Хуртуях-Тас - Великая Каменная Матерь

Дата публикации: 21.10.2014 - 06:14
Автор:
Просмотров - 2421

alt

Не знаю, есть ли еще где-то в России место, столь изобилующее свидетельствами старины, – в Хакасии курганы, менгиры, писаницы и прочие археологические памятники встречаются чуть ли не на каждом шагу, и большинство из них окутано тайной. В предания можно верить, можно не верить. Но артефакты вот они – возвышаются в степи - осязаемые, шершаво прохладные под ладонями, открытые солнцу и ветрам тысячи лет. Об их возникновении сложены легенды, но легенды эти весьма материальны, ведь появиться сами по себе изваяния вряд ли могли. Они сотканы не из воздуха – из камня, к которому когда-то прикоснулся резец мастера. И опять же, как все единодушно верят – не просто человека, а того, кто владел особым даром, посланным свыше. И, в самом деле, не поклонялись же наши предки любой скале без разбора. Нет, только тем, что таят в себе силу. Сегодня наука нашла тому подтверждение – особо почитаемые у народа изваяния излучают энергию, природу которой еще предстоит открыть, но приборы ее фиксируют. Причем как со знаком плюс, так и со знаком минус. А народу приборы были ни к чему, он просто чувствовал эту силу и шел к каменным божествам за помощью в самых разных делах. И от прикосновений в камне со временем появлялись углубления, как, например, на мужском камне Больших Салбыкских ворот - аккурат на уровне плеч. Сколько же тысяч прикосновений нужно, чтобы подался даже камень?

Каменное изваяние Улуг Хуртуях-Тас – одно из самых почитаемых. Название с хакасского переводится по-разному – дословно «Большая каменная старуха», ближе к сути – «Мать всех матерей», или «Великая Каменная Матерь».

Первое письменное упоминание об Улуг Хуртуях-Тас принадлежит российскому исследователю Даниилу Готлибу Мессершмидту, который в начале 17 века по заданию Петра Великого прибыл в наши земли для изучения древней истории Сибири. В 1721 году он описал менгир и обряд поклонения:

«Хуртуях высечена из серого песчаника и вкопана в землю наклонно. Сзади можно видеть подвешенные толстые, сплетённые из волос косы… Татары язычники оказывали ей большой почёт, трижды объезжали вокруг неё, после церемонии делали ей подношение в виде еды. От предков им доводилось слышать, что это Куртуякское изваяние было когда-то знаменитой матроной, и сам всемогущий бог превратил её в камень…»

В дневнике Мессершмидта было сказано, что самая уважаемая и достойная представительница родов в определенный период месяца приносит к статуе прародительницы пищу, речную гальку и деревянные талисманы, которые, побывав возле менгира, приобретают, по верованиям, особую магическую силу. Мужчины просят у нее удачи на охоте, приплода скота, а женщины – рождения детей.

Это трехметровая каменная стела весом 2,6 тонны, которая была вкопана в землю на месте геологического разлома, где отмечено мощное излучение особой энергии. Пока исследователи не смогли разгадать тайну этого явления, но пришли к выводу, что излучение, идущее от стелы, не электрическое, не радиоактивное и не магнитное. Что касается возраста, называют - конец III – начало II тыс. до нашей эры. Находится изваяние в центре 35-километрового Аскизского могильника, самого длинного в Европе. Хуртуях-Тас включена ЮНЕСКО в список объектов мирового культурного наследия и оценена в 1,5 млн $.

Каменная бабушка почитается местным населением как символ плодородия и покровительница женщин - защитница материнства, помощница беременных и бездетных. К ней до сих пор обращаются страдающие бесплодием. Говорят, что приехать к бабушке нужно с гостинцем, это молочные продукты – сыр, сметана, молоко и т.д. - и искренне попросить о рождении ребенка. Вот с такими словами женщина, не имеющая детей, обращается к Хуртуях-Тас:

“Наша белая каменная мать! Все звери имеют детей, все птицы имеют детей, все рыбы имеют детей, у всех людей есть дети. У меня одной нет ребенка – помоги мне стать матерью!”

Если вам случится побывать в музее, то зайдя в стеклянную юрту, вы непременно увидите столик с многочисленными игрушками. Как рассказывают экскурсоводы, – это подарки от женщин, которые обрели счастье материнства, побывав в гостях у Каменной бабушки.

Интересен сам памятник, который сделан из самого непрочного материала – песчаника. По сути - это прессованный девонский песок, которому 3 млн лет.

Экскурсоводы так описывают внешность Хуртуях-Тас: «На голове изваяния меховая шапка. Лицо достаточно реалистичное: широкий лоб, широко раскрытые глаза, характерные азиатские скулы, пухлые детские щеки, открытый рот и мощный волевой подбородок, этакий эталон человеческой красоты того времени. Может, трудно поверить, но раньше, так же как и сейчас, картины и памятники писали с самых достойных людей своего времени и своего племени».

О Хуртуях-Тас сложено около двадцати красивых и печальных легенд.

На мой взгляд, одно из главных отличий этого археологического памятника в том, что, согласно сведениям, дошедшим до нашего времени, каменная богиня была когда-то вполне реальной женщиной-матерью (количество детей варьируется от двух до сорока). Ее муж Сартыкбай (или Сартакпай - популярный у всех народов Саяно-Алтая культурный герой) прокладывал среди степей и гор новые каналы и дороги.

Он возвел мост через Енисей, которым воспользовались враги для вторжения на территорию Хакасии. Усадил Хуртуях и двух своих сыновей на коней Сартакпай. Напутствуя, просил он Хуртуях скакать прочь и, под страхом немедленной смерти, не оборачиваться. Сам же встал на пути врагов, пытаясь их задержать. Недолго длилась битва, погиб достойно Сартакпай. Хуртуях и сыновья добрались до берегов реки Абакан. Хуртуях перепрыгнула на своем коне на другой берег, сыновья же не смогли последовать за ней и погибли в водах бурной реки. Не удержалась Хуртуях, обернулась посмотреть, что случилось с сыновьями. Увидев их гибель, воззвала Хуртуях к богам, моля о справедливости. Боги, внимая ей, обратили Хуртуях в камень и дали ей силу помогать женщинам от бесплодия.

В другом варианте Великая матерь превратила детей в бусины и отдала воле ветра. Там, где упала бусинка, появился народ. Говорят, что от моря до моря все народы – это ее дети.

Еще один вариант легенды - она просила богов помочь сохранить детей, и боги превратили их в бусы. Но когда Хуртуях-Тас добралась до места, обнаружила, что нитка порвалась и все бусины потерялись. Тогда от горя она закричала и запела, пела  так красиво, что боги растрогались (есть вариант, что разгневались) и ее, лишившуюся своих детей, сделали покровительницей детей чужих. Так она и стоит, степная богиня, посреди своей юрты, обращенная лицом на восток,  рот раскрыт в горестной песне, а на «беременном» животе высечена личина.

В одном из интервью историк и археолог, исследователь Хакасии Леонид Яремин сказал, что уверен на сто процентов, что изваяния подобные Хуртуях-Тас создавались только жрецами, только они обладали способностью сформировать и облик Мировой горы (а некоторые изваяния содержат признаки этого облика), они могли создать ту вертикаль, которая через птиц общается с небесами. Тело находится здесь, а своей нижней частью уходит в нижний мир. Они даже могли влиять на установление гармонии во вселенной. Обычному человеку это не под силу.

В прошлом веке тысячелетнее пребывание Хуртуях-Тас на своем месте было прервано. В 1954 году археолог Альберт Николаевич Липский выкопал её, перевёз в Абакан и установил в стеларии Хакасского краеведческого музея. Поводом для такого решения послужила сцена, увиденная ученым, когда два молодых человека пытались выкорчевать изваяние с помощью трактора. Они объяснили, что считают, что под изваянием находится котелок с золотом, и они обязательно его добудут. Но даже в музей приходили ее почитатели, которые украдкой оставляли дары, кормили и поили, смазывая губы маслом и брызгая молоком. А в конце 80-х началась перестройка, идеология сменилась, и тогда народ начал открыто приходить к Каменной бабушке. Сегодня высказывается мнение, что почти полувековое пребывание в музее спасло Хуртуях-Тас, ведь с менгирами, стоявшими на полях, во время освоения целинных земель, не церемонились. Об этом наглядно свидетельствуют экспонаты другого музея под открытым небом, что находится недалеко от юрты Хуртуях-Тас в аале Полтаков (село Есино). Он был создан более двадцати лет назад, и там нашли приют 93 каменные стелы, когда-то выкорчеванные с полей. Радует, что уважение к собственным корням все же берет верх над преходящими политическими идеологиями. 

После четырехкратного обращения совета старейшин хакасского народа в правительство республики, было принято решение о возвращении Каменной бабушки на прежнее место.

Осенью 2003 года состоялся переезд Хуртуях-Тас на старое место жительства.

Для местных жителей это был не просто переезд памятника. Перед ней сыпали зерно. Многие женщины стали снимать с себя ювелирные украшения и бросать в яму, приготовленную для установки Каменной бабушки. А через год случилось событие, которое можно назвать еще одним чудом. Местными жителями был найден еще один памятник, который тут же объявили сыном Каменной бабушки – Хуртуях-Тас Палазы. Его обнаружил Иван Копчинаев, житель села Усть-Сос. Он рассказал, что в 2000-м году увидел в реке большой камень, пригляделся, а у него человеческое лицо. Вначале испугался. А потом позвал историка из Первомайской школы.

- Я слышал легенду, что сын Хуртуях-Тас в реку упал, - рассказал он. - Получается, что те легенды, которые мы слышали от наших стариков,  вдруг стали не легендами, а былью, то есть тем, что было на самом деле.

В этом году «Анхаковский музей-заповедник «Хуртуях-Тас» в Аскизском районе, названный музеем одного камня, отметит одиннадцатилетие.

Вначале для сохранения уникальной стелы от воздействия окружающей среды вокруг Каменной бабушки была возведена стеклянная юрта, где летом и зимой поддерживаются постоянные температура и влажность.

Со временем музей расширялся. Сегодня рядом со стеклянной юртой воссоздана подлинная деревянная юрта XIX в., которая используется для показа как традиционное жилище хакасов.

К древней святыне приходят молодожёны, паломники со всей республики и из-за её пределов и многочисленные туристы.

Территория музея огорожена и благоустроена. Там много удобных лавочек для отдыха, качели, юрта-кафе, где можно перекусить, отведать национальные хакасские блюда. Например, когда мы своей маленькой экспедицией зашли в кафе, то смогли попробовать чай на травах с печеньем из талгана и потхэ – кашу из муки на домашних сливках.

Кстати, жители окрестных аалов проводят на территории музея национальные свадьбы. Конечно же, они не копируют древние церемонии, ведь время и реалии современности внесли в нашу жизнь свои коррективы. Да копировать вряд ли бы получилось. Посудите сами. Вот как описывается свадебный обряд хакасов на сайте республиканского краеведческого музея: «Основной формой было похищение. Такая свадьба может с успехом стать сценарием для приключенческого фильма. Обычно влюбленные сами договаривались о дне и времени увоза девушки. Парень приезжал в сопровождении крепких друзей, готовых отстоять ценный груз. Это было важно, поскольку сразу после пропажи девушки отец снаряжал погоню из 20-30 парней. Если она догоняла похитителей, то дело могло дойти до серьезных столкновений. Но обычно к тому моменту, как пропажа обнаруживалась, жених и невеста были уже в аале его родителей. Когда приезжала погоня, родители жениха выходили навстречу с угощением и говорили приветственную речь, признавая свою вину. Отец невесты узнавал о том, согласна ли дочь выйти замуж за похитителя, после чего речь шла о размере калыма. Полученный калым отец невесты распределял между своими сыновьями и братьями, которые, в свою очередь, должны были внести свою долю в приданое. У сагайцев и кызыльцев на следующий день после привоза невесты проводили праздник «Сас той». Обрядовая часть заключалась в переплетении девичьих косичек в две косы - прическу замужней женщины. Во время праздника «Сас той» отмечается интересный обычай - посаженная мать проводила по новой прическе невесты правую переднюю голень забитого скота и бросала в сторону собравшихся молодых парней. Начиналась борьба за овладение этим предметом. Считалось, что победитель, овладевший трофеем, удачно женится».

В современном свадебном обряде вряд ли мы сможем увидеть верховую погоню – в повседневной жизни скакунов давно заменили четырехколесные «лошадки». Вот и к музею подъехал свадебный автомобильный кортеж. Из машин вышли невеста с женихом и множество гостей. Причем, молодожены были одеты в современные свадебные наряды. Невеста – в пышное белое платье и фату, жених – в красивый костюм. А вот многие гости (как молодежь, так и пожилые) – в традиционные хакасские наряды. В глазах запестрило от ярких красок – национальные платья красного, синего, зеленого цветов с богатыми вышивками. У женщин – пого на груди и цветастые платки на голове. Процессия выглядела ярко и красиво. Молодые направились попросить благословения у Великой Каменной Матери, а мы – в обратную дорогу.

Хорошо, что обычаи возрождаются, ведь воспитать молодое поколение, которое любило бы свою родину, невозможно без уважения к истории своего народа.

Подготовила Марина ЗАДОРОЖНАЯ

В статье использованы материалы экскурсионных лекций; с сайта nhkm.ru

Материал подготовлен в рамках гранта правительства РХ «Межнациональные и межконфессиональные отношения и пути их гармонизации».

Новости по теме: