Горит? Так пожарные потушат!

Дата публикации: 09.06.2015 - 03:52
Автор:
Просмотров - 697

alt

Апрельские пожары в Хакасии затронули большинство жителей республики. Одни оплакивали погибших людей, уничтоженное имущество, другие собирали помощь погорельцам. Но все задавались вопросом – что же необходимо сделать, чтобы в будущем избежать повторения подобной трагедии.

На обывательском уровне чаще всего звучат два предложения – нужно больше пожарных и необходимо заставить следить за пожарной безопасностью территорий, будь то лес, степь, дачный участок или двор. Правда, кого и как заставить – остается за скобками рекомендаций.

Между тем, понятно, что решение проблемы лучше доверить специалистам, или, по крайней мере, выслушать их мнение, узнать их видение проблемы. Об этом и шла речь на «круглом столе», который провела редакция «ЧР». В обсуждении принимали участие:Сергей Якунин, начальник второго отряда (2 ОФПС по РХ); Михаил Кузьменко, начальник пожарной части (ПЧ-4); Константин Васильев, начальник ОНД Черногорска; Андрей Корякин, старший инспектор ОНД Черногорска.


- Итак, какие выводы были сделаны из пожаров, произошедших 12 апреля этого года? На ваш взгляд, практиков, какие меры необходимо принять, чтоб не было повторения? Ведь это не уникальный случай? Подобным образом горели 3 мая в 2007 году.

Якунин:

- Необходимо более плотно работать с населением, убирать несанкционированные свалки, чистить территорию от мусора и травы. К сожалению, зачастую люди не хотят думать о последствиях своих действий, им не приходит в голову, что, складируя на пустыре рядом со своим забором горючие материалы, завтра от этой свалки огонь может спалить их дом. Понимаете, проблема в том, что многие просто не желают соблюдать элементарные правила. Вот сегодня человек хочет разжечь костер или мангал, и ему плевать на ветер! Нужно менять менталитет горожанина, чтобы он думал о последствиях своих действий. Раньше делали компостные ямы или вывозили сухую траву, ветки на городскую свалку. Сейчас все не хотят платить деньги, не заморачиваются этими проблемами, а просто жгут костры. Ну и в итоге мы получаем пожары.

Васильев:

- Есть серьезная проблема с захламленностью территорий. Администрация города много делает, коммунальщики убирают свалки, но все равно остается огромное количество несанкционированных свалок. Только что выезжали по заявлению на Юбилейную, 30 «а». За домом – сухостой, сухая трава. Сейчас решаем вопрос ответственности, кто должен убирать территорию.

Кузьменко:

- Такая же проблема по Дзержинского, 12 «б». У мужчины в железном гараже сгорела машина, причем второй раз пожар уже был. Проблема - возле гаража устроили свалку. Он убрал один раз, потом перестал – не его же! Но она загорелась, огонь перекинулся на гараж, а он оббит пенопластом, в итоге автомобиль сгорел дотла. Вы посмотрите, что происходит весной на заросших пустырях – везде палы травы. А пускают их ребятишки или взрослые. Ведь из-за этого произошел сильный пожар в Девятом поселке – пал травы перекинулся на частные дома по Сорской.

Корякин:

- До смешного доходит, заезжаю на Девятый поселок, дом по Октябрьской, дым идет сильнейший из огорода. Захожу, зову хозяина, тот, мол, о, я тебя по телику видел! В руках газета «Черногорский рабочий». В ней черным по белому написано, что введен особый противопожарный режим, разжигание костров строго запрещено. Говорю: «Туши». - «Сейчас», - отвечает. Туда-сюда, а воды нет – бочка сухая, водопровод не действует.

Якунин:

- Да что говорить, один из последних случаев – возле «Светофора» на Мира тушим трансформаторную будку, заборы, поворачиваемся, а за нашей спиной мужик таскает траву в кучу и зажигает костер! Говорим, мол, ты что творишь?! А он спокойно отвечает – так вы рядом, если что потушите. Ну как это?!

- Так в том и дело! Мы тоже ездим по городу, видим все это. Ведь пал травы начался отнюдь не 12 апреля, степь давно уже горела, почему-то меры не были приняты. Но ведь есть законы, был введен особый противопожарный режим, получается, мало штрафовали, мало наказывали? Или в чем проблема, что допустили такое развитие ситуации?

Васильев:

- Нельзя сказать, что не штрафуем нарушителей. Только в мае было составлено 12 протоколов об административном нарушении за разведение костров в особый противопожарный период. Другая проблема – это то, что нередко поджоги травы, сейчас тополиного пуха, устраивают дети. Родители же им не объясняют, что этого нельзя делать. Мы, конечно, разъясняем, проводим встречи в школах и детских садах, но этого недостаточно, нужно чтобы, в первую очередь, родители занимались воспитанием и обучением своих детей.

Кузьменко:

- В течение месяца до больших пожаров у нас постоянно была введена в боевой расчет резервная техника, каждый день мы вызывали на работу людей, свободных от несения службы. Ежедневно выезжали на палы травы. Более того, и после 12 апреля продолжались пожоги травы и наши выезды туда. Лишь немногие задумались о последствиях страшных пожаров, кто-то начал чистить территорию у себя, но многие так все и оставили. Мы же постоянно рейды проводим – жгут мусор на дачах. Выгорела половина участков на массиве «Залив», так, в одном краю пожарные тушат горящие дачи, в другом – жгут костры, как ни в чем не бывало.

Корякин:

- Я работал на «Опытном поле», звонят мне, вызывают на «Залив», ведь пожарные не могут выписывать штрафы, только ОНД. Выписываю штрафы за разведенные костры, люди возмущаются – за что? Ведь пожарные рядом, если что, потушат!

- Так что конкретно нужно делать, чтобы заставить людей соблюдать элементарные правила противопожарной безопасности?

Корякин:

- Уверен, нужно увеличивать группировку пожарного надзора, ведь сегодня нас только пять инспекторов на весь Черногорск! Мы физически не способны контролировать все участки в городе и на дачах. Возможно, было бы хорошо, если б вернули право выписывать штрафы сотрудникам пожарной охраны, как было прежде. Или хотя бы дали право инженерам группы профилактики пожарного отряда. Увы, но мы видим, что только рублем можно заставить людей уважать законы, выполнять правила. Призывы через СМИ дают мало, удар по карману убеждает гораздо больше. Ведь многие из нарушителей газеты не читают, радио не слушают, телевизор не смотрят. Более того, нужно наводить порядок в дачных обществах, частном секторе.

Кузьменко:

- Помочь может только одно – ужесточение карательных мер. Нужно сделать выше штрафы.

- А с полицией вы работаете? Ведь участковые тоже имеют право штрафовать, должны следить за порядком.

Корякин:

- Да, у нас есть подписанное соглашение с ОМВД по Черногорску о сотрудничестве. Но опять же дело в том, что сегодня на весь город есть только 12 участковых, которые завалены бумагами и работой. Транспорта у них практически нет.

- Я читала на сайте МЧС, что сейчас рассматривается законопроект по поводу ненадлежащей подготовки территории к пожароопасному периоду, там речь идет и о повышении штрафов. Если примут – поможет? Кстати, там предполагается, что нести административную ответственность за ненадлежащую подготовку территорий к пожароопасному периоду будут губернаторы, главы администраций городов и сел, а также собственники и арендаторы приусадебных участков, полей и других территорий в том случае, если эти территории не обнесены забором.

Корякин:

- Сейчас в условиях особого пожароопасного периода действуют следующие штрафы: на граждан - от 2 до 4 тысяч, на должностных лиц - 15-30 тысяч рублей, на юридических 400-500 тыс. руб. И да, мы ждем новые поправки в КоАП РФ, согласно которым штрафы увеличат, вплоть до 7-14 тысяч рублей на граждан.

Якунин:

- Только там, где жестко штрафуют за нарушения, есть порядок. Другого пути нет. Ведь посмотрите, Кемеровская область горит редко, зато Тыва, Красноярский край, Забайкальская область – регулярно. Недавно наша группировка вернулась из командировки в Читу, на смену уехала другая. Необходимо, чтобы плотно и жестко работали местные власти, пожнадзор сам по себе мало что сделает.

- А какие права есть у вас? Что и кто может сделать?

Кузьменко:

- У пожарных прав никаких нет, только тушим. Максимум, что мы можем сделать, это сообщить инспектору пожнадзора о нарушении, он приедет и накажет. А сами лишены такой возможности.

Якунин:

- Раньше сотрудник пожарной охраны имел право составить протокол об административном правонарушении и отправить его для рассмотрения в вышестоящую организацию. Сейчас этого нет.

Кузьменко:

- Считаю, что необходимо более активно работать административной комиссии, наказывать, рассказывать об этом через СМИ, чтобы люди знали и опасались.

Якунин:

- Нужно, чтобы все органы власти работали над решением этой проблемы, а не только один пожнадзор. Положение-то серьезное. Вот сегодня заседание комиссии по чрезвычайным ситуациям, у меня лежит анализ противопожарного водоснабжения, и мы до сих пор не может решить проблему. До сих пор не можем подписать соглашение о взаимодействии между нами, муниципалитетом с «Хакресводоканалом».

Главный вопрос – кто отвечает за пожарные гидранты? В свое время, когда был МУП «Водоканал», обслуживанием, ремонтом гидрантов занимались они. Но после реорганизации и прихода «Хакресводоканала», при передаче оборудования на баланс из перечня пропали пожарные гидранты. И на сегодня ситуация такова, что их никто не обслуживает. И это длится уже пятый год! Есть судебное решение, обязывающее «Хакресводоканал» обслуживать пожарные гидранты, прокуратура пишет представления, но все остается на прежнем уровне. Некоторые гидранты попросту закопаны. Другие закрыты и завалены мусором. Проверять их никто не проверяет, эти функции передали муниципалитету, но работа не ведется. А ведь муниципальные власти должны вести учет гидрантов, увеличивать их количество, с учетом строительства новых микрорайонов. На сегодня в списке значится 239 пожарных гидрантов, хотя по плану должно быть 623. Так и из этих 239 половина не рабочая!

- Да уж. А вот в новых микрорайонах – возле РОЦ, на Тихонова, по Юбилейной гидранты-то есть? Ведь там такое строительство частных домов идет, уже, пожалуй, сотни их!

Кузьменко:

- Вот в том и дело, что нет гидрантов там! И если произойдет пожар, а исключать ничего нельзя, до ближайшего источника воды оттуда довольно далеко.

Якунин:

- Гидрант есть только на Тихонова. И то там его установили сами жители улицы, скинулись между собой и поставили колонку. Раньше пожарные в обязательном порядке участвовали в проектировании города, затем с нас эту функцию сняли, и теперь наше согласование не нужно.

- После пожара было много разговоров об опашке города – нужна она или нет, помогла бы или нет?

Якунин:

- Опять же, вопрос в регламентировании. Да, опашка нужна, и она помогает избежать пожаров, но только если проведена правильно. Не в три метра полоса, как бывает, а нормальная защитная линия.

Корякин:

- Опять же, в нашу службу было направлено несколько докладных от пожарного отряда на существующую мусорку по улице Сорская, что она регулярно горит, пожарные тушат. Мы вышли на администрацию города, в решении комиссии по ЧС было записано – ликвидировать свалку. Ликвидировали. А 8 мая приезжаю туда – выжженное поле, остовы фундаментов, печи, два новых забора и тут же костер разведен! Только что сгорели, а костры снова жгут! Еще один житель собирает прицеп мусора и вываливает не просто на пустырь – тот самый, откуда пришел огонь на их дома, а и вовсе на полосу опашки! Две кучи мусора там уже лежат.

- Я не понимаю, ведь из горевших ныне улиц большая часть пострадала и во время пожара 2007 года. В чем дело? Почему горят одни и те же?

Якунин:

- А потому что выводов не делают! Скажем, на Ачинскую пожар пришел с пустыря, где была мусорка несанкционированная. Устроили свалку не кто-то, а сами жители этой улицы. Но уже прошло больше месяца, а свалку не только не убрали после пожара, а и продолжают туда валить новые порции мусора.

Корякин:

- Аналогично с «Черногорск-мебелью» - у них штрафы идут с 2011 года за кучу мусора у отвала. И с этих отвалов огонь к ним пришел 12 апреля. Лично их штрафовал за то, что обрезки мебели скидывали в отвал, а не вывозили на свалку, как положено. Теперь вот сгорели. Сделали выводы из урока? Я не уверен. У нас вся промзона завалена опилками.

Кузьменко:

- Мы ездили по окрестностям Черногорска, выявляли несанкционированные свалки. Так они находятся по всему периметру города! А это явная угроза безопасности!

- Выглядит все очень печально. Получается, что никто никаких выводов не сделал?

Кузьменко:

- Так тоже нельзя сказать. Кто-то сделал. Стали мусор у себя убирать, траву выкашивать. Больше стало звонков в ПЧ о том, что соседи жгут костры. Даже стали на дорогах уступать пожарным автомобилям! Правда, через 2-3 недели это прошло, и сейчас по-прежнему, мы едем на вызов, но единицы автовладельцев уступают нам дорогу, хотя по закону обязаны.

Якунин:

- Когда мы проводили встречи с председателями ТОСов, с уличными комитетами, с председателями дачных обществ, мы им прямо говорили, чтобы сами смотрели за нарушителями, писали нам заявления, давали возможность действовать! Но, к сожалению, особой отдачи мы не видим пока. А ведь это, пожалуй, единственный выход. Повторюсь еще раз – нужно, чтобы за порядком следили сами жители, чувствовали свою ответственность, а не ждали, что кто-то за них все сделает.

Беседовала

Валентина СОСНОВСКАЯ (фото автора), «ЧР» № 44 от 9 июня 2015г.

Новости по теме: