Клумбы с цветами и детьми семьи Хлупиных

Дата публикации: 28.07.2016 - 03:32
Автор:
Просмотров - 1062

alt

Семейный детский дом Хлупины открыли в апреле 1990 года, в числе трех в Хакасии. Два детских дома в Абазе давно закрылись – такое решение приняли родители, выпустив первый набор. Черногорский семейный дом, в прошлом году перешагнув 25-летний рубеж, существует уже как приемная семья. Она - единственная в нашей республике, просуществовавшая столько лет. Фото из семейного архива.

Светлана Хлупина - мама 18 детей, в том числе 15-ти приемных. Самой старшей Наташе сейчас 39 лет, а младшим - Ольге и Насте - по 15. Воспитание детей стало для Светланы делом жизни.

Владимир Путин вручил ей орден Дружбы народов, также она награждена орденом Царевича Дмитрия за дела милосердия.

Светлану застала на кухне – кипящим сиропом она заливала банки с фруктами, отправляя их на стерилизацию. Глава семьи Павел корпел над красивым бассейном, пришла пора ремонта – новая плитка уложена, осталось расшить швы.

- Похоже, с момента нашего знакомства ничего не изменилось. Годы идут, а у вас каждое лето по-прежнему горячая пора, - приветствовала хозяйку дома.

- А ведь точно, - рассмеялась Светлана, - так и есть. Нынче уже 26 лет, как взяли первых приемных детей, но без домашних заготовок семейный погреб не представляю. Это не только существенная добавка в наш бюджет, но и уверенность в том, что на стол попадут качественные продукты без «химии».

- А ведь если посчитать, это ж сколько прошло через твои руки консервов, наверное, тонны!

Если учесть, что в годы, когда в семье воспитывалось 10 детей, в погреба отправлялось по 400 банок солений, варений, компотов, соков.

Причем, большинство сырья было выращено в собственном огороде и собрано в лесу. Титанический труд… И все для того, чтобы повкуснее и разнообразнее накормить большую семью, в которой выросли 18 девчонок и мальчишек.

Сегодня с Хлупиными остались двое младших – Ольга и Настя, им уже по 15 лет. Дома, кстати, девчонок не застала – с утра пораньше те укатили на сельхозработы.

- Копят деньги на школьную форму, - объяснила Светлана.

К труду в семье относятся строго положительно, исповедуя девиз: «Если хочешь что-то иметь, работай!» Поэтому у каждого всегда были свои обязанности и пример родителей. Диву давалась, сколько у Светы сил – шить, вязать, огородничать, печь пироги и т.д. и т.д. Павел, даже после сложной операции на сердце, сидеть сложа руки не может. Они со Светой все делают сообща – и в огороде работают, и ремонтируют квартиру, и теплицы строят, и по ягоды, грибы в лес едут.

Всему этому учат детей – приемных и родных. Света твердо уверена, что хозяйство должны уметь вести девочки и мальчики одинаково – убраться, заштопать одежду, приготовить ужин. А парни еще и гвоздь забить, розетку починить. Привить - это уже задача мужа. И если что-то в большой семье делать, то сообща. Убираться – так всем от мала до велика, отдыхать – тоже всем. С работой не так просто, не у всех трудолюбие в крови. Кто-то с рождения не понимал, что такое вымыть за собой тарелку. Однако увильнуть не получалось – Светлана требовала неукоснительного выполнения обязанностей. Тем более, они всегда были посильными – заправить кровать, аккуратно сложить личные вещи, пропылесосить палас.

Лучшей наградой стали слова приемного сына, с которым больше всего возникало трений по поводу домашней работы. Вернувшись из армии, он сказал: «Мама, а ведь ты правильно нас воспитывала. Оказалось, что я все умею, и это здорово мне пригодилось!»

А еще Света не просто учила детей все уметь, а уметь делать красиво. Из поделок, которые она сотворила со своими мальчишками и девчонками, можно устроить полноценную выставку – вышитые картины, объемные натюрморты из соленого теста, вязание, игрушки, стильные вещи, созданные крючком…

ртины, удивительно натуральные розы из полимерной глины. Откуда силы и желание? Видимо, творческий человек, несмотря ни на что, остается творческим. А еще одна большая любовь Светланы – цветы. Смело можно сказать, что они с мужем многие годы выращивают клумбы детей и цветов. (Помните присказку, что дети – цветы жизни, но пусть растут на чужой клумбе?) Светлана и Павел так не считают и смело растят на своих клумбах и тех, и других.

Коллекция комнатных цветов – это лишь часть забот. Еще выращивают большие урожаи овощей, фруктов, разводят перепелов, уток и декоративных кур, а на усадьбе каких только цветов ни увидишь!

Да и на усадьбу Павла и Светланы друзья и знакомые ходят полюбоваться как в парк топиарного искусства — столько там изюминок ландшафтного дизайна.

Откуда у многодетной семьи усадьба, спросите вы? Начинали Хлупины со своими тремя и шестью приемными детьми сначала в общежитии на 32-х квадратных метрах. Но даже в такой тесноте воспитанники школы-интерната готовы были жить, лишь бы в семье. Потом городские власти выделили им две квартиры, объединенные в одну. И хотя семейный детский дом финансировался государством, но случались длительные задержки с перечислением денег, вся страна жила трудно, а большую семью нужно было кормить.

Тогда и занялись Светлана и Павел огородничеством на даче у мамы Светланы. Тем более что это дело оказалось им по душе. Ну и как же без цветов? Никак! Вот и поражал дачный участок всех соседей многоцветьем георгинов, гладиолусов, тюльпанов. Света – большой экспериментатор – постоянно испытывала «заморские» сорта на своих грядках и клумбах. Но привлекала красота и любителей поживиться чужим. И тогда Паша, глядя на разор, учиненный на даче ночными татями, отпускал крепкое словцо, а Света, сглатывая слезы, приступала к ликвидации ущерба. Поэтому самой большой мечтой супругов стало обзавестись собственным участком земли. «Да как бы детям было здорово!» — постоянно повторяла Светлана.

Мечта исполнилась – мама Павла продала свою двушку и попросила купить домик. Домик по деньгам нашли старый, маленький и на двух хозяев, но с участком земли в 6 соток. Тогда Хлупины обзвонили всех знакомых, заняли, сколько могли, и «натянули» на покупку второй половины.

- А что творилось на усадьбе! – вспоминает Павел. – Среди двора лежала гора мусора размером с Эверест. Мы нанимали машину, грузили сами со старшими ребятами, чтобы подешевле было. Вывезли три кузова! Когда начали копать яму под бассейн, наткнулись на запчасти от гусеничного трактора. Кто и когда их зарыл на глубину в метр, непонятно. Но зато дети, откопав кусок гусеницы, сдали его в металлолом. Вот радости было! Первым делом после очистки двора поставили тепличку. Бассейн выложили камнем, привезенным из-за города.

Света собственноручно соорудила из силикатного кирпича скамейку.
Затем пришла идея завести на усадьбе родник, и он побежал по руслу, выложенному камнями. Через ручей перекинули маленький кованый мостик. Потом конструкцию ручья усовершенствовали — вода бежала уже не из трубы, а струилась из опрокинутого набок глиняного сосуда. Рядом с родником - беседка, увитая лимонником, а чуть поодаль еще один уютный уголок - шпалера с девичьим виноградом, дающим в жару густую тень.

alt

Что стоит за этой красотой? Конечно же, огромное трудолюбие. Чтобы усадьба радовала глаз, без устали нужно полоть, рыхлить, поливать и спасать насаждения от вредителей. Занимались этим в большой приемной семье все, а иначе никак - земля без хозяйских рук пуста и бесплодна.

Сегодня у Хлупиных еще одно дело, которым заняться вынудили обстоятельства.

Семейные детские дома за четверть века претерпели значительные изменения. Вначале это был семейный детский дом – самая удобная и понятная юридическая форма, - считает Светлана. В конце 90-х он был преобразован в приемную семью. Сегодня родителям не идет педагогический стаж, поэтому, чтобы заработать пенсию, Светлана была вынуждена стать предпринимателем - они с Павлом арендуют отдел в супермаркете, в котором торгуют семенами, горшечными цветами, удобрениями и прочими нужностями для сада-огорода. Впрочем, к поворотам судьбы они уже привыкли.

Как и всем семьям, семейному дому Хлупиных пережить довелось многое.

В 90-е годы прошлого века совсем прекратилось финансирование наличными. Хлупиных прикрепили к детскому дому «Золотая рыбка». Семье давали не то, что нужно, а то, что было, и гораздо дороже, чем в магазине. (До сих пор не могу понять, почему детские учреждения снабжали продуктами по завышенным ценам). И вот тогда впервые попробовала суп из гречки. Это было открытием – для меня гречка с детства ассоциировалась с кашей, а тут суп… Но оказалось вполне съедобно. В общем, тогда в семье изобрели много новых рецептов. И почти каждый день ведрами пекли пироги и пирожки со всевозможными начинками. Пирожки с противней моментально исчезали. Нет, дети не съедали их сразу, все пряталось в тумбочки – интернатовская привычка. Не от жадности, а из-за того, что в казенном учреждении едят по расписанию и столько, сколько дадут. Просто попить чаю в любое время было нельзя. Но когда приходили гости, ребята охотно делились запасами.

Тогда же Света купила японскую вязальную машинку – весьма дорогую по тем временам. Но зато на ней можно было вязать стильные вещи с жаккардовыми узорами. И с раннего утра до поздней ночи в квартире раздавалось - вжжжик-вжжжик. Света придумывала узоры, а Паша вязал и вязал – носки, колготки, платья и пуловеры – на детях все «горело». Часть изделий делали под заказ знакомым, нужно было на что-то покупать шерсть. Паша смастерил специальную мотальную машинку, чтобы правильно наматывать нитки, а еще сырье приходилось пропаривать, чтобы в готовом изделии они не перекручивались, и кофты не косило на один бок.

Помню, как перед Новым годом Светлана обмолвилась, мол, впереди праздник, а дома нет даже сахара. Я пришла на прием к и.о. главы администрации Василию Миненко, попросила помочь семье. Он удивился, почему, мол, действуют через посредников? Объяснила, что просто поделились, жаловаться никому не хотели, а просить уже сил нет, устали. Василий Иванович, спасибо, понял и выделил не только сахар, но и другие продукты. До сих пор помню, как Павел 31 декабря, впрягшись в санки, вез мешок сахара с коробками, привязанными сверху.

Еще один источник приварка к семейному бюджету – лес. Транспорта у семьи не было, и, чтобы набрать грибов, они проделывали такой путь: в шесть утра - километр до автовокзала (автобусы в выходные дни в такое время не ходили), на автобусе до Абакана, затем переход до ж/д вокзала. В девять утра шла электричка. Ехали до станции Коныгино. Почти вся электричка выходила и вливалась в бор. Как ни странно, людская река рассасывалась так, что в бору практически было безлюдно. Там солировал Павел. Он был грибным человеком – шестым чувством находил под слоем мха грузди и неизменно набирал полные ведра.

С родителями ездили старшие дети. Паша учил их «тихой охоте», отличать съедобные грибы от ядовитых. Обратно возвращались тем же путем, только нагруженные. Сегодня Света удивляется: «Как мы могли?» Тогда не думали. Было нужно, и все.

Настоящее облегчение почувствовали, когда купили первый автомобиль – оранжевый «Москвич». Теперь могли партиями вывозить ребятишек на отдых, ездить в лес и на дачу и не обрывать руки авоськами с продуктами.

Но не хлебом единым жив человек. Важно, чтобы дети были одеты и накормлены. Но не менее важно, чтобы они развивали внутренний мир. Дети из семейного дома Хлупиных ходили на кружки и в секции, куда только пожелают. Света горячо поддерживала увлечения. Мастерила с ними сценические костюмы, рисовала стенгазеты, учила стихи и песни. Достаточно сказать, что первые дети достались ей весьма проблемные и по характеру, и по здоровью.

Один из мальчиков, например, страдал недержанием. Девочка не могла успешно осваивать школьную программу, ей диагностировали задержку умственного развития. Еще один ребенок курил и попробовал алкоголь, даже не переступив порог школы. Светлана растерялась, но отступать было не в ее правилах. Она верила, если уделить ребенку достаточно времени и заботы, ситуацию можно исправить. И во многом оказалась права. Мальчик усвоил правила гигиены, оказалось, это была не болезнь, а форма протеста. Девочка сдала экзамены в школе и поступила в техникум. Сегодня у нее хорошая семья и дети, которыми она гордится.

А еще, семье Хлупиных постоянно приходилось преодолевать негативное отношение окружающих. К приемным семьям в обществе относятся настороженно, в лучшем случае считая родителей «ненормальными», в худшем – корыстными.

- Вы знаете, что вас взяли, как рабсилу, чтобы вкалывали на огороде, – шептали подросткам «доброжелатели», - что на вас зарабатывают деньги?

И в неокрепшие детские души в переходном возрасте эти слова вонзались как отравленные стрелы. Дети начинали бунтовать, требовать отпустить их к родным родителям. Света с грустью выпускала повзрослевших детей, осознавая, что удержать их невозможно. Сегодня она с пониманием объясняет:

- В каждом ребенке живет сильнейшая потребность в родных маме и папе, голос крови ничем нельзя заглушить. И это правильно. 14 – 16-летние подростки и слышать не желают, что их бросили, оставили. Объяснять что-либо бесполезно. В этот момент ты становишься для них чужой теткой, а биологические родители - самой желанной целью. Они заранее простили им все, оправдывая, что так сложились обстоятельства. Они верят, что их ждут, и что после воссоединения настанет прекрасная жизнь.

Первыми, попросив выпустить их из нашего детского дома, к родителям уехали Наташа, Лариса и Дима – сестры и брат. Через некоторое время они вернулись, сказав, что так, как живут их родственники, жить нельзя.

И через это прошли все воспитанники, которым было куда уйти. И все вернулись. Они поняли, что родственные узы совсем не означают любовь и заботу. Это был этап взросления. Исключением стал только Саша, который, хотя теперь и не живет с родной мамой, но считает, что ее право - жить, как она хочет.

Главное, все девочки, создавшие семьи, воспитывают своих детей. Несмотря на сложности в жизни и на то, что у кого-то не первый брак. Значит, порочный круг разомкнулся и они поняли, как важно, чтобы ребенок имел хотя бы одного родного родителя, не чувствовал себя брошенным и отвергнутым».

От редакции.

Сегодня мы со Светланой Хлупиной коротко вспомнили, как жил семейный детский дом, с какими трудностями столкнулся.

В следующем выпуске приложения она поделится опытом приемной мамы и подскажет, каких ошибок можно избежать будущим опекунам и приемным родителям.

Беседовала Марина ЗАДОРОЖНАЯ, Выпуск № 5, 28 июля 2016г.

Новости по теме: