и за того парня.

Показательно, как менялись настроения на различных интернет - площадках в это время. Если в первые дни сторонников Януковича и действующей власти было днем с огнем не найти, то уже через неделю - другую вектор сменился. Люди стали понимать, лучше все-таки хоть и не слишком богатая, но стабильная жизнь, чем попросту нищая, и с ежедневными сюрпризами.

Говорящий анекдот родился на Майдане в те дни:

Бомжа, одетого в тулуп на Майдане и держащего в одной руке бутерброд, в другой кофе, спрашивает «Би-би-си»:

-Вы за Януковича?

-Боже упаси!

-Так вы за ассоциацию в Европу?

-Та вы шо, боже упаси!

-А за кого, за что?

-Я за то, чтоб эта сказка не кончалась!

Но вдруг сказка закончилась, и весьма резко, никто не ожидал такой кардинальной смены курса.

Первый «выстрел» сделали власти. 16 января был принят ряд законов, которые ставили подавляющее большинство оппозиционеров за рамки добропорядочных граждан, и жестко прижимали всевозможных нацистов. Так в Уголовном кодексе появились статьи, предполагающие уголовную ответственность за «Публичное отрицание или оправдание преступлений фашизма против человечности, совершенных в годы Второй мировой войны, в частности преступлений, совершенных организацией «Ваффен-СС», подчиненными ей структурами, теми, кто боролся против антигитлеровской коалиции и сотрудничали с фашистскими оккупантами, а также пропаганда неонацистской идеологии, изготовление и (или) распространение материалов, в которых оправдываются преступления фашистов и их приспешников». А это прямой выпад против немалой части жителей Западной Украины, почитающих героями Шухевича, Бандеру, боевиков УПА, ОУН.

Более того, отдельно был принят закон, предусматривающий уголовную ответственность за разрушение памятников советским воинам. Наказание, между прочим, до 12 лет лишения свободы.

А также законы об усилении ответственности за участие в массовых акциях,  погромах и захвате зданий, призывы к сепаратизму и свержению существующего строя. Словом, все те нормы, которые давно уже действуют в странах демократии, но отчего-то не были прописаны в кодексах на Украине.

Таким образом, у властей появилась реальная возможность на совершенно законном основании привлекать к ответственности лидеров протестных движений, зачинщиков погромов и так далее. Что, соответственно, пришлось не по нраву самим оппозиционерам. И следующий ход был за ними.

Воскресным вечером 19 января группы боевиков направились на улицу Грушевского, чтобы прорваться в здание правительства. На защиту был выставлен спецназ «Беркут» и начались жестокие схватки. В милиционеров летели «коктейли Молотова» и булыжники, их били палками и цепями,подтянули даже катапульту! На этот раз сотрудники МВД также стали отвечать на выпады молодчиков. В итоге больницы стали стремительно заполняться ранеными. И все же основная масса пострадавших состояла из милиционеров.

Что характерно, именно в этой волне беспорядков появились новые нотки, например, когда группа «барабанщиков» безостановочно выстукивала ритм на щитах, тазах и ведрах, тем самым руководя действиями толпы: убыстрился ритм – в атаку, замедлился – отход.

Титушки, вооруженные обрезками труб, с лицами, закрытыми масками «веселились» на улицах, разбивая и поджигая легковые машины, витрины магазинов, словом, увеличивая хаос. Причем делали это столь активно, что их отловом занялись активисты «автомайдана».

На следующий день столкновения продолжились, точнее они и не прекращались ночью, но очередной ход сделал Янукович, приняв  закон, как говорят специалисты – калька с существующего в Германии. В полночь 20 января совершенно законным образом стали отслеживать перемещение абонентов сотовой связи, и на телефоны митингующих вдруг стали приходить страшные эсэмэски: «с уведомлением о том, что они обозначены как участники массовых беспорядков».

А это уже реально опасно, это не в балаклаве на баррикадах скакать, когда кто ж докажет, что Вася Петров там был? Тут все четко – абонент зарегистрирован в данное  время в данном месте, и попробуй объяснить, что просто мимо Майдана проходил в три часа ночи. Как следствие, ряды митингующих несколько поредели.

Впрочем, противостояние до сих пор остается.

Начался раскол на уровне местных властей. Фракция «Партии регионов» в Луганском областном совете обратилась к президенту Украины с требованием принять жесткие меры по наведению порядка, вплоть до введения в Киеве чрезвычайного положения. А мэр Ивано-Франковска (областной центр на западе Украины) Виктор Анушкевичус отказался выполнять законы, принятые 16 января Верховной Радой.

Резко ушли в тень прежние лидеры оппозиции. Кличко то соглашался пойти на переговоры с Януковичем, то отказывался. Западные политики начали хором выражать обеспокоенность и призывать к урегулированию ситуации. И их можно понять, гражданская война Европе не выгодна. Ведь тогда ей придется куда-то девать и что-то делать с толпами беженцев. А ей сейчас и без того несладко приходится с мигрантами из Африки и Азии.

Откликнулась на последние события и Россия. Председатель нижней палаты парламента Сергей Нарышкин заявил, что «Обстановка обострилась, появились пострадавшие как со стороны митингующих, в еще большей степени - со стороны сил правопорядка… Конечно, больно наблюдать, как волна конфликта захлестывает братскую для России страну». Председатель комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Слуцкий подчеркнул, что уличное противостояние организовано в том числе при участии прозападных неправительственных организаций. «Наши «стратегические друзья» на Западе никак не могут допустить сближения Украины с евразийским проектом. Поэтому через различные НПО они финансируют провокации, которые выливаются в уличные беспорядки, погромы, никак не сочетающиеся с цивилизованной европейской идеей, к которой так настойчиво призывают Украину», - подчеркнул Слуцкий.

Веское слово сказал 21 января и министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, впервые на моей памяти, дав оценку всей истории майдана и ее участников. «Мы бы предпочли, чтобы наши европейские коллеги, некоторые из них, не вели себя так бесцеремонно в связи украинским кризисом, когда без приглашения члены нескольких европейских правительств рванули на Майдан, принимали участие в антиправительственных демонстрациях в стране, с которой они имеют дипломатические отношения, - подчеркнул министр. - Это просто неприлично, именно это, кстати, подогревает ситуацию… Захват мэрии, захват правительственных зданий, где боевики держались несколько недель, — вы представьте, если бы это произошло в любой стране Евросоюза. Возможно это? Они бы никогда этого не позволили».

Похоже, в ближайшие дни нас ожидает очередной виток околомайданного противостояния, и сказать, чем завершится на этот раз попытка революции на Украине, сложно. Варианты разные, и далеко не все из них радужные. Увы…

Валентина СОСНОВСКАЯ, «ЧР» №8 от 23 января 2013 г.

Новости по теме: