Кто на кладбище хозяин?

Дата публикации: 11.06.2014 - 04:16
Автор:
Просмотров - 1850

alt

БЕЗЫМЯННЫЕ МОГИЛЫ

Стылый зимний ветер, метет поземка, идем по новому кладбищу. Одни могилы ухожены, другие, видно, забыты сразу после похорон. На одних стоят кресты, на других - памятники. Рядом со мной пожилая женщина, аккуратно переступая больными ногами, тихонько вытирает слезы:

- Мы с братом жили неплохо, без особых ссор и споров. Но семьями не дружили, так уж сложилось, - рассказывает Зинаида Ивановна. - Поэтому и в гости заходили не часто. И вот случайно узнаю, что нет моего Васи, умер он, и его уже похоронили. А мне никто даже не сказал! Причем, похоронили как безродного, жена, видно, возиться не захотела. Начала я выяснять, где похоронен, как да что, и теперь просто не знаю, что делать.

Ряды могил становятся все более редкими, по обочинам тропинки растут чахлые вязы, а за ними открывается участок, от которого веет просто лютым холодом и недоумением – ну как так можно поступать?! Ряды могильных холмиков, на которых не то что кресты не стоят, а просто обломки старых палок, осколки досок. Где-то еще виден написанный краской номер, на других и этот знак стерло время. Если вдруг даже отыщется родной человек, не просто ему будет найти захоронение.

Подходим к крайнему ряду.

- Вот где-то здесь и похоронен Вася, – показывает мне Зинаида Ивановна. – Сначала в конторе мне назвали одну могилу, потом другую. Сказали, что могу провести эксгумацию, но за свой счет. А откуда взять такие деньги? Вы посмотрите на крест, ведь здесь раньше имя Полина было написано, а теперь мне говорят, что тут и похоронен брат. А крест поставили какой уж нашелся. И вот с тех пор в голове все крутятся строки из старой песни: «И никто не узнает, где могилка моя». Так плохо – сил нет.

И такое отношение к «безродным» могилам – слово-то какое придумали! - царит не только в Черногорске. На любом кладбище, где-то в уголке обязательно найдутся аналогичные участки – горками земля, крест или палка вместо памятника. А ведь нередко бывает так, что как и в случае с Зинаидой Ивановной родственники умерших находятся, начинают ухаживать за могилами, вот только не всегда при этом люди уверены в том, что в захоронении лежит именно их родной. Номерки-то стираются со временем, и где гарантия, что служащие кладбища ничего не напутали.

Понятно, что такое, мягко скажем, холодное отношение к «безродным» зачастую не вина, а беда для работников последнего приюта – средств на похороны выделяют по минимуму, тут уж не до роскошеств, хоть бы относительно пристойно похоронить. Оттого-то и появляются вместо крестов и памятных столбиков какие-то огрызки досок или куски труб чуть ли не из металлолома вытащенные.

Говорят, что здоровье нации определяется не только по отношению к живым, но и по заботе о мертвых. Если это так – то, похоже, неважно у нас обстоит дело с нравственным самочувствием.

Валентина СОСНОВСКАЯ, фото автора

ОГОНЬ

От уборки могил, которую традиционно, как и многие горожане, с особой тщательностью проводим перед Радоницей, отвлёк запах дыма. В памяти сразу всплыли рассказы знакомых о палах травы в местах упокоения, которые часто заканчивались весьма плачевно - и памятники, оградки страдали, и сами поджигатели. Как-то знакомый жаловался, мол, руки обжёг, пришлось месяц лечиться. А всё из-за чего? Лень было косить траву, он взял и чиркнул спичкой.

Между тем со стороны памятника японским военнопленным стали виднеться высокие языки пламени. Пошла глянуть, что там и как. Каково же было моё изумление, когда увидела, что горит огромная куча мусора, собранного с могил, и за этим костром присматривают рабочие, чуть поодаль стоят грузовые машины.

Что-что, а такую картину наблюдала впервые. В голове не укладывалось: среди бела дня, при всём честном народе, при представителях предприятия открыто нарушали закон, который запрещает жечь мусор в черте города. Запрещает, в том числе и оттого, что из-за  таких пожогов ухудшается экологическая ситуация. Смог, поглотивший искусственные цветы, пластиковые бутылки, надолго повис в воздухе…

 Анна Темникова

МЫ НИ ПРИ ЧЕМ!

Ежегодно людей призывают: убирайте могилы не в последний день перед днём памяти, а заранее, чтобы была возможность вывезти всё, что народ вынес с родных могил. Но как назло, именно в последние дни на кладбище - аншлаг. Кто-то потихоньку складирует мусор на соседние могилы, другие выносят его на аллеи. Хотя, если уж так получилось, что заранее выбраться на уборку не удалось, можно прихватить с собой мешки и, натромбовав их, вывезти или оставить хотя бы ближе к выходу - там, где мусор заберут быстрее. Так что возмущаться-то мы все умеем, а культуры поведения у некоторых - ноль. Только запросы: сделайте так, чтобы было чисто, а сами мы ни при чём!

Галина КОРАБЛЕВА

 

РАДЕЕМ О СВОЕМ, НО РАВНОДУШНЫ К ЧУЖОМУ

Кладбища Черногорска – муниципальная собственность. А вот обязанности по их содержанию возложены на МП «БытСервис». Поэтому прокомментировать письма читателей и ответить на вопросы мы попросили директора этого предприятия Анатолия Багирова и начальника участка ритуальных услуг Марину Кудрявцеву.

М.К.: Сразу хочу прокомментировать вопрос по безродным. У нас их хоронят не так много, в месяц примерно около пяти. Для этого выделен специальный сектор. Есть книга регистрации, куда заносятся данные, дата похорон и номер могилы в соответствии с планом захоронения. Так что перепутать вряд ли возможно. И согласитесь, лучше, когда могила отмечена крестом, чем вообще без ничего. Иногда не сразу прикрепляем таблички, поскольку заказываем их не по одной, а партиями штук по десять.

А.Б.: Например, в прошлом году пришел мужчина с просьбой найти его родственника. Нашли по плану, а он сомневается, мол, 10 лет назад не так выглядела могила. Так и хочется спросить, что ж вы столько лет шли? Почему, посетив захоронение родственника раз в 10(!) лет, некоторые начинают писать жалобы в прокуратуру. А собственная совесть молчит?

Хочу обратиться к черногорцам: уважайте память о родных. Мы свою работу сделаем, но и вы не забывайте о дорогих могилах.

По старому кладбищу нет никаких схем – кто проводил захоронение, где этих людей искать. Сейчас мы записываем все данные.

И согласно правилам содержания кладбищ все надмогильные сооружения являются собственностью граждан либо организаций. И если кто не в курсе, то в надлежащем состоянии памятники, могилки обязаны содержать в первую очередь родственники. Могут это делать и сотрудники «БытСервиса», но если с ними будет заключен договор на обслуживание. Эту услугу предлагаем, но мало кто ею воспользовался. Родственники жалеют деньги на содержание могилы и сами за ней не ухаживают.

- А что будет, если могила заброшена?

А.Б.: Захоронения, где не наводят порядок, через пять лет могут быть признаны бесхозными и по закону останки могут  перезахоронить в секторе для безродных. Но такого за время моей работы здесь еще не случалось. Народ в Сибири  все-таки не столь циничен и не желает тревожить чужой прах.

- Скажите, сколько город выделяет для захоронения безродных?

- 6509 руб. 81коп. И в эту сумму не входит стоимость надгробных памятников и крестов.

- Чем регламентируется ваша работа?

А.Б.: Федеральным законом №8 «О погребении и похоронном деле» и «Правилами содержания кладбищ на территории муниципального образования г.Черногорск», принятыми Советом депутатов города 31 октября 2013г.

«БытСервис» должен содержать в исправном состоянии ограды, контролировать отвод участков и соблюдение правил захоронения, очищать территорию от мусора и вывозить его. Также просчитываем размер субсидии на завоз воды, вывоз мусора и частичную подсыпку дорожек. На другие цели средств пока нет.

Все это помимо начальника участка делают четверо рабочих. Штатной единицы сторожа не предусмотрено.

Накануне Радоницы принимаем несколько человек на временную работу, чтобы справиться с объемом. Иногда присылают штрафников. Но над ними надо буквально «стоять». Только отвернулся, они грабли бросили.

- Мусор - острый вопрос, который часто задают читатели.

А.Б.: Это больная тема и для нас. Народ жалуется на кучи мусора, но когда через СМИ мы призывали убраться заранее, мало кто отозвался. Буквально же в последние три дня перед Радоницей народ повалил. И если в течение месяца  вывезли 150 м3, то за последние 3 дня – 350 м3. И если в течение прошлого года вывезли порядка 850 м3, то нынче уже 750!

Да, еще осталось несколько куч, которые, конечно же, уберем.

Но если сравнить объем вывезенных нынче ТБО, он по годам примерно одинаков.

М.К: Кстати, кладбище на обслуживание нашему предприятию передано чуть больше года назад. И нынешней весной мы частично добрались до отдаленных уголков, до тех куч, которые складировались много лет. Рабочим приходилось ломами раздалбливать залежи венков запресованных землей. К таким участкам иногда можно пройти только пешком, поэтому рабочие выносили мусор носилками, вывозили на тачках. И знаете, только один человек пришел, чтобы сказать спасибо. Большинство же ворчали: «Вот сейчас сфотографирую эти кучи мусора!» А почему вы несколько лет  назад не фотографировали?! И чего еще понять не могу, как можно вагонетку с водой превращать в мусорный контейнер?!

А еще бывает так – со своей могилки убирают, а на соседние складируют. И если те заброшены, то через пару-тройку лет они утопают под старыми «соседскими» венками. Почему же люди так радеют о своем и так равнодушны к чужой памяти?

а.б.: Задают вопрос, почему не ухаживаете за брошенными могилами. Так их почти треть кладбища! Приводят в пример Германию и Прибалтику, как там все аккуратно. Так там родственники платят за содержание могил. Видел я недели три назад передачу про Германию – два года не заплатили за уход, выкопали останки, увезли к безродным, а на его место тут же хоронят другого.

Хотя в больших городах - например в Красноярске, Новосибирске уже и второй, и третий этажи захоронений появились. Нехватка места.

- А как прокомментируете факт пожогов?

А.Б.: Иногда родственники, заглянув на могилу накануне дня поминовения, идут легким путем – поджигают бурьян. Но огонь начинает стремительно распространяться, охватывая соседние неубранные участки. Мы же, отвечая за соблюдение правил пожарной безопасности, по просьбе пожарных в некоторых труднопроходимых местах проводили контролируемый пал травы, чтобы не допустить разгула стихии. Однажды, проверяя территорию, увидел, как женщина убегала от огня – она подожгла траву и, чтобы не отвечать за это самоуправство, решила просто сбежать. Пришлось срочно вызвать подмогу, и с граблями в руках отсекать огонь. Этой весной пожарных вызывали больше десяти раз.

- Старое кладбище считается закрытым?

А.Б.: Нет, пока такого постановления нет. Но хороним там только родственников, если есть возможность выкопать рядом могилку.

- По этому поводу вопрос. Женщина пришла навестить могилку и увидела, что между могилкой ее родственника и соседней появилось еще одно захоронение, судя по фамилии – да, родня «соседа». Но теперь нет даже тропинки меж холмиками. Если так дело пойдет дальше, то через десяток лет по старому кладбищу пройти будет весьма проблематично. Да и сейчас уже, благодаря хаотично натыканным оградкам, когда стремятся захватить каждый сантиметр площади, приходится буквально перепрыгивать ограждения, чтобы добраться до нужного места. Будет ли в этом вопросе когда-нибудь наведен порядок?

А.Б.: По старому кладбищу действовали прежние правила, определявшие минимальное расстояние между могилами в 50 см. Если это расстояние выдержано, то даем разрешение на захоронение родственника, но при этом смотрим, чтобы доступ к другим захоронениям сохранялся. Конечно, сразу после похорон может возникнуть впечатление, что свежий холмик нависает над другими, но буквально через год он осядет и все будет выглядеть нормально. 

Сейчас закон о похоронном деле изменился и расстояние между могилами увеличено вдвое. Поэтому на старом кладбище мы оставили все как есть, а на новом уже действуем в рамках новых правил.

По поводу оградок – ознакомили с правилами всех действующих предпринимателей-установщиков под роспись. Но они получают зарплату от количества погонных метров оградки, вот и делайте выводы.

- Иногда рабочие этих фирм действуют просто варварски. Например, мои друзья в прошлом году не обнаружили надгробья на могиле деда, сложенного из кирпичей. Оно было разобрано под забутовку соседней надмогильной плиты.

А.Б.: С установщиками «воюем». Они не только могут разобрать надгробия соседних могил для собственных нужд, но и бросают старые памятники, прочий мусор. Не поверите – сгребают щебень с дорожек, если вдруг не хватило! Уследить за всеми невозможно – нет людей. Но если удается схватить за руку, выдаем предписания. Черногорских предпринимателей, в общем-то, уже приучили к порядку. А вот залетные из Усть-Абакана, Саяногорска, Абакана – правила не всегда соблюдают.

- То есть, когда люди собираются поставить ограждение, они должны прийти к вам и спросить, как правильно это сделать. И приходят?

А.Б.: 50 на 50 - с правовой грамотностью пока у народа плоховато.

- Будет ли огорожена часть кладбища рядом с «Сибтехмонтажом»?

А.Б.: Мы составили смету, но пока на эти цели средств в бюджете не предусмотрено. Надеемся, что со временем вопрос решится.

- Если человек пожелает сделать родовое захоронение.

А.Б.: Можно заключить договор на резервирование нескольких мест. Земля – муниципальная собственность, поэтому ни арендовать, ни купить, ни приватизировать ее нельзя. Только зарезервировать сроком на пять лет. Стоит такая услуга 1950 руб. за одно место. И наши работники будут следить, чтобы место оставалось незанятым. В следующие 5 лет – 50% стоимости. Такой порядок был заведен еще до нас.

 

Кладбище – это жилой квартал в миниатюре, который как зеркало отражает привычки и страсти, нет, не мертвых – живых! Народ там стремится отхватить лишний кусочек земли у соседа, заботливо складирует у чужого надгробия кучки хлама с родной могилки. А бывает, как и при жизни, навещает маму раз в год, на Радоницу, ведь не прийти на погост в этот день ну совсем не по-людски! И не потрудившись взмахнуть пару раз граблями возмущается: «Караул, почему кто-то не облагородил, не убрал, не сделал?!» Как же так, почему кто-то должен сделать то, что обязаны делать родные?

Марина ЗАДОРОЖНАЯ, «ЧР» №63 от 7 июня 2014 г.

Новости по теме: