Как бабы пруд спасали

Дата публикации: 11.02.2014 - 04:40
Автор:
Просмотров - 826

alt

Раз в году я приезжаю в родное село и обязательно стараюсь побывать на Подомовском.

Когда-то здесь, в сосновом бору, протекала борозда с чистейшей родниковой водой. В начале шестидесятых сделали запруду, и вода заполнила лесную котловину, в чистом зеркале которой отражались плывущие по небу облака, росшие по берегам стройные сосны. Вскоре пустили мальков карпа, окуня, сорожки. Местные рыбаки любят посидеть у пруда с удочкой, но карп берет плохо, хотя его, как говорится, невпроворот...

Я иду по песчаному берегу и вдруг вижу железную трубу диаметром до полуметра, наполовину вросшую в землю. Эта труба дает толчок воспоминаниям о неординарном событии двадцатипятилетней давности.

... В бетонном холодном картофелехранилище, где стоит отвратительный запах гнили, сидят женщины с испачканными до локтей руками, перебирают картофель, которого больше гнилого, чем семенного.

- Да на кой ляд его только садют! - гневно говорит ширококостная Надежда Подолева, бросая подборной лопатой очередную порцию гнили в огромную кучу.

- Садют-садют, возют-возют, а потом - в яр. И так кажен год.

Она бросает лопату и смачно, круто матерится. Бабы хохочут, а кругленькая симпатичная Нина Посольцева разъясняет:

- План такой сверху спускают, так наш колченогий агроном говорит.

- Им бы только спускать... План-план, а потом они все в свой карман, у них, небось, и колхозная не гниет, машинами домой навозили, - бросая разрезанную пополам картофелину в ведро, раздраженно говорит востроносенькая Фанька Халилова.

- Ага, Стюрки Баношниковой зятю за два мешка овса четыре года вкатили и мотоциклу отобрали, а энтим голодным все мало! Хватит, бабы, вонь нюхать, пойдем на обед, - говорит Надежда, обтирая ветошью кирзачи сорок второго размера.

Майское солнце ласково светит с синего неба. На току грохочут погрузчики, грузят в машины семенное зерно, от бетонных колодцев, врытых в землю, пахнет прелым зерном. Женщины в деревянной колоде моют кухонные ножи. Прихрамывая, к ним подходит мужчина с красным носом и говорит:

- Ну что, девицы-красавицы, завтра надо закончить.

- За руп да коп хошь положить нас в гроб, - снова рифмует Фанька. Женщины ее поддерживают, говорят о низких расценках, агроном досадливо машет рукой, отходит к бурту пшеницы.

- Намылился, правда глаза колет, - говорит черноглазая Маня Гимранова, а из весовой к ним подходит Анна Котелкова по прозвищу Афиша, всегда первой узнающая деревенские новости.

- Галдите, сороки, а Володя с Антипкой бульдозер на Подомовский пригнали, пузан с городу на "Волге" прикатил, плотину рушить собрались, рыбки захотелось.

Сообщение Афиши вызывает двенадцатибалльный шквал возмущения: ругань, крики, гвалт...

- Бабы, вон Ваня Трофимов на машине, едем на пруд! - перекричав всех, Нина Посольцева устремляется к стоящей на току машине. Она подбегает к высокому парню, похожему на артиста Тихонова, горячо ему рассказывает об услышанном от Афиши, но тот разводит руками, отрицательно машет головой, но Нина что-то шепчет ему на ухо. Иван смеется, бросает "беломорину" на землю и садится в кабину. Нина призывно машет рукой женщинам, те с визгом седлают кузов "газика". К автомобилю быстро хромает агроном: "Вы куда, бабы?" С кузова - хором: "...на переделку!"...

Когда машина, спустившись по песчаной дороге к пруду, остановилась, то взору женщин предстал водоем с зеркально-чистой водой, на взгорке стояли белая "Волга", "бобик", чуть подальше - грузовая машина, на другом берегу урчал бульдозер, около которого, размахивая руками, о чем-то кричал свесившемуся из кабины трактористу высокий и худой управляющий Тупнов Владимир, а возле "Волги" стояли тучный председатель райисполкома Прокопов и с тяжелым исподлобья взглядом предколхоза Антипкин.

Женщины, неловко разгрузившись, держа в руках ножики, побежали на взгорок. Увидев их, Прокопов сел за руль, а Антипкин оказался в окружении баб. - Во, хозяева, и досюда добрались! - выступила вперед мужеподобная Надежда Подолева.

- А нас спросили? Чо буркалами-то зыркаешь, не напугаешь! - размахивая столовым ножиком, кричала Фанька.

- А тот брюхатый в машину спрятался, а ну, бабы, кто там!

- Да вы, бабоньки, что, сдурели, мы же пруд чистить решили, вон новый желоб привезли, - пытался урезонить толпу председатель.

- Чистить, мы вас счас почистим, как карпа!

Поняв, что начальство в беде, Тупнов, наконец, решился прийти на помощь. Длинными, как ходули, ногами он понес свое тощее тело от трактора к взгорку, но лучше бы оставался на месте: несколько женщин повисли на нем, затем, подняв и раскачав, бросили в воду с напутственными словами: "Иди на корм рыбам!"

Бабы, глядя, как Тупнов, похожий на мокрую кошку, дрожа длинным телом, выходит из воды, покатились со смеху, упав на горячий песок. Этим воспользовался Прокопов, его "Волга" покатила в гору. Антипкин, скрежеща зубами и сжимая кулаки, бубнил себе под нос: "Хохочете, завтра плакать будете!"...

Скоро на плотине остался только "газик" Ивана. Женщины, ошалев от победы, с хохотом и криком, полураздетые, а кто и почти, стали прыгать в еще холодную воду, не обращая внимания на Ивана, хотя тот благоразумно ушел в лес от греха подальше.

- Нинка, а ты чо Ивану-то нашептала, почему он поехал? - спросила Фанька, выжимая мокрые рейтузы.

- Я сказала, что Надька, если он не поедет, ему операцию сделает, она же санитаркой при дяде Пете Вендерлыхе, ветвраче, работала.

- Не ври, поди на ночку к себе пригласила, - полуутвердительно переспрашивает Фанька.

- А хотя бы и так, ради общего дела и пожертвовать собой готова, что нам холостым да разведенным, - смеясь, отвечает Нина.

- Ох, я бы сутками собой жертвовала, - закатывает глаза Надежда, надевая кирзачи...

Странно, но это дело роковых последствий для женщин не имело. Ни районная печать, ни райком партии, ни милиция не отреагировали на этот факт бабьего бунта. Прокопов скоро был отправлен в соседний район, вторым секретарем, Антипкину дали орден, Тупнов переболел ангиной. Правда, пострадал лишь Иван. За срыв посевной его на три месяца перевели в гараж слесарем...

Многих героев этой истории уже нет в живых, а пруд продолжает стоять. Невольно ловлю себя на мысли, что, не дай Бог, найдутся новые "чистильщики". С нынешними женщинам уже не совладать...

Леонид РОМАШКО, «ЧР» №16 от 11 февраля 2014 г.

Новости по теме: