Мастер планерного дела

Дата публикации: 28.01.2016 - 03:14
Автор:
Просмотров - 772

alt

«Когда нам пообещали полеты на планерах, я окончательно решил записаться в этот кружок, - вспоминает военный летчик Петр Рубанов. - В 1945 г. сделал подлет на планере, впервые «оторвался» от земли, оказался в воздухе и стал парить в небе, как птица. Это было просто чудо! Красота высоты, ощущение скорости и возможность преодоления пространства остались незабываемыми на всю жизнь…».

Эту возможность дал планерный кружок, он был открыт в 30-е годы при Доме обороны в Черногорске, первым руководителем стал Леонард Густавович Эскель. Курсанты изучали здесь аэродинамику летательных аппаратов.

В 1936 г. открылся аэроклуб. Его начальником стал Д.И.Грабежов, начальником летной части - П.А.Усачев, командиром тренировочного отряда - Н.И.Статкевич, командиром звена - Е.А.Корочкин, старшим авиатехником - В.П.Кушковский. Летчиками-инструкторами по парашютному делу трудились М.И.Бурлакин и А.И.Волк из Красноярска.

Курсантов на пилотное отделение принимали с 18 лет. Петру Рубанову было 16. Но так как он имел опыт полета на планере, то после прохождения медкомиссии ему дали зеленый свет. В 1937 г. после окончания школы (восемь классов) и пилотского отделения все экзамены сдал на «отлично».

Руководство клуба приняло решение из наиболее подготовленных выпускников создать инструкторскую школу. В нее вошли курсанты Кукушкин, Бурцев, Коченаев, Урыбин и Дудуев. Каждый из этих летчиков-инструкторов получил группу новичков и самолет. Рубанов тоже подал заявление, но получил отказ - сказали, слишком молод. Узнав об этом, инструктор Михаил Иванович Бурлакин обратился к руководству аэроклуба с просьбой зачислить Рубанова, и убедил всех. Говорил, что Петр - хороший летчик, что его неоднократно проверяли, что он уже подготовлен до уровня инструктора и может летать с курсантами. После такой поддержки Рубанова зачислили. 18 августа 1938 г. Петру исполнилось 18 лет, он успешно закончил учебу в инструкторской группе и был принят на работу в качестве летчика-инструктора. Так начались самостоятельные работы вместе со своими товарищами и бывшими учителями.

Проработал Петр три года. В то время в аэроклубе были разные типы самолетов: Р-5, У-2, УТ-1, Ут-2.

В 1940 г. Петр Рубанов, Павел Дьяконов, Михаил Бурлакин и др. были отправлены в Ульяновск на курсы переподготовки летчиков-инструкторов с целью освоить новые типы самолетов. В начале июня 1940 года П.Рубанов, П.Дьяконов вернулись домой, а М.Бурлакин остался. Там и застала его война.

К слову, о Михаиле Ивановиче Бурлакине расскажу поподробнее. С ноября 1941 г. он был командиром 591-го звена истребительной авиадивизии. Совершил 38 боевых вылетов. Награжден орденом Красного Знамени. В апреле 1944 г. был признан негодным по состоянию здоровья к полетам высотно-скоростной авиации. В дальнейшем работал командиром звена управления полка на самолетах УТ-2, ПО-2, Р-5, и в мирное время после войны - в Красноярском аэроклубе.

Воевать пришлось на Западном фронте. Жил в Красноярске Михаил Иванович еще в 30-е годы. Первым испытал построенную там парашютную вышку, а затем стал обучать молодых пилотов. Когда в Черногорске создали аэроклуб, он один из первых был направлен сюда работать.

…Планеризм - увлекательный вид спорта. Тот, кто много лет занимался им, утверждает, что управляя в воздухе планером, испытывает ощущение как и при пилотировании на самолете. После того, как окончилась война, Михаил Иванович вернулся в Красноярск, работал некоторое время в гражданской авиации. В октябре 1948 г. в Красноярске открыли аэроклуб. Начали комплектовать командирский и преподавательский состав. Учебным звеном поручили командовать М.И.Бурлакину. Летали на планерах БРО-1, а затем на учебных самолетах ЯК-12. Опытного летчика Михаила Ивановича не зря отправили обучать молодых пилотов. Кому как не ему с многолетним военным стажем было учить начинающих. Как и прежде стал инструктором пилотского дела. Ежегодно готовил по 30 планеристов, которых затем пересаживали на учебные самолеты ЯК-12, ЯК-18.

Жаль, что в Хакасии большие сложности с финансами, а то ведь можно было бы возродить планерную школу. Это было бы большим подспорьем для тех, кто решил посвятить себя авиации. При станции «Юный техник» много лет существует кружок авиамоделистов. Именно с него возник в 30-е годы в Черногорске аэроклуб, причем в нужное время, перед войной, где черногорские аэроклубовцы достойно показали себя.

…Если снова обратиться к истории авиамодельного кружка, то можно добавить, что трое бывших кружковцев окончили Челябинское летное училище штурманов, дослужились до звания полковника ВВС, окончив воздушную академию им.Ю.А.Гагарина. Это Ю.Мартынов, И.Бабушкин, Г.Саранчин - местный поэт. Первого и третьего уже нет в живых - ушли из жизни из-за болезни.

Валерий ЧУБРИКОВ, фото: www.airwar.ru, «ЧР» № 6 от 28 января 2016г.

Новости по теме: