Книги – интерьеры… в мусорку

Дата публикации: 05.02.2015 - 03:32
Автор:
Просмотров - 764

alt

Помнится, лет двадцать назад был ажиотажный спрос на книги в твердом переплете из серии «Всемирная литература», «ЖЗЛ», сочинения русских и зарубежных классиков. Правда, большинство собирателей этих форматов никогда их не читало, приобретались книги чаще для престижа, для домашнего интерьера - это было модно.

Впрочем, не всех книги интересовали лишь как предмет интерьера. Многие их читали, перечитывали. В ходу были и толстые журналы, помните? Их тиражи выросли до миллиона экземпляров в годы перестройки. В «Новом мире», «Дружбе народов», «Знамени», в тонком «Огоньке» В. Коротича печатались вызывавшие неизменный интерес «вещи» А. Рыбакова, Д. Волкогонова, А. Солженицына и других менее известных авторов. Во многих из этих  публикаций излагалось сплошное очернительство недавнего прошлого Советского Союза.

А периодика вообще захлебывалась от вседозволенного восторга: пионеры и комсомольцы - это, мол, все идеологические выдумки коммунистов, не было ни Зои Космодемьянской, ни Александра Матросова, ни героев - памфиловцев, а выиграли войну штрафбатальоны, которым не давали разбежаться заградотряды, сидящие с пулеметами позади окопов. И читатели верили, особенно молодые: что написано пером, не вырубишь топором.

Авторы иных «сенсационных» публикаций именно «рубили» топором: лишь бы засветить свое авторство в печати, обнародовать раскопанную где-то сногсшибательную правду.

А когда жизнь пошла хуже некуда, схватились за голову. Но поезд спокойной жизни укатил без прощального гудка…

Такая, выходит, она - четвертая власть. Не только судьбу человека поломать может, но и государство развалить.

За последние годы жизнь вроде утряслась, у кого-то даже жирок завязался… а книги стали  виноватыми. Нынче очищают жители свои полки от ненужного «интерьера». Иные хоть в библиотеки несут, а другие… без сожаления в мусорные баки бросают, сваливают - не раз наблюдал.

Валят всемирную литературу, классиков не только советских, но и русских. Авторы - иностранцы тоже не в почете. Пожалуй, со времен Гитлера такого отношения к книгам не было.

На это кто-то из молодых, может быть, скажет, мол, нечего вам, стариканам, нюни распускать, отстали вы от жизни. Отчасти они правы. Да, на смену печатным изданиям пришел Интернет. Отсюда и разные форматы, разные аудитории, разное восприятие действительности. Но, несмотря на технические и электронные возможности Интернета, книга, на мой взгляд, так и остается личным другом, собеседником, советчиком, попутчиком, порой - оппонентом.

У свечи в палатке, в каюте на корабле, в кубрике подлодки, в заброшенной деревеньке, на таежной заимке - книга по-прежнему твой особый мир.

В России объявлен Год литературы. Действительно, пора настала. Те же двадцать лет назад у многих на слуху были фамилии писателей В. Белова, В. Распутина, Б. Екимова, А. Солженицына, вернувшегося из Америки. А кого сейчас знает наш провинциальный читатель? Назовут, пожалуй, фамилию одного, другого… и все. Да что современные писатели! Недавно по телевизору сюжет показывали. Выпускникам филологического факультета одного из столичных педвузов задавали вопросы: в каком году родился А. С. Пушкин? С кем стрелялся на дуэли М.Ю. Лермонтов? Кто автор «Шинели»?

В ответ - никакого ответа или практически в чистом виде  ответы Митрофанушки из комедии Фонвизина «Недоросль».

Кто же ответит за такие знания будущих педагогов? Школьно-поголовная компьютеризация обучения? Тесты по ЕГЭ, учителя или сами ученики, не считающие литературу серьезным предметом? Одни вопросы, а надо добиться серьезных ответов.

В школе №15 я частый гость, учителя литературы, с которыми проработал не один десяток лет, сетуют на бумажную, никому не нужную отчетность, глотающую уйму времени и даже творческих сил. Но своим ученикам они продолжают прививать потребность к чтению. Тем более, опять обязательным на выпускных экзаменах стало сочинение.

К слову, тексты программных произведений есть не только в школьной, но и в поселковой пригорской библиотеке, которой заведует Наталья Ивановна Плотникова.

У четы Плотниковых трое взрослых сыновей. Все они окончили школу № 15, служили в армии, продолжили обучение в колледжах и вузах. Младшего Евгения я учил с 5 по 11 класс русскому языку и литературе. Очень спокойный, воспитанный, страстный баскетболист, в свое время он прославил школу спортивными достижениями.

Интересна судьба Натальи Ивановны. Вместе с мужем они строили комбинат «Сибирь», но в силу известных причин комбинат не состоялся.

Перед Натальей Ивановной возникла житейская проблема: как жить, где работать? В 2008-м освободилось место поселкового библиотекаря, вернее, заведующего пунктом выдачи книг от центральной городской библиотеки им. А. С. Пушкина. Но не было образования. Подумала: учатся дети, почему бы и ей не пойти учиться заочно. Не боги горшки обжигают! Поступила в Абаканский музыкальный колледж на специальность «библиотековедение». Теперь вот занимается нужной работой.

В библиотеке у нас всегда многолюдно. Обсуждаются книги, сериалы, посетители много говорят о жизни, ныне опять неспокойной.

Больше всего, конечно, пенсионеров. Ан нет, вот и ученики. Спрашиваю, в каком классе, что изучали на уроках литературы.

- Гоголя, «Тараса Бульбу»», - отвечают мне.

- Речь Тараса о товариществе помните?

- А мы наизусть не учили. Нам не задавали.

Наталья Ивановна несёт томик Н.В.Гоголя, я нахожу нужный текст и читаю: «Знаю, подло завелось теперь на земле нашей: думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны… Пусть же знают они все, что такое значит в русской земле товарищество!..»

- Обсуждали мы это, - вспоминают мальчишки. - И знаем, почему на Украине Гоголя запретили.

- Молодцы! - хвалю их и с легким сердцем покидаю поселковую библиотеку. Осталось книжное слово в сердцах мальчишек. Пусть оно стучит правдой.

Леонид РОМАШКО. На фото: заведующая пригорской библиотекой Н.И. Плотникова. «ЧР» №10 от 5 февраля 2015 г.

Новости по теме: