Игрушки на люстре и каша на стене, или Как победить в войне с маленьким тираном?

Дата публикации: 23.06.2016 - 05:28
Автор:
Просмотров - 621

alt

Вы хоть раз встречали маму с папой, воспитывающих ангелочка? Ну такого, который никогда не капризничает, манную кашу уплетает так, что за ушами трещит, а в школе учится на «отлично» без всяких укоров да напоминаний? Нет? И я тоже. А видели хоть раз родителей, которые за голову от своих чад хватаются: «невнимательный, все время отвлекается», «такой грубиян растет – не знаем что делать», «он бывает просто невыносимым»? О, да прямо лес рук, как говорила моя первая учительница. И что с этим делать?..

Требования – так объективные

В прошлых выпусках «Рукавичек» мы обещали рассказывать о самых интересных семинарах, прошедших в рамках республиканского семейного форума. Слово свое честно держим! Тема о том, как справиться с нежелательным поведением ребенка, мам и пап заинтересовала особо – мест свободных не было, стулья доставлять пришлось.

Детскому психологу Алексею ГЛУХИХ с подобными жалобами сталкиваться приходится часто – об этом и пошла речь. Взрослые, как в школе – с тетрадками да ручками, - приготовились записывать советы, но специалист начал с другого: а объективны ли ВАШИ требования к ребенку? Может быть, вы завышаете их? Или, наказывая ребенка, не замечаете чего-то важного, что мешает малышу выполнять ваши требования?

- Он вертится, буквы не хочет учить, вопить начинает!

- А сколько ребенку?

- Два года!

Вопрос: какие буквы в два года? Не по возрасту у родителей запросы, оттого и поведение у малыша такое.

Встречаются отклонения в поведении из-за здоровья. Родители недоумевают: что это их чадо невнимательное такое, все мимо ушей пропускает? А он элементарно недослышит. Все время кривится-косится? Может, проблемы со зрением, и он старается повернуться тем глазом, который лучше видит?

Но это так, на заметку. Большую часть встречи, конечно, уделили случаям, когда малыш здоров, но почему-то ведет себя порой так, что у домашних все из рук валится. Самым проблемным возрастом сразу назвали дошкольный и младший школьный.

Наплакал на конфету

Первый совет психолога – попробовать проанализировать, почему он так себя ведет. У маленьких человечков нет нецеленаправленной активности. Проще говоря, всё, что делают дети – визжат, щипаются, кидают игрушки в люстру - это для чего-то хорошего – ради своего комфорта, ради удовольствия, ради счастья на земле, в конце концов.

Возможно, дикий плач (плевки, щипки и т.п.) помогает малышу избежать чего-то – каши, уроков, уборки в комнате… Его заставляли, он заплакал – от него отстали. Это причина «раз». Два: плач помогает маленькому тирану что-то получить – конфету, планшет, «погулять», внимание взрослых… И три: ему просто «в кайф» поплакать - ну эмоции накопились, жизнь тяжелая пошла… Не плачет, а бесконечно вертится? Может, засиделся ребенок, мышцы у него затекли? Стенку бьет? Почему нет? Это же ощущение силы-то какое!

А мама слушает и… держится

Надо постараться понять, когда плач прекращается. Ответ «когда он выпьет из меня всю кровь» не подходит. Часто это происходит, когда ребенок переключает внимание на что-то другое. Так, может, и вам спровоцировать это «что-то» - включить мультик, покатать на шее, станцевать польку?..

Совет второй: не идите у ребенка на поводу. Если хотите избавиться от нежелательного поведения своего сокровища, вступить с ним «в контры» все-таки придется. На это время надо стать стойким оловянным солдатиком. Потому что малыш будет думать: «Ага, раньше я орал – и это работало. Сейчас я посильнее поору, и всё получится!» Не тут-то было, держимся!

В «план психологической обороны» надо посвятить всех, кто контактирует с малышом. Бабушка не согласна и по-прежнему выполняет все приказы маленького «барона»? Изолировать бабушку на время! Ведь если ребенок одолеет вас в этом «бою», то значит, это он воспитывает вас, а не вы его. Если 19 раз вы выстояли, а на 20-й сдались - вы проиграли. Чтобы закрепить результат, нужны повторение и стойкость.

Да, проблему можно пустить на самотек, отсрочить, но она «выскочит» в старшем возрасте и будет куда больших «размеров». А учитывая то, что вы не справились с ней сейчас, то потом и вовсе не сможете.

Вам позитивчик или негативчик?

Совет третий: не давайте то, ради чего ребенок ведет себя плохо. «И что делать? Слушать крики три часа?» - спросят многие. Отвлекать нужно. Только помните, что одно и то же действие может быть как поощрением, так и наказанием. Взять на руки – что это? Если ребенок долго гулял, устал, закапризничал и тут вы его р-р-раз! – на руки. Это поощрение, мол, спокойствие, сейчас я тебя понесу. А если малыш носился как угорелый по дому, все крушил, и… тут вы подхватили, свободы лишили и не отпускаете! Это уже наказание.

Что делать, если истерика не прекращается, даже когда вы перепробовали, казалось бы, всё? Включаем солдатика и ждем, пока его поведение изменится на нейтральное или положительное. Пускает крокодильи слезы? Это сложно, нагрузка на дыхание, а значит рано или поздно он остановится передохнуть… и тут мы с пряником! И повторять этот приемчик, пока чадо не усвоит урок.

Не забывайте, что от нежелательного поведения можно избавиться двумя путями – негативным и позитивным. Пример: дочь грызет ногти. План негативный – ругаем или мажем ногти чем-нибудь горьким. Позитивный: хвалим, если она не грызла их хотя бы денек.

Р-р-раз! - и в глаз

Долгим будет путь, сомневаться не надо. А еще наверняка сложным. Чтобы доказать это, прозвучал пример из жизни. Когда ребенку было пять лет, бабушка не разрешила ему есть какую-то гадость вроде чипсов. А внучок раз! – и бабушке в глаз. Родители попросили его извиниться – ноль внимания. Тогда они сказали: не будешь есть, пока не извинишься перед бабушкой. Юный боксер не ел… три дня. Ничего не мешало ему попросить прощения – бабушка-то вот, рядом, в одной квартире. Показал силу характера. Берите пример.

Сложнее показывать свою силу характера в общении с подростками, особенно когда в семье их как минимум двое – вечное соперничество за авторитет, крики, а порой и драки… Психолог советует для начала ввести дома хотя бы три правила: уважать друг друга, делать что-то полезное (по типу «кто не трудится, тот не ест») и, допустим, хорошо учиться. Если подросток не выполняет что-либо, значит, проявляет пренебрежение к устоям семьи. Как заставить? Смотивировать тем, что чадо любит, – компьютерные игры, новая книга, «погулять», билет на концерт… Не стоит забывать, что поощрение раз в год мотивирует мало, а вот когда оно внезапно – это да!

И последний совет: умейте идти на компромиссы. Пример: ваш сын гоняет мяч во дворе. Вы ему:

- Саша, домой!

Он:

- Ма-а-ам, ну еще пять минут!

Вы:

- Нет, домой!

- Две минутки!

- Нет!

- Ну хоть минутку.

- Я сказала, сейчас же домой!..

Если вы постоянно придерживаетесь такого сценария, то будьте готовы к этому:

- Саша, иди уроки учить, завтра у тебя контрольная!

- Не хочу!

- Я тебе помогу.

- Сказал же, не хочу!

- Ну хоть пару примерчиков реши.

- Не буду, сама решай!

Вы показали свою принципиальность, а после – ребенок показал свою. Может, в следующий раз, когда он будет просить вас продлить его прогулку, попробуете сойтись на одной-двух минутках?..

Вера ДАНИЛЕНКО. Выпуск №4, июнь 2016 г.

Фото relax.ru

Новости по теме: