К 80-летию Черногорска: Забытый вокзал

Дата публикации: 19.07.2016 - 06:46
Автор:
Просмотров - 936

alt

Не так давно по мобильному телефону поступил звонок из Абакана. Звонил журналист республиканского ТВ С. Лушников с просьбой о встрече со мной.

Целью его визита был интерес к бывшему черногорскому ж/д вокзалу «Черногорские копи». Это и понятно. Когда железная дорога «Ачминдор» была введена в эксплуатацию в 1926 году, были построены железнодорожные вокзалы в Абакане и Черногорске.

В то время они были типовыми. В Абакане первый вокзал не сохранился, а вот в Черногорске он почти в первозданном виде был переделан в двухквартирный жилой дом. Я там также давно не был, поэтому с опаской поехал к бывшему месту его расположения. По дороге гости (помимо журналиста был еще телеоператор) меня попросили рассказать все, что я знаю об этом вокзале.

До середины 50-х годов прошлого века основным сообщением между Черногорском и Абаканом была одноколейная железная дорога, которая вела в Абакан через железнодорожную станцию Ташеба. Автобусы в Абакан ходили редко, чаще бегали грузовые автомобили по плохой болотистой дороге с колдобинами и кочками. Я помню, как >в 1956 году в пионерский лагерь, что был расположен в сосновом бору поселка Селиваниха под Минусинском, мы следовали в бортовых грузовых автомобилях без сопровождения автомобилей ГАИ. При подъезде к реке Абакан нас привезли на другой берег на пароме, такая была переправа через реку Енисей. В то время мостов через эти реки не было. Таким же путем ездили и в Минусинск.

Деревянный железнодорожный вокзал «Черногорские копи» стоял возле трех ж/д путей. Один путь был тупиковым. Возле вокзала была деревянная посадочная площадка со скамейками и крылечком. Внутри были зал ожидания, билетные кассы, расписание движения поездов. Подаваемые вагоны были пассажирскими плацкартными. По громкой связи сообщалось о времени отправления поезда. Тянул вагончики паровоз. Скорость движения была порядка 50 км/час. По прибытии в Ташебу поезд стоял в ожидании пропуска встречного, идущего в Красноярск. В то время путь на Красноярск был одноколейным. Затем поезд шел до вокзала Абакана. Этим же путем возвращались обратно. Так же увозили из Черногорска уголь.

За 80 лет существования ж/д вокзал «Черногорские копи» повидал многое. С него в 1941 году провожали на фронт своих родственников жители Черногорска. Сколько женских слез было выплакано здесь при проводах отцов, мужей, сыновей и братьев, а также при их возвращении с войны. Этот вокзал принимал детей и жителей блокадного Ленинграда.

В 1942 г. в Черногорск прибыл военный госпиталь, эвакуированный с запада. В сентябре 1941 г. с нашего вокзала были отправлены на фронт летчики и самолеты черногорского аэроклуба. С фронта приезжали комиссованные из-за тяжелых ранений черногорские фронтовики. С этого вокзала отправляли эшелоны угля для предприятий оборонной промышленности. В общем, вокзал работал дни и ночи без отдыха все 4 года войны.

С развитием автомобильного сообщения между Абаканом и Черногорском роль вокзала потеряла свое значение. С развитием автоматики исчезли стрелочники, семафоры, паровозы, вместо них стали ходить тепловозы и электровозы. Дорога стала электрифицированной.

когда подъезжали к вокзалу, оператор снял своей камерой сохранившееся здание, перрона уже не было, вывеска «Черногорские копи» снята. В здании вокзала живут люди. Маневровый поезд формирует пустой состав полувагонов под погрузку угля. Слышен металлический лязг сцепных устройств вагонов. По громкой связи диспетчер сообщает команды действия железнодорожников. Идет рабочий процесс. Все это хозяйство находится в ведомстве организации «Промтранс», бывшем ПТУ. Они обслуживают в основном угольщиков. Несколько лет назад «Промтранс» отметил свой юбилей. Предприятие крепкое, стабильное.

Но роль вокзала в работе железнодорожников сошла на нет, его забыли, но помнят историю вокзала старожилы Черногорска в канун его 80-летия.

В связи с банкротством ряда крупных промышленных предприятий многие черногорцы обратили свое внимание на Абакан. Каждый день до 12 тысяч черногорцев утром едут на работу в Абакан, а вечером - домой. На дороге Абакан-Черногорск возникают автомобильные пробки. Видимо, эта проблема будет существовать еще долго. Троллейбусную линию доводить до Черногорска пока не решаются, хотя бы в проекте Абакано-Черногорской агломерации.

Валерий ЧУБРИКОВ, краевед, «ЧР» №58 от 19 июля 2016г.

Новости по теме: