Как один мужичок лес покупал... Его обманули, а он возьми да и высуди все с процентами

Дата публикации: 05.05.2013 - 23:27
Автор:
Просмотров - 757

Решил человек построить собственный дом. Обдумал каждую деталь проекта, подсчитал, сколько и каких материалов нужно. Первым делом, конечно, поставил фундамент, а стены решил возводить из дерева, чтобы и «дышали», и тепло держали. На коробку, по расчетам, требовался брус в количестве, скажем,  80 штук. На его приобретение герой повествования получил кредит и внес предоплату фирме, торгующей лесом. Причем уточнил, весь ли товар сразу привезут и через какое время. В фирме заверили – ждите, через две недели (столько требуется на изготовление) весь товар будет на вашем участке.

Уточним, что дело происходило в июне прошлого года.  И стал человек ждать-пожидать, договорившись тем временем с бригадой строителей, что - как только, так они сразу за топоры возьмутся. Однако быстро все сказывается, да не так скоро делается. Время шло, а лес все не везли. В фирме обещали, не волнуйтесь, мол, пилят ваш брус, вот-вот подвезут. Сами понимаете, лето - горячая строительная пора. Наконец брус привезли, но не весь, а процентов 40 от объема. Однако строители начинать работу отказались, поскольку «скидать» привезенное для них было делом нескольких дней (на одноэтажную коробку из профилированного бруса бригада тратит в среднем две - три недели). А потом что, простой? Тем более летний день у строителей в прямом смысле год кормит – у мастеров (тем более у хороших) в эту пору заказов - завались.

В итоге сезон закончился, строительство по-прежнему было на нуле, а банку тем временем пришла пора возвращать кредит с процентами за товар, который еще рос где-то в тайге. Эпопея же с доставкой стройматериала продолжалась. Так вместо мечты получилась нервотрепка, а вместо оплаченного товара – кредитный договор и чек с отметкой «Доставка». В ноябре покупатель не выдержал и пошел искать правды уже не в фирму, а в другие инстанции. Для начала обратился в консультационный пункт по защите прав потребителей ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РХ в г. Черногорске», где ему помогли составить претензию.  Однако надежда на добровольное исправление собственных «косяков» фирмой-поставщиком леса так и осталась надеждой. И вот последняя инстанция – Черногорский городской суд, решением которого продавца обязали вернуть деньги за товар, выплатить неустойку, штрафы, возместить моральный ущерб. В итоге недобросовестный продавец должен вернуть покупателю, пострадавшему от его действий (а вернее, бездействия), сумму в три раза большую, чем та, которую в июне заплатил за стройматериалы покупатель.

Прокомментировать ситуацию мы попросили Елену Дробышеву, юриста консультационного пункта по защите прав потребителей.

- Елена Васильевна, какова же сумма морального вреда, определенная судом в деле «о недопоставленном брусе»?

- Четыре тысячи рублей.

- Очень мало. Ведь тем, кто не попадал в такие ситуации, даже представить трудно всю гамму переживаний покупателя во время этой эпопеи. В таких делах, считаю, возмещение морального вреда должно быть самой весомой частью взыскания.

- Согласна, но как показывает судебная практика, по потребительским искам, в основном, взыскивают от тысячи до пяти тысяч рублей. Хотя в данном случае потребитель получил неустойку почти равную сумме, уплаченной за товар, так что эта, как вы говорите, эпопея закончилась для него удачно. Однако, чтобы подстраховаться от подобных неприятностей, и чтобы, в случае возникновения спорных моментов, правоту легче было доказать в судебном порядке, потребителям нужно придерживаться некоторых правил.

- И главное из них – заключение договора?

- Конечно! К тому, что нужно заключать договора на проведение каких-либо работ, многие привыкли. Но вот о том, что необходимо заключать с продавцами и поставщиками (в нашем случае стройматериалов) договор поставки товара, многие даже не подозревают. Главное, думают они, внести деньги и получить чек. В то время, как в договоре и будут отражены наименование товара, его количество, сроки поставки и другие нюансы, касающиеся качества, способа отгрузки и т.д. И главное, прописана ответственность сторон за неисполнение обязательств.

- Когда мои знакомые делали ремонт в квартире, то попросили не только договор заключить, но еще и смету предоставить на все работы.

- И это правильно. Не нужно заказывать ремонт в доме или в квартире на общую сумму. Вы, конечно, оговорите ее, но сделайте разбивку по комнатам и на каждую попросите смету работ. В ней, например, будет указано - спальня: площадь стен, потолка, периметр такие-то. И по каждому виду работ - стоимость наклейки квадратного метра обоев умножаем на площадь, итого сумма. Пусть укажут и стоимость всего ремонта в спальне. Тогда уже наглядно будете представлять, что вам будут делать, и хотя бы примерно поймете, сколько и каких стройматериалов понадобится. Если же вас не устроит качество ремонта, всегда можно сказать: «Стоп, обои в спальне отвалились, краска на потолке легла комками, а ламинат вздыбился. Поэтому, либо переделайте все за свой счет, либо сумму, указанную в смете за работу в этой комнате, я вам не верну».

Если же будет указана только общая стоимость ремонта в квартире, выяснить, сколько же стоят работы в одной из комнат, сложнее.

- Иногда возникают споры по поводу качества работ. Хозяин говорит: «Плохо!», отделочники: «Нормально!».

- Если отделочники напортачили, но ни переделывать брак, ни возвращать деньги за испорченные стройматериалы не собираются, не торопитесь, выгнав их, нанять другую бригаду для переделки. Как вы потом в суде докажете факт некачественной работы? Потерпите до того, когда будет сделана экспертиза. Фотографии отклеенных обоев не помогут, потому что по фото экспертизу не делают. 

- В редакцию часто обращаются доверчивые бабушки, которые решили воспользоваться услугами  бригад отделочников или тех, кто занимается установкой окон, дверей, балконов. История всегда одна и та же: «Позвонила по телефону, пришел мастер Юра (Петя, Паша…), такой приятный молодой человек, сказал, надо купить материалы, я ему деньги дала, он ушел, и до сих пор нет. На телефон не отвечает». – «Как фамилия мастера?» - «Ой, не спросила».- «А фирма как называется?» - «Не знаю, слышала, что находится где-то…».

Может быть вариация на тему – часть работы сделали, получили аванс и потерялись.

- Если вы решили воспользоваться чьими-нибудь услугами, во-первых, рассуждайте здраво и не доверяйтесь первому встречному. Он может оказаться ответственным и честным человеком, а может воспользоваться вашей доверчивостью. Во-первых, если вызвали мастера по объявлению в газете – не выбрасывайте ее, оставьте рекламный буклет, запишите данные, если услышали по ТВ или по радио, чтобы могли потом сказать, откуда вообще узнали об этом человеке или фирме. Пригласили бригаду по сотовому телефону – сохраните номер, чтобы потом не открестились, глядя в глаза, что впервые вас слышат. Пришел человек к вам в дом – попросите показать документы, запишите данные, обязательно заключите договор, в котором оговорите объем работ, их стоимость, сроки гарантии. Если даете аванс – пусть подрядчик напишет от руки расписку, в которой укажет свои паспортные данные, на какие цели и в какой сумме получил деньги. Ну и, конечно, если подписываете какие-либо бумаги, прочитайте внимательно, что там написано.

Кому-то покажется, что делать все, что советует Елена Васильевна, слишком сложно, долго и как-то… нудно. Мы хотим быть легкими, приятными в общении людьми и почему-то внутренне стыдимся показаться дотошными и въедливыми. Однако подумайте: почему понадобился закон, защищающий потребителей? Почему та, другая сторона, не боится быть безответственной, хамоватой, делать тяп-ляп окна, мебель и портить наши нервные клетки? Почему при этом недобросовестные продавцы, строители, поставщики коммунальных услуг не только не испытывают неловкость за свою некачественную работу, но даже могут и смошенничать? Так что, уважаемые читатели, не стесняйтесь  вникать во все мелочи, это может здорово облегчить вам жизнь и уберечь от сожалений: «Эх, если бы я, перед тем как..!»

Общественные отношения в сфере правового регулирования предоплаченного товара определены положениями статьи 23.1 Закона РФ «О защите прав потребителей»

За консультацией можно обращаться в филиал ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РХ в г. Черногорске» по адресу: г. Черногорск, ул. Мира, 15, каб.8, тел. 2-08-07. Адрес электроной почты zppses@mail.ru

 

 Марина ЗАДОРОЖНАЯ, «ЧР» №48 от 27 апреля  2013 г.

    

Новости по теме: