Лесное раздолье

Дата публикации: 26.03.2013 - 06:06
Автор:
Просмотров - 793

alt

Хотя мы и живем в степной зоне республики, но привыкли, что вокруг шумят леса. Однако нередко встает вопрос – а надолго ли у нас это богатство? Не пропадет ли оно в бездонном чреве лесозаготовителей,  не создастся ли такая ситуация, что вся Хакасия станет сплошной степью? Руководство государственного комитета по лесу РХ уверено, что опасения не только излишни, но и совершенно беспочвенны. Об этом заявили 21 марта на пресс-конференции председатель Госкомлеса РХ Сергей Абрамов и его первый заместитель Зиновий Юськив.

ПРИРАСТАЕМ ХВОЙНЫМИ

На сегодня в распоряжении в Гослесфонде республики находятся 3,644 млн га. Общий запас древесины составляет 443 млн куб.м, при этом лишь немногим более двух млн куб.м предназначено к вырубке. Но это не значит, что очищенные от деревьев территории вливаются в степную зону. Как утверждает руководство комитета, на этих землях проводятся обязательные лесовосстановительные работы. Причем, если лет десять назад арендаторы-лесорубы практически не занимались лесовосстановлением, то затем ситуацию удалось переломить. Не желая терять лицензии, предприниматели выполняют требования государственного комитета.

Помимо этого значительные площади ежегодно восстанавливает сам Госкомлес. В год порядка трех тысяч гектаров территории подвергаются искусственному или естественному лесовосстановлению. Для возобновления высаживают саженцы хвойных пород деревьев, главным образом – кедра, его доля составляет 60 процентов, следующие по популярности сосна и лиственница, завершает список – ель.

- Заметьте, в год  сплошная вырубка производится примерно на 1900 га, еще на 35 гектарах в минувшем году лес пропал в результате пожара, на 350 га провели санитарную рубку, - отметил Сергей Абрамов, - но площадь восстановленных земель – 3000 га. То есть на территории республики лес не сокращается, а напротив, его становится больше.

ВРАГИ НЕ ДРЕМЛЮТ

К сожалению, часть зеленого богатства пропадает совершенно бессмысленно, с точки зрения пользы - сгорает в пожарах, поражают насекомые-вредители, что приводит к смерти растений. Власти пытаются справиться с этими проблемами, но, к сожалению, не всегда удается. Если, к примеру, против сибирского шелкопряда есть эффективные меры борьбы, опрыскивание химикатами, то с короедом, поражающим кедр, бороться почти невозможно. Живет он под корой, химикаты туда не впрыснешь. На сегодня единственная мера – санитарная вырубка зараженных участков с последующим уничтожением больных деревьев. Правда, сибирские ученые в прошлом году занялись проблемой поиска эффективных феромонных ловушек, но пока что об успехах говорить рано.

Каждый год энную площадь лесофонда уничтожают пожары. И хотя у нас удавалось не допускать таких опустошающих огненных вихрей как в Иркутской области, Красноярском крае, все же часть деревьев погибла. Для того, чтобы своевременно обнаруживать очаги возгораний, лесники используют несколько видов мониторинга.

Самый простой – наземный, но он применим далеко не везде. Ведь не заедешь на машине в дебри тайги, не поднимешься на горные склоны, между тем большая часть леса в республике расположена именно в таких труднодоступных местах. Первыми на помощь пришли летчики. С помощью авиации было получено немало важной информации. Третий вид мониторинга – достаточно нов, зато весьма эффективен: изучение ситуации из космоса.

В нынешнем году будет запущен еще один проект. Одна из компаний сотовой связи решила вести мониторинг лесного спокойствия с помощью круглосуточного видеонаблюдения. Аппаратуру установят на вышки, и вся информация отправится в центр. Таким образом можно будет не только вести наблюдение за пожаробезопасной обстановкой, но и за браконьерами, которые, увы, встречаются.

- Тем не менее, хочу отметить, что в Хакасии проблема так называемых «черных лесорубов» неактуальна, - подчеркнул Зиновий Юськив. – Во-первых, у нас очень высокая раскрываемость таких преступлений, порядка 82 процентов, во-вторых, браконьерство, в основном, бытовое. Жители деревень рубят деревья себе на дрова, за это привлекают их к ответственности. Хотя очень просто получить у нас лесной билет на заготовку древесины. На сезон выделяется 25 кубометров, стоимость каждого в пределах 30-40 рублей. Думаю, эта сумма подъемна для всех.

ВХОД РАЗРЕШЕН

Отдельная проблема, которая уже много лет волнует людей, – имеют ли они право посещать лесные участки, которые арендовали предприниматели. Ведь не секрет, что порой в лесу нас встречают огороженные участки с грозными надписями: «Проход запрещен!»

Однако, согласно российским законам такие самовольные укрепления и стенды недопустимы. Гражданин имеет право гулять везде, где вздумается. Так что если вдруг, прогуливаясь по грибы или ягоды, вы увидите подобную табличку, без колебаний звоните в Госкомлес, пусть разбираются с нарушителями. Впрочем, как сказали на пресс-конференции специалисты, до сих пор ни одного подобного случая в республике зафиксировано не было.

И еще об одном моменте зашел разговор. Нередко мы, желая посадить сосенку, рябинку или елочку во дворе дома, отправляемся в лес за молодым деревцем, при этом совершенно не подозревая, что являемся нарушителями и нас вполне могут оштрафовать. В законе нет исключения ни для кого, ни для «черного лесоруба», ни для горожанина, решившего взять лишь одно растение.

Есть вариант приобретения саженцев в питомниках, но он, увы, не всем подходит. Да, в питомнике цена копеечная, юная сосенка стоит рублей пять, как говорится, даже думать не о чем. Но только на первый взгляд, так как на второй выясняется, что ближайший питомник расположен в сотне километров и поездка за деревцем станет просто золотой.

Интересный вариант решения проблемы предложил житель Черногорска – выкапывать саженцы в лесной полосе линии электропередач. Все равно деревья пропадают, так как по правилам полоса должна быть чистой. С владельцем ЛЭП, как правило, проблем не возникает, но вот вопрос – пропустят ли лесники такую машину? Вдруг решат, что нарушение.

Но и это решаемо, пояснил Сергей Абрамов. Достаточно перед поездкой сделать заявку в соответствующее лесничество, оно выделит лесника – и вперед, на просеку ЛЭП.

Конечно, есть в лесном хозяйстве и проблемы. Это и нехватка кадров, и низкая зарплата лесников, и огромное количество обязанностей, что не каждому по плечу. Какие-то вопросы со временем решаются, какие-то остаются.

 Валентина СОСНОВСКАЯ, «ЧР» №34 от26 марта 2013 г.

Новости по теме: