Книжный мир: вход только для богатых?

Дата публикации: 20.01.2015 - 04:41
Автор:
Просмотров - 818

alt

Думаю, немного найдется таких людей, кто на вопрос: «Книга нужна или нет?» ответит отрицательно. Правда, при этом не буду утверждать, что большинство, но уж наверняка значительная часть респондентов затруднится ответить, когда и какую книгу прочитал в последний раз.

И это на фоне того, что сегодня книжный рынок в мире огромен, есть повести и стихи на любой вкус. Хочешь, читай серьезные, философские романы, хочешь, отдыхай с легкими детективными или фантастическими историями. Интересует наука – пожалуйста, хочешь узнать получше историю своей или чужой страны – и это ради бога, исследований хватает.

Однако статистики говорят о неуклонном снижении интереса к чтению. Хоть и регулярно издательства печатают новые книги, хватает библиотек – реальных и виртуальных. И все же проблема есть. Недаром нынешний год объявлен в России Годом литературы.

«И ДЛЯ МЕНЯ ОТКРЫЛСЯ НОВЫЙ МИР…»

А ведь относительно недавно ситуация была совершенно иной. Вспоминается изумительный эпизод из книги Сергея Аксакова «Детские годы Багрова-внука», в котором автор вспоминает о своем детстве и о том, как знакомый родителей однажды подарил ему маленькую библиотечку:

«Боясь, чтоб кто-нибудь не отнял моего сокровища, я пробежал прямо через сени в детскую, лег в свою кроватку, закрылся пологом, развернул первую часть – и позабыл все меня окружающее. Когда отец воротился и со смехом рассказал матери все происходившее у Аничкова, она очень встревожилась, потому что и не знала о моем возвращении. Меня отыскали лежащего с книжкой.

Мать рассказывала мне потом, что я был точно как помешанный: ничего не говорил, не понимал, что мне говорят, и не хотел идти обедать. Должны были отнять книжку, несмотря на горькие мои слезы. Угроза, что книги отнимут совсем, заставила меня удержаться от слез, встать и даже обедать. После обеда я опять схватил книжку и читал до вечера. Разумеется, мать положила конец такому исступленному чтению: книги заперла в свой комод и выдавала мне по одной части, и то в известные, назначенные ею, часы. Книжек всего было двенадцать, и те не по порядку, а разрозненные. Оказалось, что это не полное собрание «Детского чтения», состоявшего из двадцати частей. Я читал свои книжки с восторгом и, несмотря на разумную бережливость матери, прочел все с небольшим в месяц. В детском уме моем произошел совершенный переворот, и для меня открылся новый мир…»

А было в то время Сереже Аксакову всего пять лет, шел 1796 год. Книги в то время детскими можно было назвать лишь условно. Еще не родилась отечественная школа детской литературы, одним из зачинателей которой, к слову сказать, был сам Аксаков. Юные читатели погружались в мир книг с Сумароковым и Державиным, Ломоносовым и небольшим списком переводной литературы.

Впоследствии Сергей Аксаков писал: «Есть у меня заветная дума... Я желаю написать такую книгу для детей, какой не бывало в литературе. Я принимался много раз и бросал. Мысль есть, а исполнение выходит недостойно мысли... Тайна в том, что книга должна быть написана, не подделываясь к детскому возрасту, а как будто для взрослых, и чтоб не только не было нравоучения (всего этого дети не любят), но даже намека на нравственное впечатление, и чтоб исполнение было художественно в высшей степени».

ОТ ПИСАТЕЛЕЙ - ЧИТАТЕЛЯМ

Девятнадцатый век, без сомнения, стал революционным как в литературной жизни страны, так и в читательском мире. С одной стороны, этот век дал блестящую плеяду отечественных писателей и поэтов, с другой, активно развивалась школа переводов, и российским читателям стали доступны книги зарубежных авторов. Хоть сегодня и бытует мнение, что в те времена чуть ли не каждый крестьянин свободно говорил на языке Вольтера или Гёте, достаточно почитать книги современников, чтоб понять, даже немногие из аристократии сносно владели иностранным языком, чтобы могли читать иностранную литературу.

Наконец, в-третьих, именно в 19 веке в стране начала развиваться сеть публичных библиотек. Конечно, их было немного, да и фонды не отличались богатством, но все же в иных городах и селах люди получили возможность приобщиться к великому миру книг.

Настоящий же книжный и читательский бум пришел в страну после революции. Можно справедливо упрекать советскую власть, но нельзя отрицать тех достижений и преобразований, которые она совершила, в частности, популяризацию книги и чтения.

Посмотрите плакаты тех лет:

«Чем ребят бранить и бить, лучше книги им купить!»

«Будешь много ты читать – станешь грамотно писать!»

«Неграмотный ребенок – позор для матери!»

«Кто умен, а кто дурак. Один за книгу, другой - в кабак!»

И список этот продолжать можно долго. Ведь в самом деле, вспомните, буквально в первые послереволюционные годы издаются декреты об обязательном обучении грамоте. В стране идет гражданская война, разруха и нищета, но повсеместно создаются школы, в деревнях устраиваются избы-читальни, организуются курсы ликвидации безграмотности, причем не только для детей, но и для взрослых. Ценность книги и чтения всячески подчеркивается и поощряется.

У Антона Макаренко в «Педагогической поэме» есть такой примечательный эпизод: колонистка выходит замуж и среди приданого ей дарят главную ценность – библиотечку сельскохозяйственных книг.

Да что говорить, откройте повести советских авторов тех лет, и практически в каждой встретится или сундучок с книгами, или связка томов, или полка с литературой, или стопка на полу. Всячески культивировалось, что не читать – стыдно, быть необразованным - это просто недостойно развитого человека.

Сегодня может показаться невероятным, что на фронтах Великой Отечественной солдаты вместе с самыми дорогими вещами носили томики любимых авторов. Но в письмах тех лет нередко встречаются строчки, свидетельствующие о таком примечательном факте.

Какая тайна скрыта в книгах, что они заставляют постоянно помнить о себе, захватывают душу и тело, интригуют, не отпускают, вновь и вновь возвращают к печатному листу?.. Веками читатели пытались дать ответ на это вопрос.

Неплохо, на мой взгляд, сказал об этом Сергей Лукьяненко в «Непоседе»: «Книги вовсе не обязаны ничего предсказывать и помогать, - усмехнулся Мумрик. - Ведь больше всего на свете людям нужен не тот, кто им все растолкует. Куда нужнее терпеливый собеседник, который расскажет о чем-то своем и выслушает все твои мысли. А вот это книга умеет лучше любого человека!»

ДОСТУП ЗАКРЫТ ПО ТРЕБОВАНИЮ

И вот пришло время цифровых технологий. Многие из нас, ринувшись в дебри всемирной паутины, поначалу даже не осознали, какой интеллектуальный клондайк перед нами открывается. Нет, доступность и скорость к информационным ресурсам, справочникам и энциклопедиям многие оценили сразу. А вот то, что распахнулись горизонты читательских возможностей, доходило постепенно.

С одной стороны, это связывалось с тем, что уровень техники тогда еще не поспевал за пользовательскими требованиями, качество первых электронных книг было довольно низким. С другой стороны, сказывалась привычка к бумажным томам. Да я и сама, признаться, очень долго сопротивлялась электронным версиям, все же держать в руках настоящую книгу, перелистывать ее страницы – несравнимое ощущение.

Отношение перевернул подаренный ридер. Раз уж есть, то смешно им не воспользоваться. А раз зайдя, чуть не захлебнулась в мире доступной литературы. То, о чем могла только мечтать, оказалось на расстоянии протянутой ру-ки или, точнее, клика мышки на значок «скачать». В виртуальных библиотеках находилось гораздо больше книг, чем в реальных.

И тем более виртуальность выгодно отличалась тем, что не била по карману. Увы, но современные цены на книги сложно назвать приемлемыми. Не каждый с легкостью может выложить из кармана в среднем порядка полутысячи рублей за том, и притом не факт, что книга придется по вкусу. Продать же ее через букинистический отдел крайне затруднительно, так как, по сути, у нас исчезла эта полезная система.

Итак, виртуальность, казалось бы – живи и радуйся. То, чего нет в обычной библиотеке, найдешь в сетевой. А с учетом весьма скромного финансирования, в реальной библиотеке нет много чего. Так что спасение одно – электронный вариант.

Но вот тут-то к читателям нынешним и будущим пришла беда. Законодатели решили озаботиться защитой авторских прав и прикрыть доступную лавочку.

Нет, я не спорю, что автор должен получать гонорар за свое творчество. Но ведь нельзя же доводить и до абсурда ситуацию. Когда, скажем, на запрос «скачать Библию», дается отрицательный ответ с мотивировкой «закрыто по требованию правообладателя». Так и хочется спросить: «У кого права покупали – у Бога-Отца или у Бога-Сына?»

Без сомнения, может закрыть доступ к бесплатному скачиванию живущий ныне автор или издатель, купивший у этого автора права. Но на каком основании закрывается возможность читать классику? И как быть с произведениями писателей, которые уже умерли, при этом не оставив наследников, которые могли бы запретить публикацию?

Больше того, угроза нависла над всем собранным литературным наследием минувших лет, в том числе и над теми книгами, о которых нынешние издатели и законники и знать не знают.

Попробуйте отыскать на книжных полках Федора Гладкова или Владимира Попова, Иосифа Ликстанова или Германа Матвеева. Их нет, о них забыли, их рассказы и повести не нужны современному издателю, не кассовый вариант. Но ведь это не означает, что у данных авторов нет читателей. Напротив, судя по виртуальным библиотекам, есть, и их произведения пользуются популярностью. Причем список таких «ныне не востребованных» авторов можно долго продолжать. При этом оговорюсь, в реальных библиотеках также крайне сложно взять их книги, в последний раз издавались они уже давно.

Конечно, можно попробовать выписать через межбиблиотечный абонемент, который до последнего времени продолжал оставаться бесплатным. Но, согласитесь, глупо было бы в век реактивных самолетов отправлять письма из Санкт-Петербурга в Хабаровск на почтовых лошадях - это долго и крайне затратно. Однако читателям предлагается пользоваться именно такой вот «лошадиной почтой».

И еще несколько слов хочу сказать о тех, кто не дал пропасть в небытии довольно большому пласту отечественной литературы, оцифровав и выложив в сеть давно неиздаваемые книги.

Сегодня много и по праву говорят о поисковиках, возвращающих имена павших героев войны. Но ведь те, кто возвращает к жизни литературные произведения, делают не меньше! Пока писателя читают, он живет.

При этом труд это непростой. Вручную приходится неизвестным просветителям сканировать каждую книжную страницу, затем править текст, так как программы-распознавания до сих пор крайне некорректны. Затем все это сводить в единый файл и выкладывать в сеть. Но вместо благодарности им угрожают ответственностью за «пиратство».

И ведь это только начало. Пока еще можно на законном основании пользоваться многими файлами в сетевых библиотеках, поддерживая, а то и увеличивая армию читателей. Но в скором будущем, обещают законодатели, эта лафа закончится. Скачивание станет возможным только за плату. При том, что цена на электронную версию немногим отличается от стоимости бумажной книги. Станет ли расти на этом фоне читательский интерес – сомневаюсь. И такой подход, на мой взгляд, довольно странен, особенно в Год литературы.

Более того, боюсь, что это только первые ласточки, за ними в путь уже готовятся птицы посерьезнее. Например, уже существующее, но пока без особых последствий, предупреждение о том, что «без разрешения правообладателя запрещено воспроизводить полностью или частично произведение».

Получается, журналистам нельзя цитировать в материалах без разрешения правообладателя писателей, исследователей и поэтов. По идее, совершенно незаконны всевозможные конкурсы чтецов. Учителя, «публично воспроизводящие», скажем, стихотворения Пушкина, безжалостно нарушают правила, а уж литераторы, приводящие в своих воспоминаниях цитаты из произведений других писателей, ныне умерших, и вовсе творят чудовищные преступления закона.

Можно сказать, это просто смешно, абсурд какой-то! Но ведь уже наказывают за то, что в торговом зале или на вокзале по радио передают музыку. Как же, это «публичное использование ответчиком музыкальных произведений без заключения соответствующих договоров с авторами включенных в эти передачи музыкальных произведений»! И штрафы-то присуждаются миллионные.

Вот только думаю, если и дальше ситуация будет развиваться такими темпами и в таком направлении, сколько ж времени понадобится законникам на то, чтоб обеспечить полную «защиту авторских прав» и сделать платным посещение библиотек, невозможным - чтение вслух.

Но тогда при чем тут Год литературы? И сколько из стойких читателей останется в строю?..

Валентина СОСНОВСКАЯ, "ЧР" №5 от 20 января 2015 г.

Новости по теме: