Летчик из АДДа

Дата публикации: 04.02.2014 - 05:38
Просмотров - 1360

 

Чаще всего темы, о которых пишет журналист, он ищет сам. В одних случаях это важная для города, республики или страны новость, в других - встреча с интересным человеком, в третьих - по рекомендации или по просьбе читателей. Но бывает так, что идея материала приходит совершенно случайным образом – из услышанного в автобусе разговора, увиденной картинки на улице, или из книги, читая которую, вдруг обнаруживаешь, что события, изложенные в ней, напрямую касаются тебя, твоего города.

 

 

 

Именно так произошло и в данном случае. Неожиданно воспоминания командира авиации дальнего действия Александра Голованова «Дальняя бомбардировочная» повернули меня лицом к Черногорску, заставив вспомнить, что один из героев, о которых упоминает главный маршал авиации, некоторое время жил и работал в нашем городе. Речь идет о Герое Советского Союза Василии Гавриловиче Тихонове, чьим именем названа улица в Черногорске.

НА ПРЕДЕЛЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Не знаю, почему так получилось, но о летчиках-истребителях, бомбардировщиках, штурмовиках написаны сотни книг, и художественных, и документальных, о летчиках же авиации дальнего действия (АДД) воспоминаний крайне мало. По пальцам можно пересчитать произведения, посвященные этой странице боевой истории Великой Отечественной войны. А между тем, вклад их в победу был велик.

Только представьте, первые месяцы войны, врагом уничтожена масса техники, войска отступают, да огрызаются, порой, контратакуют, но все же отступают, разгромлены базы снабжения, словом, положение тяжелое. Да, держатся отдельные форпосты, мужественно стоит Севастополь, не поддается Ленинград, вокруг которого сжимается кольцо блокады, бои охватили страну, начиная с южных областей, заканчивая северными регионами.

И в этих условиях появляется идея – начать планомерную бомбардировку важнейших объектов не просто Германии, а ее сердца – Берлина. Задача сложнейшая. Мало того, что летчикам необходимо преодолеть почти две тысячи километров, причем большая часть пути пролегает над Балтийским морем, то есть ориентироваться крайне трудно. Не будем забывать, что навигационное оборудование того времени особой точностью не отличалось. Другая же часть маршрута – над вражеской территорией, под огнем зенитных орудий, слепящими лучами сильнейших осветительных приборов, подвергаясь в воздухе атакам истребителей.

Да и дальность полета машин того времени была не слишком велика. С трудом удалось найти место, с которого бы дальние бомбардировщики смогли дотянуться до Берлина. В итоге взлеты производились с аэродрома Кагул и Астэ на острове Сааремаа (Эзель). По сути, эти острова уже были в тылу у немецких войск, но еще удерживались нашими солдатами.

Первый боевой вылет на Берлин состоялся в ночь с 7 на 8 августа, совершили его летчики Балтийского флота. Однако сил морской авиации для масштабных бомбардировок было явно недостаточно, и командование направило с Дальнего Востока на западный плацдарм группу самолетов дальней авиации, в которой, в том числе, была и эскадрилья капитана Тихонова.

10 августа дальние бомбардировщики ДБ-3ф из 40-й авиационной дивизии под командованием заместителя командира полка по летной подготовке майора Щелкунова прибыли на остров Сааремаа.

Времени на отдых практически не было, уже в ночь с 11 на 12 августа летчики АДДа поднялись в небо и взяли курс на Берлин. Вот что об этом пишет писатель-баталист, кандидат исторических наук Юрий Виноградов в книге «Операция «Б»:

«В свой первый налет на Берлин армейская авиагруппа направляла десять дальних бомбардировщиков. Полностью шла эскадрилья капитана Тихонова и три ДБ-3ф из группы майора Щелкунова: экипаж самого майора, капитана Крюкова и старшего лейтенанта Семенова.

… Тихонов огнями подал условный сигнал: «Идти к цели самостоятельно». И тут же перед самолетами встал частокол прожекторных лучей, а на их фоне отчетливо вырисовывались облачка разрывов зенитных снарядов.

Лучи суетливо обшаривали небо, стараясь нащупать приближающиеся бомбардировщики. Казалось, не пройти через них, не пройти между смертоносными, взбухающими, точно пузыри на воде от крупного дождя, разрывами снарядов. Невольно хотелось забраться повыше. Но выше нельзя. Стрелка высотомера показывала больше семи тысяч метров.

- Пробьемся, ребята…»

И они, в самом деле, пробились, не все, но часть самолетов долетела до Берлина и отбомбилась по намеченным объектам.

На следующий день ТАСС сообщило:

«В ночь с 11 на 12 августа имел место новый налет советских самолетов на военные объекты в районе Берлина.

Сброшены зажигательные и фугасные бомбы большой силы. В Берлине наблюдались пожары и взрывы.

Все наши самолеты вернулись на свои базы. Экипаж самолета, не возвратившегося из предыдущего полета, разыскан и возвратился на свою базу».

Несмотря на потери, которые все же несли советские авиаторы, была и радость побед. Полковник Преображенский даже сочинил частушку, которую с удовольствием распевали бойцы:

Ночью охают берлинцы,

Мрачно смотрят поутру.

Краснелетские «гостинцы»

Им совсем не по нутру.

Как несложно догадаться, немцев такие налеты не обрадовали. Первое время они вообще отказывались верить в то, что бомбили их советские летчики, приписывая бомбардировки британцам, тем-то лететь до Германии было значительно ближе, чем нашим пилотам. Но, в конце концов, командование вермахта было вынуждено признать, что на пределе возможностей над их территорией работают самолеты Красной Армии. Как итог, появляется дополнение к директиве ОКБ № 34 от 12 августа 1941 года, которую подписал начальник штаба верховного главнокомандования вооруженных сил Германии фельдмаршал Кейтель. Штабу группы армий «Север» предписывалось:

«Как только позволит обстановка, следует совместными усилиями соединений сухопутных войск, авиации и военно-морского флота ликвидировать военно-воздушные базы противника на островах Даго и Эзель. При этом особенно важно уничтожить вражеские аэродромы, с которых осуществляются воздушные налеты на Берлин».

После чего начались регулярные бомбардировки наших аэродромов. Но даже в этих сложных условиях советские летчики продолжали полеты на Берлин вплоть до 4 сентября. С падением Таллина оставаться на островах уже не было возможности, и самолеты перебазировались на другие аэродромы.

Стоит отметить, что по техническим характеристикам, учитывая дальность и сложность полетов на Берлин, бомбардировщик мог брать лишь либо одну 500-килограммовую бомбу или две по 250 кг. Однако, понимая, насколько важны и в физическом, и в моральном смысле удары по вражеским объектам в воздухе, советские летчики пошли на риск, увеличив нагрузку.

Как вспоминает Юрий Виноградов:

«По примеру морских летчиков капитан Тихонов, как и майор Щелкунов, в свой третий полет на Берлин взял на внешнюю подвеску одну ФАБ-500, а ФАБ-100 и ЗАБ-50 загрузил в бомболюки. Стрелок-радист старшина Коневцев вывел на пятисотке белой краской:

«Подарок Гитлеру!»

- Наш праздничный гостинец, - пояснил он».

Именно за эти героические вылеты на столицу нацистской Германии Василий Гаврилович Тихонов и был удостоен звания Героя Советского Союза. 17 сентября 1941 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О присвоении звания Героя Советского Союза летному составу Красной Армии и Военно-Морского Флота».

«За образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство присвоить звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» капитану Тихонову Василию Гавриловичу.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. Калинин.

Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. Горкин Москва, Кремль».

В дальнейшем капитан Тихонов воевал на фронтах до Победы. В октябре 1941 года он - командир 751-го дальнебомбардировочного авиационного полка, во главе его участвовал в битве за Москву. С мая 1943 года до конца войны - командир 8-й гвардейской авиационной дивизии дальнего действия. Под его командованием дивизия выполнила свыше 6 000 боевых вылетов, нанесла большой урон врагу. Дивизия получила почётные наименования "Орловская" и "Будапештская". Сам В.Г. Тихонов за военные годы выполнил 21 боевой вылет, причем все вылеты особо сложные – ночные, совершил три вылета на Берлин. Закончил войну в звании генерал-майора авиации.

Немного информации о службе нашего земляка можно получить из книг Николая Скрипко «По целям ближним и дальним» и И.И.Киндюшева «К победным рассветам». Правда, в черногорской библиотеке мне удалось найти только повесть Ю.Виноградова «Операция «Б», но указанные выше воспоминания размещены в интернете.

К слову сказать, у Киндюшева встречается немало добрых слов в адрес В.Г.Тихонова. Он не единожды подчеркивает, с какой заботой относился командир к своим подчиненным, был строг, но справедлив, берег молодых, «необлетанных» бойцов. И как удалось выяснить, такое отношение вообще было характерным для Василия Гавриловича.

ПОСЛЕ ВОЙНЫ

Военная служба продолжилась и после подписания мирного договора с Германией. Василий Гаврилович закончил Военную академию, служил в авиации вплоть до 1960 года, а затем в ракетных войсках стратегического назначения.

В 1962 году судьба сделала резкий поворот, и генерал-майор авиации Тихонов стал педагогом – его назначили начальником Харьковского высшего военного командно-инженерного училища. Собственно, благодаря именно этому факту мне и стало известно о том, что характерной чертой нашего знаменитого земляка было обостренное чувство справедливости, ответственности и заботы о подчиненных. Мне удалось связаться с выпускниками училища, которые помнят своего начальника. Отзывы были однозначные – «всегда уравновешенный, выдержанный», «профессионал до мозга костей, способный ясно поставить задачу и разъяснить непонятое».

На посту начальника училища Василий Гаврилович сделал много для успешной подготовки офицеров-ракетчиков. Как подчеркивают выпускники: «В. Г. Тихонову и возглавляемому им коллективу училища предстояла кропотливая и напряженная работа по превращению училища в первоклассное высшее учебное заведение для подготовки качественно новых специалистов. Личный состав достаточно быстро убедился, что Василий Гаврилович обладает всеми необходимыми для этого качествами: твердостью, решительностью, масштабностью мышления, умением лаконично сформулировать задачи и четко определить пути их решения, уважительным отношением к подчиненным».

В период руководства В. Г. Тихонова училище значительно укрепилось учеными кадрами. Признанием авторитета училища, зрелости его профессорско-преподавательского состава явился приказ министра высшего и среднего образования СССР от 7 июля 1953 года № 103, которым Ученому совету училища было предоставлено право приема докторских диссертаций.

К сожалению, сейчас этого училища уже нет. В перестроечные годы, ХВВКИУ, как и многие другие уникальные школы, был расформирован. Но остались люди, которые учились в нем, которые помнят о начальнике Тихонове, и которые помогли написать эту статью, раскрывающую новые страницы из жизни нашего земляка.

Впрочем, и мне удалось помочь ветеранам-ракетчикам заполнить пробел в биографии Тихонова. Отчего-то во всех источниках указывается, что Василий Гаврилович работал на Анжерской шахте, но нигде нет упоминания о том, что свой трудовой путь он начал именно в Черногорске, на шахте № 3, там он был откатчиком, затем работал в забое. Однако информация об этом есть в нашем городском музее, в заверенной В.Г.Тихоновым биографии черным по белому указано, где и когда он стал шахтером.

На первый взгляд не слишком важная подробность, но без нее невозможно понять, почему паренек из поселка Улень вдруг стал почетным гражданином Черногорска, отчего его имя носит одна из улиц. Из таких вот мелочей и складывается полная картина.

Валентина СОСНОВСКАЯ, на фото из архива

музея Черногорска В.Г.Тихонов - слева

Фрагмент из представления на Орден Красного Знамени:

За время великих отечественных боев с германскими захватчиками командир 751 АП ДД Герой Советского Союза майор Тихонов проявил себя мужественным и настойчивым командиром полка. За год командования полком умело собрал и сколотил личный состав на отличное выполнение поставленных боевых задач командования по уничтожению военно-промышленных объектов, аэродромов, ж.д. узлов, боевой техники и войск противника. Имеет большой опыт боевой летной работы и умело передает подчиненным. Лично сам много работает по вводу в строй молодого летного состава в полку. За время войны с германскими захватчиками лично произвел 15 ночных боевых вылетов с налетом 60 боев.часов, из них - 3 по политическому центру Германии - БЕРЛИНУ, за что присвоено звание Герой Советского Союза. Летает отлично в любых сложных метеоусловиях.

За год командования полком, полк под его руководством произвел 2125 успешно выполненных боевых вылетов, из них днем 87 б/вылетов с налетом 625 боев.часов, ночью - 2038 б/вылетов с налетом 6926 б/часов. Сброшено бомб 2497 тонн, листовок 22.000.000.

Политико-моральное состояние полка здоровое. Требовательный командир. Делу партии ЛЕНИНА-СТАЛИНА предан.

За отличное руководство личным составом по разгрому врага, достоин награждения Правительственной наградой - орденом "КРАСНОЕ ЗНАМЯ".

«ЧР» №13 от 4 февраля 2014 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новости по теме: