Грани магической земли

Дата публикации: 11.11.2014 - 07:12
Автор:
Просмотров - 865

alt

Путешествовать мне нравилось всегда. Интересно видеть новые земли, будь то в родной стране или за рубежом, сравнивать прочитанное и услышанное с тем, что наблюдаешь в реальности. И, что греха таить, нередко бывало так, что нарисованная чужими кистями картинка в жизни оказывалась совершенно иной.

Одни страны привлекают таинственностью малознакомой культуры, другие же настолько тесно связаны исторически с Россией, что особо хочется своими глазами увидеть то, о чем прежде читала, пройтись по улицам и тропам, по которым не раз путешествовала мысленно. Но в этом ряду есть совершенно особое государство, оказавшее прямо или косвенно влияние на все страны мира в буквальном смысле слова. Я говорю об Израиле.

alt

И ЗАХОЧЕШЬ, А ПРО ИЗРАИЛЬ НЕ ЗАБУДЕШЬ

Да, с одной стороны, это одна из молодых держав, ведь родилась она менее семи десятков лет назад. С другой – древнейшее в мире государство, насчитывающее в своей истории тысячи лет. По крайней мере, так утверждают археологи. Первый город Иерихон, находящийся сейчас на территории современной Палестины, возник еще в восьмом тысячелетии до нашей эры!

За десятки веков земля не единожды меняла владельцев – семиты, евреи, филистимляне, арабы… Впрочем, и по другим странам прокатывались волны народов, но так уж случилось, что именно в этой точке мира две с лишним тысячи лет назад произошло знаковое событие – рождение христианской религии. Собственно, этот факт и приковывает особое внимание к Израилю. Ведь ни одна религия не оказала большее влияние на мир, чем христианство.

Сегодня сложно найти такое место на земном шаре, где бы не было христиан. И даже атеисты или последователи других вероисповеданий не могут просто так отмахнуться от почитателей Нового Завета. С одной стороны - христианство завоевывало пространство крестом и мечом, не забудем рейды крестоносцев в средние века, да и мессионерская колониальная политика более позднего времени отнюдь не на добровольной основе склоняла к крещению мусульман, язычников, иудеев, вудистов, шаманистов, буддистов, индуистов и так далее. С другой, - мирное распространение западной культуры, в чьей основе лежало христианство, повлияло практически на все народы.

Так что, согласитесь, побывать на земле, откуда все это пошло, – вещь безумно интересная. И с точки зрения истории, и с позиции культуры, да и индустриальные успехи современного Израиля, позволившие за несколько десятков лет стать одной из ведущих мировых держав, тоже штука довольно интригующая.

Поэтому, когда выпала возможность посетить Обетованную Землю, сомнений не было, напротив, подгоняло ожидание – а что там, как?

контрасты на каждом шагу

Несмотря на прочитанные книги, увиденные телефильмы, первое впечатление от Израиля – и как они тут живут, как умудряются заниматься сельским хозяйством? Да не просто выращивая для себя, но и поставляя довольно большую часть продукции для продажи в другие страны. Ведь многие из нас иной раз покупали в российских магазинах израильский картофель или морковь, при этом ничуть не удивляясь факту, мол, к нам со всего мира продукты привозят. Но для того, чтобы начать изумляться экспортным корнеплодам, нужно воочию увидеть страну.

С окраины Тель-Авива начинаются засаженные поля, сады и виноградники. Вот только растет все это не на привычной нам черной и аппетитной почве, а на иссушенной пылающим солнцем каменистой земле, где найти ручей или пруд столь же мало реально, как обнаружить в тундре пальму. А тут – цветет и плодоносит.

Километры сельхозземель понемногу начинают сменяться лесами. И тут гид, с гордостью в голосе, подкидывает другую новость – в Израиле более 70 процентов лесов посажены вручную!

И впору удивиться такой страсти к лесоразведению, с учетом того, что у нас палку воткни, а дальше сама вырастет, между тем посадки встречаются крайне редко. Но там-то ситуация иная. Камень и засуха отнюдь не друзья тощего саженца, и, как представишь, сколько сил требуется, чтобы выходить деревце, чувствуешь глубокое уважение к людям, которые способны с потрясающим упорством превращать пустыню в «страну-сад».

Однако с тем же упорством, с которым пустыни превращают в зеленые массивы, города строят, скорее, в стиле каменных джунглей. Честно скажу, никогда не наблюдала в себе даже намека на клаустрофобию, а вот в Вифлееме и в Иерусалиме поймала себя на мысли, что хочу побыстрее сбежать на простор. Настолько все зажато. Куда там коммунальным квартирам!

alt

Белоснежные дома теснятся друг к другу, цепляются один за другой, словно без поддержки могут рухнуть. Узкие улочки не способны пропустить большой поток машин. Впрочем, как выяснилось, эта проблема стране не угрожает, бензин настолько дорог, что даже на автострадах можно ехать довольно долго, не встретив по пути вообще ни одного автомобиля. И это при том, что Израиль - одна из наиболее богатых и экономически развитых стран планеты.

Возвращаясь к архитектуре и планировке городов, хочется отметить, что, несмотря на тесноту, жители все же стараются по возможности на каждом свободном клочке устроить если не парк, то хоть сквер или аллею.

Кстати, весьма показательна гордость, с которой местное население говорит о своей стране. Даже минусы и недостатки они стараются превратить в достоинства. Дорог бензин – да и замечательно, зато воздух чище! Мало зелени – зато каждое деревце берегут, словно любимого родственника! Нет места для замков и дворцов нуворишей, отсутствуют «рублевки» и «нотинг хиллы» - так зато богач гуляет с бедняком по одним и тем же улицам, это ли не подлинная демократия!

И куда ни посмотри, везде государственные флаги – на домах, на редких машинах, просто на улицах, и никто не говорит, что вот, мол, какие недалекие «ривлиноиды» и «лапсердаки» здесь живут. К слову сказать, хоть и в немногих странах мира мне довелось побывать, но национальные флаги видела везде, и никому в голову не приходит стеснятся своего патриотизма. Это только в нашей стране отчего-то вывесить на балкон триколор вроде бы как неприличный поступок совершить. Странно, согласитесь.

alt

И еще об одном не могу не сказать: в этой стране победившей демократии, оспаривающей пальму первенства у другой империи торжества народной воли – США, настолько четка граница между избранными евреями и «не пойми, что за арабы», что не по себе становится. Скажем, наш гид, довольно умный и образованный человек, с периодичностью раз в пять-десять минут сравнивал, как прекрасны, чисты и культурны евреи, и как неопрятны, лживы, а то и преступны арабы. Если к первым можно было чуть ли не на чашку чая зайти в любой дом, то на вторых и глаза не рекомендовано поднимать – тут же обманут, ограбят и еще мало ли чего нехорошего сделают.

Признаться, это весьма и весьма коробило. Все же нам, воспитанным в реально интернационалистическом духе, не по себе, когда кого-то упрекают в том, что он родился в неправильной культуре.

alt

ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ

Причем, последнее особо странно на фоне совершенно потрясающего религиозного добрососедства, которое можно наблюдать на Земле Обетованной. На одной площади мирно стоят христианские церкви и мусульманские мечети, посетители храмов никоим образом не задевают друг друга, а напротив, доброжелательны.

Да что говорить, в Храме Гроба Господня, построенном еще в четвертом веке, расположены сразу шесть христианских конфессий: греко-православная, католическая, армянская, коптская, сирийская и эфиопская. Каждая имеет свой придел и свои часы для молитвы. И никто не ругается, не оскорбляет чувства верующего другой религии.

Безусловно, говоря об Израиле, невозможно обойти стороной религиозную составляющую. Собственно, именно она и придала такой вес довольно бесплодной земле. История Христа – реального ли человека, выдуманного ли два тысячелетия назад, стала центром притяжения различных народов. Группы паломников ежедневно прибывают в сакральные для христиангорода, чтобы поклониться святым местам.

Вторую часть посетителей храмов представляют туристы, есть среди них и искренне верующие люди, естьи те, кто приходит в храм с познавательной целью, словно в музей или в картинную галерею. Понятно, что и тем, и другим важно прикоснуться к древним камням, пусть и по разным причинам. Беда, однако, в том, что постоянное скопление огромного числа людей приводит к довольно-таки значительной суетливости.

Ну представьте, одно дело - вы молитесь в храме, где кроме вас, певчих и молитвы больше никого нет, другое, когда вы стоите или идете в толпе, где одни разговаривают и отнюдь не на религиозные темы, другие фотографируют, третьи пристают ко всем подряд с вопросами, вроде: «Ой, а куда тут свечку ставить?! А что желать-то надо? А как молиться? А это наш поп прошел или чужой?!» Ну и так далее. Согласитесь, такой мирской прессинг выдержит и сможет от него абстрагироваться только лишь очень волевой верующий.

Но с другой стороны, нельзя говорить о запрете для неверующих туристов. Ведь храмы Вифлеема и Иерусалима - это еще и исторические, культурные объекты. Скажем, для меня подъем на Голгофу (пусть это всего несколько ступенек!) был моментом потрясения, ведь только представить, сколько веков, сколько людей писали об этом месте! Увидеть ясли, где, по преданию, родился Иисус, мраморную плиту, на которую положили мертвое тело, снятое с креста… Ощущения трудно передать словами.

Ведь для тех, кто воспитан в православной культуре,символы христианской религии более чем просто значимы. Поэты и писатели, композиторы и скульпторы, художники и архитекторы веками черпали идеи в учении Христа, так как же это может не оказывать влияния на нас, людей 21 века? Пусть даже не все ходят в церковь, носят крест и молятся, но в душе, в культуре уже заложены общие моральные ценности и для верующих, и для атеистов.

И потому-то, пожалуй, привлекала и продолжает привлекать Земля Обетованная все новых и новых гостей. Зовет. А дождавшись, помогает понять нечто прежде тайное в душе, о чем, быть может, и не догадывался. Но после поездки, думаю, мало найдется таких людей, которые сказали бы, мол, зачем только время зря терял, что я там не видел?! Все же эта многострадальная земля имеет сильное, пожалуй, даже магическое притяжение.

На мой взгляд, одно из лучших стихотворений, написанных о чувствах человека, впервые увидевшего Иерусалим, принадлежит молодому Самуилу Маршаку, которого большинство хорошо знает по его более поздним стихам для детей.

ИЕРУСАЛИМ

По горной царственной

дороге

Вхожу в родной Иерусалим

И на святом его пороге

Стою смущен и недвижим.

Меня встречает гул знакомый,

На площадях обычный торг

Ведет толпа. Она здесь дома,

И чужд ей путника восторг.

Шумят открытые харчевни,

Звучат напевы чуждых стран,

Идет, качаясь,

в город древний

За караваном караван.

Но пусть виденья

жизни бренной

Закрыли прошлое, как дым, -

Тысячелетья неизменны

Твои холмы, Иерусалим!

И будут склоны и долины

Хранить здесь память

старины,

Когда последние руины

Падут, веками сметены.

Во все века, в любой одежде

Родной, святой Иерусалим

Пребудет тот же,

что и прежде, -

Как твердь небесная над ним!

1918 г.

Валентина СОСНОВСКАЯ, «ЧР» №109 от 11 ноября 2014 г.

Новости по теме: