И свято верю в чистоту снегов и слов

Дата публикации: 05.07.2016 - 03:29
Автор:
Просмотров - 1087

 

- Здравствуйте, можно? Мы хотели бы зарегистрироваться на маршрут, как и положено, - в приоткрытую дверь домика на кордоне «Тушканчик» заглядывают девушка и парень. За плечами небольшие рюкзаки, легкая одежда, видно, что по Ергакам решились лишь немного пробежаться, а не в серьезный поход пойти.

- Да, конечно, заходите, ваши фамилии, куда и насколько идете? – встречает их вопросом Владимир Петкевич, водитель природного парка «Ергаки» и по совместительству инспектор на контрольном пункте. Впрочем, коллектив парка небольшой, поэтому там все друг друга подменяют, совмещают должности, словом, живут, как в дружной семье, где у каждого есть свои обязанности, но при необходимости тут же идут на помощь другому.

- Мы всего на день, хотим до Светлого сбегать, и, если успеем, может, на Мраморное заглянуть, - отвечают туристы. И продолжают: - А как там обстановка? Все спокойно? Есть какие-то особенности, о чём надо знать?

- Да, в принципе, тропы нормальные, ничего особенного нет. но на всякий случай запишите сотовый номер спасателей, не дай бог что – позвоните, - напутствует ребят Владимир Васильич, и желает удачи на дорогу.

Солнце ещё только поднимается, горы раздумывают, чем сегодня удивить гостей: снегом, дождём или даже – о редчайшее чудо! – хорошей погодой на весь день. Туристы уходят по экотропе, Васильич провожает их взглядом, мол, удачи, ребята, - вам сходить хорошо, нам не беспокоиться.

 

ГОРЫ, ДОРОЖЕ КОТОРЫХ

НА СВЕТЕ НЕТ

Наверное, у каждого журналиста есть любимые темы, на которые он может писать не просто часто, а каждый раз, словно, отдавая часть души. Для меня такой темой были и остаются Ергаки – родные, любимые, единственные горы на свете. Где бы ни была, по каким бы другим горам ни ходила, сердце навсегда осталось на Ергах (так ласково зовут местные туристы это горный массив Западного Саяна). Чуть перефразируя Юрия Визбора:

Я сердце оставил

в Ергакских горах,

Теперь бессердечный

хожу по равнинам,

И в тихих беседах,

и в шумных пирах

Я молча мечтаю

о синих вершинах…

Помню Ергаки совершенно безлюдными, когда можно было неделями ходить по ним и ни разу не встретить людей. Причём ходить не по тропам, не было тогда троп.

Помню Ергаки, когда только-только решили организовать природный парк на их территории. Печальное это было время – толпы полутуристов, людей, которые уже хотели увидеть дикий мир, но относились к нему, как чужому, и в итоге живые кедры по берегам озер стали беспощадно вырубать на дрова, на стоянках появились кучи мусора, частыми гостями стали медведи, привлеченные бездумными туристами, оставляющими горы еды.

Инспекторы же не просто зачастую не справлялись с варварским отношением гостей, а иной раз и сами уподоблялись им – прибить двухсотками плакаты на живую кедруху считалось нормальным делом. Не зная троп и направлений, браться за должность проводника, тоже не считалось зазорным. Сжигать в кострах весь пластиковый мусор – не из ряда вон выходящим событием.

Но впоследствии ситуация изменилась. К руководству парка пришли новые люди, набрали новый штат инспекторов, природоохранная деятельность стала не просто красивыми словами в докладах начальству, а реальностью. Сейчас уже немалая часть наиболее популярных маршрутов оделась в экотропы – удобные дорожки для пеших и крайне полезную штуку для сбережения корней деревьев. Мусорные кучи по обочинам исчезли. Правда, медведи остались – но о них чуть позже. И главное, инспекторам удалось заставить относиться уважительно и к горам, и к себе туристов.

- Основное ядро работников парка сохраняется годами, - рассказывает директор природного парка «Ергаки» Игорь Грязин. - Сюда идут люди, которые фанатично любят природу, хотят сохранить её. Это вопрос души, если ты что-то делаешь от души, то и результат хороший. Есть у нас отличный парень, Саша Бабичев – он очень быстро вырос до участкового. И он не один такой, кто на самом деле предан парку и Ергакам.

Сейчас в парке работают настоящие мужчины, с которыми не страшно в тайге, которым можно доверить жизнь, и которые искренне любят горы, зверей, птиц, заботятся о них.

Помню, с какой болью рассказывал участковый государственный инспектор Николай Гарбин о местных браконьерах. Их, увы, немало в таёжных районах. Как беспощадно убивают кабаргу, оставляя живых оленей мучиться в петлях. Как безжалостно убивают маток, обрекая на гибель детёнышей, как бьют даже беременных животных.

- Я сам вырос в деревне, с детства охотился, но как можно бить матку – не понимаю! – говорит Николай. – И у себя всегда боролся с браконьерами, даже когда ещё не работал в парке. Меня даже деревенские «Коля-гринпис» прозвали, ну да и бог с ними, главное, чтобы лес жил.

Александр Бабичев, участковый госинспектор, о котором уже упоминал Игорь Грязин, в парке работает не так уж много лет, но предан ему искренне.

- Вот смотри, ну как это можно не любить? – показывает Александр на горы. – Конечно, бывает, и злишься, и говоришь, что всё надоело, но уходить отсюда – нет, ни за что.

А ведь Александр без проблем мог бы найти себе работу и поденежнее, и менее хлопотную. В его семье все работают в полиции, после армии, звали туда водителем-механиком и Александра, но нет, Ергаки пересилили. И теперь эта преданная армия настоящих инспекторов вразумляет туристов, помогает им, оберегает и, конечно, учит.

- Проблемы парка решаем круглый год, зимой проводим рейды, учётные маршруты, для сохранения инфраструктуры на стоянках, озерах, тропах, - рассказывает Игорь Грязин. - Чистим дороги, обеспечиваем функционирование турбаз, работаем с туристами, зимой их тоже много. Летом – контроль за туристами, уборка мусора, к сожалению, некоторые по-прежнему не желают соблюдать элементарные требования поведения в парке. Проводим, конечно, экологическое просвещение, и часть проблем уже удалось решить. Помните, два года назад вы возмущались тем, что на живых деревьях в районе часовни в память об Александре Лебеде вяжут ленточки. Так вот – теперь их там нет! Не верите, сами съездите и посмотрите. Остались чалома только на сухих столбах. Я сам думаю, что эта традиция повязывать ленточки с просьбой к духам об удаче, пришла от буддистов, а ведь для них убивать живое – грех. Вот так мы и туристам объясняем. Прислушиваются.

В прежние годы в парке проводили летние сезоны для школьников – курсы юных экологов. Сложно переоценить эту замечательную программу по знакомству детей и природы, когда они на практике впитывают необходимость бережного отношения к горам, лесам, рекам. Только так и можно воспитать настоящего ценителя живого, никакие учебники этому не помогут.

А вот мишек… мишек по-прежнему убивают. Сколько ни объясняют инспекторы, что нельзя кормить зверей, нельзя оставлять продукты на стоянках, нельзя ложиться спать в одну палатку с продуктами – ничего не помогает. С упорством, достойным лучшего применения, туристы продолжают разбрасывать продукты, медведи ходить одними тропами с людьми, и временами нападать на них. Как итог – души медведей отправляются к своим медвежьим богам, а туристы, жалея мишек на словах, делом доказывают обратное.

 

НАШ ДРУГ –

БАРСИК

Барсик на Ергаках – старожил, но не домовитый кот, как можно подумать, а милый монгольский конёк. Впрочем, конёк с серьёзным характером и внушительным послужным списком. Несколько лет Барсик служил в отряде МЧС, на его счету не одна спасённая жизнь. Вот и в прошлом году, когда на Радужном медведь помял туристов, именно он вывозил пострадавших на кордон.

Правда, когда Барсик стоит рядом с более привычными для нас европейскими лошадьми, он выглядит отнюдь не внушительно, но по таёжным тропам ходит так, что ни одному европейцу не снилось. Сильный, надёжный и очень выносливый конь. Со своим характером, к первому встречному ласкаться не будет, зато другу предан полностью.

- При спасении пострадавшего в горах счет идет на часы, да и лишний раз тревожить человека не стоит, - любовно поглаживая холку Барсика, говорит ветврач в/ч 63869 Виктор Караваев. Напомню, что два года назад база МЧС на Ергаках была передана министерству обороны РФ, и с тех пор стала тренировочным центром для войск спецназа. Вместе с Барсиком и еще двумя лошадьми перешёл на службу в армию и Виктор Николаевич. - На носилках раненного переносить тяжело, и для тех, кто спасает, и для самого пострадавшего, а лошадь идет более плавно. Расстояние чуть подальше может получиться, но выигрыш в скорости определённый. К тому же Барсик – уникальный конь, он способен в одиночку, не в паре, вести транспортировку раненного. Специально для него мы сделали носилки, и не раз уже пользовались ими.

Приходилось Барсику спускать с перевалов и погибших, это тоже умеет далеко не каждая лошадь, боятся они мёртвых. Но ведь оставить погибшего в горах тоже нельзя, родные хотят хоть тело похоронить. Сейчас монгольский конёк при необходимости занимается спасработами, а так своё время отдает обучению молодых военных премудростям езды на лошадях в горных условиях.

- Лошадь до 40 лет живёт, рабочий срок у неё 25-30 лет, - продолжает Виктор Караваев. - Очень надеюсь, что наши кони уйдут на пенсию, а не на бойню. За то, что они сделали, скольких людей спасли, уверен – достойны спокойной старости.

 

ОТСТАВИТЬ РАЗГОВОРЫ, ВПЕРЕД И ВВЕРХ, А ТАМ…

Наверняка многие помнят эту прекрасную песню Владимира Высоцкого о войне на Кавказе, когда горным стрелкам элитной дивизии вермахта «Эдельвейс» противостояли советские альпинисты. Гораздо меньше известно о том, что подготовка наших горно-стрелковых войск, по сути, началась уже лишь во время войны, тогда как немецкие и австрийские егеря тренировались много лет. Да, советские альпинисты смогли в сжатые сроки подготовить горнострелковые войска и успешно сбросить с перевалов Кавказа немецких захватчиков, но запаздывание в обучении стоило десятков тысяч жизней.

Потому понятно решение министра обороны РФ Сергея Шойгу устроить на Ергаках военно-тренировочную базу. С одной стороны, конечно, были удивления и возмущения - как так, в природном парке - и военные, а с другой, вскоре отношения отрегулировали, стрельбы в горах запретили, и сейчас парк и военные живут весьма мирно.

Для нашего же региона важно, да и престижно, что именно здесь готовят элитные подразделения современной российской армии. Например, мне на Ергаках удалось встретиться и побеседовать с командиром взвода курсантов, старшим лейтенантом Дальневосточного высшего общевойскового командного училища им. К.К.Рокоссовского, Михаилом Савенко. Особо отмечу, что это Благовещенское училище – единственное в России, где проходят обучение будущие командиры арктических войск.

И вот она, журналистская удача, именно Михаил Савенко привез в командировку курсантов этого уникального подразделения.

- 27 курсантов проходят здесь практическую учёбу по курсу основы выживания, - говорит Михаил Геннадьевич. – Курс включает в себя: горнолыжную подготовку, скалолазание, ночевки в снежных норах, чумах, вообще – основы выживания в сложных районах с низкими температурами и массовым снегом. В это включены такие составляющие как питание, проживание, рытье нор, самоспасение, спасение раненых.

На практике – парни второго курса, ещё на первом лучшие курсанты по физическим, психологическим, интеллектуальным данным были отобраны в спецвойска. А через два года будущие офицеры, окончив училище, разлетятся по арктическим гарнизонам. Но, думаю, навсегда запомнят свою первую практику в ергакских горах.

А ПОСМОТРИТЕ НА СИБИРСКИЕ ВАЛЕНКИ!

Буквально накануне в Хакасии закончился VI Международный культурно-туристский форум «Сибер Ил». На нём обсуждались вопросы развития туризма в регионе, практики привлечения туристов их разных краев России и зарубежья, а также отдельный вопрос был посвящен специфике сувенирной продукции.

И это, между прочим, отнюдь не праздная тема. Ведь если в регионе есть свои особенные игрушки, поделки, вазы, кошельки и т.д., тем более он становится привлекательным для туристов. Например, помню, как моя знакомая выбирала страну для отпуска и остановилась на Вьетнаме. На вопрос, почему именно он? Подруга ответила, мол, там лаковая живопись очень интересная есть, больше такого нигде не найдешь.

Так что если Хакасии, сопредельным с нами краям и областям удастся отыскать такие творческие изюминки, то с большей гарантией можно говорить о привлекательности региона.

В парке «Ергаки» это тоже хорошо понимают, и стараются привлечь на свои, пусть и немногочисленные, праздники, местных умельцев.

- Мы заинтересованы, чтоб Ермаковский район развивался, - комментирует Игорь Грязин. - Нельзя разорвать экономику района и природный парк. Вообще, стараемся сотрудничать со всеми – с МЧС, министерством обороны, главами районов, предпринимателями. Кстати, хочу отметить, что хоть Ергаки находятся в Красноярском крае, зато бизнес у нас на две трети, если не больше, ведут жители Хакасии. Как и значительная часть туристов, если не большинство, тоже оттуда. И мы видим, с каким интересом гости парка рассматривают сувенирную продукцию, лекарственные травы, которые собраны в наших горах, но не на территории парка, это запрещено. Поэтому мы стараемся приглашать местных мастеров, это выгодно и для мастеров из деревень, и для туристов.

На «Снежном фестивале», который прошёл в марте на Ергаках, я просто не могла пройти мимо палатки, где продавались десятки ярких и красочных валенок. С подсолнухами и незабудками, солнышком и петушками, ёлками и снежными вершинами, большие и маленькие, они мало кого оставляли равнодушными. Оказалось, умельцами были жители села Большая речка Ермаковского района Лариса и Иван Плахута.

- Начали катать валенки мы больше десяти лет назад, - рассказывает Лариса, - причём стартовали с нуля, обучались у старых мастеров, ведь наше село и район всегда славились валенками. Шерсть берем у фермеров из Хакасии, в Бейском районе. И им хорошо, и нам, мы специально заказываем особую шерсть, они уже знают, что нам надо. Гарантия в носке – самое малое три года. На масленице торговали, бабушки очень хвалили. Валеночки у нас мягкие, разных цветов, кстати, это не краска, а природная шерсть, просто овцы разного цвета.

Для рисунков есть специальные мастерицы, девушки окончили художественное училище и работают по собственным эскизам. Особым успехом пользовались валеночки для малышей, а катают их ермаковские мастера чуть ли не для младенцев.

- В советские времена была в Ермаковском небольшая фабрика по катанию валенок, даже на экспорт работали, - говорит Лариса Плахута. - Затем все в 90-е разрушили, работы в селе не стало, только позже люди уже сами стали восстанавливать промыслы. В нашем ассортименте десятки, если не сотни моделей. В год мы катаем примерно по 1200 валенок. Расходятся они по всей России и даже за рубеж, например, есть заказы из Германии. И то, что устраивают такие фестивали, куда приглашают ремесленников, я приветствую – ведь это всем выгодно, и нам, и покупателям. Пусть даже не для носки, а как сувенир увезут, и то память.

 

ГОРЫ

НЕ ПРОЩАЮТ ОБМАНА

Нужен ли нам туризм? Да, нужен. Иначе мы просто сойдем с ума в каменных мешках городов. Но только необходим туризм с соблюдением всех природоохранных мероприятий.

- К нам приезжает всё больше иностранных туристов, - говорит Игорь Грязин. - Им интересно посмотреть места, практически нетронутые людьми, но при этом достаточно безопасные. И мы продолжаем работать в этом направлении. Создаем новые экологические тропы. Но стоит учесть, что это дорогой и долгий процесс. Каменный город уже полностью сделан. Сейчас заканчиваем тропу до озера Радужное. Хотим в этом сезоне сделать железную лестницу через ряд подъемов. Для охраны природы увеличили штат инспекторов, сейчас их уже 27 человек вместе с начальником отдела охраны. Благодаря изменению в законодательстве, теперь у наших инспекторов есть разрешение штрафовать нарушителей, а не только предупреждать, как было раньше. Отмечу, что в 2015 году мы выдали 93 предписания об устранении нарушений.

К счастью, наши горы, пещеры и реки еще живые. И главная задача – сохранить их такими же для потомков. К сожалению, на карте мира хватает трагических мест, где природа частично, а то и полностью была уничтожена. И никакие суперсовременные технологии уже не вернут к жизни навсегда ушедших в прошлое птиц, зверей, растений, пещер и гор.

Горы только с виду кажутся сильными и вечными, на самом деле они очень хрупкие и ранимые. И не прощают обмана, а просто умирают. Сейчас, мне кажется, Ергаки поверили людям, и главное - оправдать это доверие.

Валентина

СОСНОВСКАЯ,

фото автора, «ЧР» №54 от 5 июля 2016г.

Новости по теме: