Игорь Сейфулин. Полет сквозь время...

Дата публикации: 30.05.2014 - 07:02
Автор:
Просмотров - 1794

alt

Он хотел так немного – дарить людям радость, а подарил целый мир…

К каждому вдруг однажды приходит осознание, что жизнь конечна. Не банальные рассуждения, что все мы когда-то там будем, а острое до боли потрясение, что следующего мгновения может не быть. Никогда! Столкновение с этим беспощадно прямым откровением вызывает настоящий шок. Мы теряем родных, друзей, коллег…

Проходят дни, а время не лечит! Да, боль становится не такой острой, но она никуда не уходит, она лишь прячется глубже, с ней учишься жить. И с каждым годом все сильнее не хватает тех, кто мог бы быть рядом, и кого нет. И понимаешь, сколько они не успели! Особенно те, кого Всевышний погладил по голове, отметив талантом. Сколько открытий, изобретений, потрясающих стихов и песен, удивительных полотен не случилось. Остановились на полувздохе, в полушаге, как будто вышли на минутку, навсегда оставив кисть у мольберта.

Уж, сколько их упало в эту бездну, разверстую вдали…

Осенью 2002-го не стало нашего талантливого земляка Игоря Сейфулина – живописца, графика, поэта, члена Союза художников России. В минувшую среду ему исполнилось бы 54 года. Всего 54! Недавно заглянув в городской музей, увидела там одну из картин Игоря – большое полотно с волшебными полутонами красок, сплетенными в причудливый сюжет. Долго вглядывалась в это, в общем-то, не раз виденное произведение. Но в том и секрет художника – сколько ни смотри, а каждый раз воспринимаешь его по иному, и только чувство от творений мастера возникает одинаковое: когда всматриваешься, картина словно оживает, хочется шагнуть туда – внутрь, чтобы стать частью сюжета. Кажется, там есть что-то, ускользающее от прямого взгляда, и еще мгновение - и это нечто вдруг станет реальным. Но нет, поворот головы и… все на холсте застывает. Однако, остается ощущение, что это лишь фасад, за которым взрыв жизни.

И эта тайна во многих полотнах Игоря. Они все разные, и все так неуловимо похожи. Его работы, увидев раз, не спутаешь ни с какими другими.

Я стояла, вглядывалась в картину, вспоминая нашу последнюю встречу – приятный голос, открытую улыбку и очень простую манеру общения. Игорь Хамзаевич безумно любил жизнь, он писал ее. Пришла домой и, достав ящик с архивом, методично начала прослушивать аудиокассеты. И да, я нашла ее – диктофонную запись нашего последнего разговора. Стало грустно - человека нет, а голос его живет.

Большой Салбыкский курган. Сакральное место Хакасии. Там, более двух тысяч лет назад, был захоронен выдающийся человек своей эпохи. До нас не дошло ни его имя, ни летопись его подвигов, но камни – мегалиты в десятки тонн весом, до сих пор молчаливо стоят на страже, ограждая место упокоения почти правильным квадратом из каменных плит. Ограда царского кургана выполнена по всем правилам Тагарской культуры - между плитами, на расстоянии в несколько метров друг от друга, перпендикулярно стоят более высокие камни. Считается, что каждый имеет своё предназначение. На одном из них любил медитировать Игорь Сейфулин – об этом во время одной из экскурсий рассказала Валентина Тугужекова, профессор, директор Хакасского НИИ языка и литературы.

- Игорь был особенным художником, понимающим тонкий мир. Поэтому и писал он иначе. Его работы были связаны с космизмом и духами. Он умел «летать» - ложился на камень в западной стороне Салбыкского кургана лицом к его «воротам», раскидывал руки, закрывал глаза и... отправлялся в другие миры. Это невозможно передать словами, можно только почувствовать. И почувствать может только тот, у кого необычайно развито воображение. Особенно помогает в такой момент ветер, бьющий в лицо, напоенный ароматами хакасской степи. Из такого путешествия художник возвращался окрыленным. Он чувствовал степь, всю ее прекрасную и трагичную историю, он мог пронзать пласты времени силой воображения. Поэтому из-под кисти художника, как повествует сборник «Живопись Хакасии», выходили завораживающие полотна, «созданные в эпической сказочной манере по мотивам древних мифов и легенд. Один из любимых персонажей, нарисованных Сейфулиным, - это шаман, смело идущий навстречу всем опасностям и побеждающий в честном поединке зло. Многие уверены – в шамане художник воплотил собственную мечту о мужском совершенстве».

Заглянув однажды в студию Игоря Хамзаевича (городские власти в 90-е выделили художнику часть помещения бывшего магазина «Спутник»), я замерла в изумлении – мастерскую в свете солнечных лучей, лившихся потоком из больших арочных окон, пронзало буйство красок. Везде – на стенах, на мольберте, на подоконнике, порхали радужные бабочки. Нет, это не были выполненные с натуралистической точностью «портреты» махаонов или сатурний. Бабочки кружили на маленьких, средних и больших полотнах, выполненные в чисто сейфулинской манере. На них хотелось смотреть, не отрываясь. И это, кстати, свойство почти всех картин Игоря. На них хочется смотреть снова и снова, словно раскрывая нюансы букета дорогого напитка, который будоражит и слегка кружит голову.

Но почему вдруг бабочки? После «Шамана», «Камлания в степи», «Песни золотого орла» и «Влюблённых в безмятежность»?

- Не знаю, пожал плечами художник, вдруг так захотелось.

Во время недавней встречи с Валентиной Тугужековой мы вновь вспомнили бабочек Игоря Сейфулина.

- Я думаю, что Игорь был необычайно тонкой натурой и мог чувствовать многое из того, что не открыто взору простого человека. Иначе он не был бы столь одаренным мастером, - высказала мнение Валентина Николаевна. - А бабочки во многих религиях символизируют воскрешение и возрождение бессмертной души. У славян это хрупкое создание, например, тоже ассоциировалось с душой, но нередко и считалось предвестницей смерти. А еще несет в себе признаки бессмертия и трансформации, так как цикл жизни данного существа состоит из трех этапов «гусеница - куколка - бабочка». Она рождается, умирает и опять начинает жить в другом обличии. И он, наверное, сам того не осознавая, чувствовал этот переход.

Действительно, спустя некоторое время художник серьезно заболел и ушел в тот, другой мир.

А картины с бабочками разошлись. Сегодня в семейной коллекции осталась только одна «Бабочка», бережно хранимая вместе с другими полотнами, которых порядка пятидесяти. Среди них - несколько неоконченных. Есть и те, которые еще никто не видел.

Екатерина Оскаровна Сейфулина, вдова художника, мечтает организовать зарубежную выставку работ мужа. Игоря Хамзаевича, кстати, приглашали в Соединенные Штаты. Но приглашение совпало с трудным периодом болезни, поэтому планы остались нереализованными. А через три года после смерти мужа Екатерина Оскаровна решилась на великое дело - организовала персональную выставку его полотен в Доме журналиста в Москве. Столица увидела 16 картин. Было очень сложно, но нашлись и силы, и спонсоры.

«Игорь писал картины, чтобы радовать людей. Поэтому нельзя, чтобы их предназначение закончилось с его уходом. Самое страшное, когда человека забывают», - сказала она в интервью.

Действительно, художнику прокормиться своим ремеслом тогда (да и сейчас) в глубинке получалось не всегда. Поэтому приходилось иметь официальную работу, а в свободное время уже писать для души. Семья Сейфулиных, несмотря на широкую известность Игоря, никогда не жила богато. И не живет. Поэтому организация еще одной серьезной выставки в каком-либо из крупных культурных центров у нас или за рубежом пока остается мечтой семьи. Как и издание полного каталога его работ.

Будем надеяться, что мечты все же воплотятся в реальность. И радоваться, что жителям Черногорска и Хакасии в чем-то повезло больше других, ведь мы можем любоваться прекрасными полотнами нашего земляка, всего лишь зайдя в городской музей.

Из архивной записи

- Можно банальный вопрос: откуда берете сюжеты?

- Хочется чего-то приятного. Жизнь порой так обыденна, а душа у человека - она должна петь. Для художника достаточно мгновения, чтобы родилось что-то прекрасное. Может даже мимолетной улыбки...

Игорь Сейфулин родился в семье горного инженера Хамзы Сандриевича и врача Валентины Васильевны Сейфулиных, склонных к творческим увлечениям. Школьную учебу совмещал с занятиями в детской художественной школе. После окончания восьмого класса работал на заводе, в художественной мастерской, руководителем кружка изобразительного искусства Дворца пионеров Черногорска. Первая персональная выставка прошла в Красноярске в 1989 году. Занимался на курсах для художников («дача» при Академии художеств СССР) в Подмосковье. По окончании его картины были взяты на международную выставку СССР - США «Звездный путь человечества» (1989).

В 1990-х годах прошли персональные выставки в Красноярске, Абакане, Москве, Черногорске.

Несмотря на тяжелую болезнь активно участвовал в художественном оформлении православного храма в Черногорске. Ушел из жизни в октябре 2002 года.

В городском музее создана постоянная экспозиция картин художника. На фасаде школы №5, где он учился, к 10-летию трагического ухода талантливого земляка установлена памятная доска.

Марина ЗАДОРОЖНАЯ

Новости по теме: