Картошку выкопали - надо "прокапаться"" говорят, сегодня такой такой подход к лечению неактуален

Дата публикации: 11.11.2014 - 07:02
Автор:
Просмотров - 914

alt

Осенью картошку выкопали - надо «прокапаться». Ранней весной, до начала дачно-огородной страды - снова в стационар, за тем же самым, по старой привычке.

Говорят, сегодня такой подход неактуален. Почему? Об этом и других переменах в организации здравоохранения беседуем с главным врачом Черногорской межрайонной больницы №1 Е.В. ПАНТЮКОВОЙ.

- Пациенты стационара межрайонной больницы №1, в простонародье - «четырёхэтажки», интересуются: из-за чего поменялись правила игры, почему теперь лечение организовано «как-то не так»? В смысле, в стационар попасть труднее, лекарства не все есть в наличии, к тому же доктора делают акцент на лечение одного конкретного заболевания, не «отвлекаясь» на другие?

- Потому что всё течёт, всё меняется, в том числе в плане финансирования, подходов к организации лечебного процесса. К примеру, было время -  стационар насчитывал 250 коек. В течение десятилетия эта цифра  постепенно сокращалась: до 190, 180, 160 коек. Сейчас в распоряжении докторов и пациентов - 105 коек разного профиля, в каждом отделении их теперь по 33 - 36, а было - по 60. Уже эти цифры говорят о том, что работу лечебного учреждения необходимо организовывать не так, как прежде, а исходя из заданных правил.

- Имеете в виду госзаказ, ограниченность в средствах?

- Действительно, у каждого медицинского учреждения есть государственный заказ на оказание медицинской помощи населению РХ. Стационар должен принять определённое количество больных (около 2000 человек за год), для этого отпущен лимит средств. Если раньше существовали целевые статьи расходов, то теперь действует так называемое одноканальное финансирование, подушевой норматив за лечение конкретных пациентов. То есть, больница зарабатывает определённую сумму в год, как говорится, на всё - про всё. На зарплату, медикаменты, питание, коммунальные платежи. Если денег не хватает, мы должны в чём-то себя ограничить. Вопрос - в чём? Необходимо выполнять постановление Президента о том, чтобы зарплата в медицине не отставала от средней по экономике региона (а она сейчас довольно высокая), да ещё увеличилась к 2018-му году, как у всех работников бюджетной сферы. Поверьте, задача непростая.

Как и ситуация в этом году, когда в конце октября было открыто инфекционное отделение. Средства на его содержание заранее предусмотрены не были, их пришлось перераспределить с других отделений.

По той же причине - из-за скромного финансирования, мы не можем лечить у госпитализированных параллельно сразу несколько заболеваний, сопутствующих основному, острому.

- В марте этого года министр здравоохранения РФ В. И. Скворцова в «Российской газете» пояснила, в чём суть современных преобразований в медицине. А поскольку иногда лучше цитировать, чем пересказывать, я так и сделаю, вас же прошу примерить определённые ключевые высказывания к нашей действительности.

- Хорошо.

- «Максимум, до которого мы поднимались (в плане расходов государства на здравоохранение - от ред.) - 3,7 процента от ВВП, был в 2009 году. Этот уровень финансирования позволил все же существенно улучшить состояние государственной и муниципальной медицины. Сейчас такой уровень финансового обеспечения в целом сохранен. Но, очевидно, что без дополнительных ресурсов дальнейшее развитие вряд ли будет возможно: наращивание объемов высокотехнологичной помощи, разработка и внедрение новых методов диагностики, лечения и реабилитации требуют дополнительного финансового обеспечения…

Сложности 2014 года могут быть чисто организационными - нужно, чтобы все приспособились к новому порядку финансирования… Что касается собственно финансов, то здесь все сбалансировано. Но в 2015-2016 годах такого прироста ресурсов у системы ОМС уже не будет. Для того чтобы оценить степень дополнительных потребностей, понять, как можно справиться с ситуацией, мы тщательно проанализировали возможности повышения эффективности здравоохранения и перераспределения ресурсов внутри отрасли».

- Черногорцы помнят, как часто в 2011-12 годах мы радовались поступлению нового оборудования - в полную силу работала программа модернизации. Тогда  медицинские работники стали получать достойную зарплату, медикаментов было достаточно. Произошёл существенный рывок вперёд. Но уже в 2013-м средств, к сожалению, не хватало, больницы столкнулись с проблемами выживаемости. Был выход - развивать сферу платных услуг. Но если в больших городах, и даже в соседнем Абакане, это была солидная статья доходов, то мы, по понятным причинам (город небогатый, доходы у людей скромные), не могли собирать большие, значимые для лечебного учреждения суммы, горожане предпочитали дождаться бесплатных обследований.

Что касается перераспределения ресурсов внутри отрасли, делали это и продолжаем делать. Помните, как десять лет назад была воспринята черногорцами ситуация вокруг медсанчасти шахтёров? Тогда шёл процесс объединения трёх больниц, сокращения руководящего и другого персонала. Медсанчасть, как одно из подразделений горбольницы №1, удалось сохранить.

В настоящее время снова идут процессы объединения лечебных учреждений, теперь - в масштабах республики, с целью экономии средств. Так и приспосабливаемся к новому порядку финансирования - живём скромно, по средствам. Вылечили больных - получили за это деньги. Подушевое финансирование - это система, когда средства идут за пациентом.

- Больная тема - медикаменты…

- Все препараты, расходные материалы, дезинфекционные средства, химические реактивы для проведения анализов закупаются централизованно, путём проведения торгов государственным комитетом по размещению госзаказов РХ, по нашим заявкам. Торги проходят ежегодно, поставки препаратов осуществляются поквартально. К сожалению, их не хватает, поскольку большая часть лекарств - дорогостоящие. Увы, складывается ситуация, когда приходится закупать препараты за счёт лимитов следующего квартала. А в конце года, как вы понимаете, брать уже нечего.

- И лимит по койкам к концу года исчерпывается. Может ли это означать, что кто-то из нуждающихся в помощи не будет принят в стационар?

- Нет, такого не будет. Однако надо понимать, что стационарное лечение предусмотрено для больных с тяжёлыми патологиями.  Следуя принципу этапности, сначала пациент должен попасть на амбулаторный приём, лечиться у терапевта либо у узкого специалиста, затем, если нет эффекта, его могут направить на дневной стационар или предложат воспользоваться услугами стационара на дому (этот вид помощи набирает обороты).

- В подтверждение того, что такая практика оправдана, следующая цитата министра: «Во-первых, во многих регионах недостаточно эффективно работают стационары. Есть примеры, когда загруженность коек медучреждений составляет только 290 дней в году вместо хотя бы 330 (с учетом необходимости сделать перерыв для выполнения санитарных процедур между выпиской одного пациента и госпитализацией следующего). Во-вторых, часто пациенты необоснованно долго задерживаются в стационаре - в случаях, когда круглосуточное наблюдение и лечение уже не необходимо, и помощь может оказываться в амбулаторных условиях или в дневном стационаре. В последнем случае пациент получает лечение на койке в течение нескольких часов, а затем возвращается домой. В каждой региональной программе развития здравоохранения предусмотрено внедрение таких дневных стационаров, но пока не все регионы активно внедряют эту систему».

- У нас дневные стационары при поликлиниках (на Космонавтов,21 и Октябрьской,2) работают очень активно, в три потока, это один из самых популярных видов помощи.

- Следующая мысль: «Чтобы стационар работал эффективно, нужно максимально быстро проводить диагностику. У нас же повсеместно дорогостоящая медтехника загружена неполный день, а в выходные дни диагностика чаще всего вообще не проводится».

- В стационаре рентген-кабинет и лаборатория работают в круглосуточном режиме. Ежедневно проводятся ультразвуковые обследования, фиброгастроскопия, колоноскопия, бронхоскопия, функциональные обследования, компьютерная томография (пациенты имеют возможность бесплатно обследоваться на компьютерном томографе, по направлению, в горбольнице №2). Для экстренных больных обследования проводятся в течение суток, а для «плановых» программой госгарантий предусмотрено обследование в течение десяти дней.

- О профилактической работе министр рассуждает так: «Есть резервы и в амбулаторном звене в целом: например, совершенствование профилактической работы, своевременная коррекция таких факторов риска как артериальная гипертония, сердечные аритмии, измененная толерантность к глюкозе и др., помогут избежать острых нарушений здоровья и уменьшить количество экстренных госпитализаций. По нашим расчетам, если в ближайшие два года все это сделать и настроить, можно высвободить и перераспределить внутри системы здравоохранения до 200 миллиардов рублей».

- С этой целью, в частности, проводится диспансеризация населения. В последнее время расширился спектр обследований, напомню, что профилактические осмотры теперь проводятся по годам рождения. В этом году диспансеризацию могут пройти граждане, чей возраст делится на 3 (21 год, 24 года, 27 лет, 30 лет и т.д.) Если возникает необходимость, пациентов направляют на углублённое обследование, порой речь заходит и о применении высоких технологий, механизм отлажен.

- К слову, о современных видах помощи: «В последние годы объем оказания высокотехнологичной медицинской помощи существенно увеличился. Число пациентов, получивших ВМП, с 2006 по 2013 год выросло в 4 раза. Напомню, что В. В. Путин поставил задачу к 2017 году увеличить объем оказания ВМП в 1,5 раза».

- Ещё три года назад пациенты из Черногорска знать не знали, что такое ВМП, а в этом году современные операции в Новосибирске, Красноярске, Томске были сделаны более чем 150-ти действительно нуждающимся в этом больным из нашего города. Речь идёт о коронарографии сосудов, стентировании, шунтировании, имплантации тазобедренных суставов и т.д.

- В Москве доктора вышли на акцию протеста из-за перехода на одноканальное финансирование, об этом подробно рассказывали центральные телеканалы. Там начались сокращения, под угрозой закрытия оказались целые больницы, доктора высказывались о перекосе в сторону платных услуг, о лишении москвичей доступа к бесплатному здравоохранению. Как думаете, у нас до закрытия больниц дело не дойдёт?

- Пока держимся, но сокращений избежать не удаётся. Штат формировался много лет назад, когда коек было в два раза больше, чем сейчас. Поэтому высвобождаем, в первую очередь, немедицинский персонал. К примеру, сестёр-хозяек. Часть санитарок переводим в уборщики, попадают под сокращение водитель, бухгалтер, экономист. Об изменениях подобного рода в отношении докторов и медицинских сестёр речь не идёт, больницы работают все, и мы, как всегда, в будущее смотрим с надеждой.

 

 

В тему

Ангиограф для сосудистого центра

На днях в республиканский сосудистый центр (именно туда сейчас увозят черногорцев, к примеру, с инфарктами) поступит новое современное оборудование - ангиограф.

Благодаря умному прибору, можно будет исследовать состояние сосудов, выявлять изменения не только в них самих, но и в органах, что очень важно для своевременной помощи, спасения жизни пациентов.

Подобного оборудования в Хакасии раньше не было.

 

   Марина КРЕМЛЯКОВА, «ЧР» №109 от 11 ноября 2014 г.

 

Новости по теме: