Фермер с бантиками. Черногорских ребят научили премудростям предпринимательского дела

Дата публикации: 30.06.2015 - 03:53
Автор:
Просмотров - 568

alt

В начале июня столичные эксперты побывали в пяти школах Черногорска. Они внимательно слушали… как дети зарабатывают деньги.

Оказалось - вышел на финишную прямую проект Фонда содействия социальному развитию «Новая Евразия» и Фонда социально-экономической поддержки регионов «СУЭК - РЕГИОНАМ».

Накануне были встречи с черногорскими предпринимателями, представителями школ, техникумов, социальных учреждений («ЧР» №№ 17-18, «Шагать придётся через горы и овраги»). И вот школьники представили собственные предпринимательские проекты. Впечатлениями от увиденного и услышанного мы попросили поделиться программного директора Фонда «Новая Евразия» О.В. Щедрину.

- Расскажите, в чём главная цель происходящего? Для чего, как говорится, весь сыр-бор?

- Мы все хотим, чтобы экономика России была действительно конкурентоспособной, основанной на инновациях, современных технологиях. Как никогда, нужен прорыв, который кому по силам? Конечно, образованной, инициативной молодёжи. Которую нужно направлять, учить, воспитывать, настраивать на то, чтобы юные не боялись делать что-то новое и брать за это ответственность.

- Итак, вы побывали в пяти черногорских школах, выслушали ребят, которые обнародовали бизнес-идеи, поделились опытом их воплощения. Ваши впечатления?

- Мы увидели детей, которые не боятся что-то делать своими руками, принимают самостоятельные решения, нормально, конструктивно относятся к неизбежным в любом деле трудностям.

- Страха нет, есть масса идей?

- Не то чтобы страха нет - это нормальное чувство! Проект сделан так, что ребята идут по новой для себя дороге не в одиночку, а вместе с людьми, которым больше всего доверяют, - с учителями. Кроме того, с ними рядом - представители отдела по экономике и прогнозированию администрации города, состоявшиеся предприниматели. Всё для того, чтобы первый опыт не был «комом», чтобы не отбить охоту заниматься чем-то своим, идти на оправданный риск, мыслить современными категориями.

Недавно в Омске проходил форум социальных инноваций для представителей регионов под эгидой Совета Федерации. Там шла речь о том, что новые люди сегодня нужны, как воздух. Но если в школе они не получают поддержки своей инициативе, откуда потом взяться предприимчивости?

- В проекте принимают участие школьники нескольких регионов страны, где работает СУЭК: Приморского, Красноярского, Хабаровского краев, Кемеровской области, Бурятии, Хакасии. Как вам идеи черногорских ребят?

- Очень много необычного. Например, в пригорской школе мальчик представил игру «танковый биатлон» с использованием радиоуправляемых моделей. Он презентовал своё бизнес-предложение как возможность хоть для мальчишек, хоть для взрослых мужчин провести свободное время по-новому. При этом с друзьями сделал площадку для трассы, а когда был пробный выход на большую аудиторию - в парке в День защиты детей, терпеливо учил маленьких нехитрым правилам, кое-каким хитростям.

Кроме того, ребята не побоялись таких видов деятельности, которые требуют физических усилий. Это, к примеру, уборка помещений, уход за больными, услуги по прополке, поливу огородов. Запомнилась девочка, которая предложила идею фермерского хозяйства. Они с мамой разделили «сферы ответственности» в домашнем хозяйстве. Маме при этом достались козы, дочери - домашняя птица.

И, конечно же, очень многие попытались заработать на хобби, творческих увлечениях. У кого-то это - работа над дизайном ногтей, у других - букеты из воздушных шаров, изготовление открыток, рисунки красками на теле, изготовление и продажа сувениров, оберегов и т.д. То есть ребята взялись за то, что у них получается, что для них является важным. Любопытно, как подростки в ходе постижения новых для себя дел день ото дня, раскрывались по-новому, показывали себя с неожиданной стороны, становились общительнее, увереннее.

- Не видите ли вы некоего несоответствия в том, что навыкам предпринимательства учат в школе? Прежде в этих стенах говорили исключительно о высоком, нравственном, романтичном. А теперь дети вместе с учителями подсчитывают прибыль, заработанную от реализации своих бизнес-идей. - Человек должен выходить из школы не в розовых очках, а с определёнными навыками, знаниями. Ему нужно сориентироваться во взрослой жизни, понять, в каком направлении двигаться, и все силы направить на то, чтобы быстрее добиться поставленных целей. Это в интересах и конкретного человека, и государства. Молодых людей со школьной скамьи нужно учить видеть проблему, находить пути решения, быть активным и ответственным. А насчёт подсчёта прибыли… Это немаловажно, поскольку является определённой оценкой труда, дела, которым мы занимаемся.

К тому же это ещё и воспитательный, нравственный момент. Учителя разговаривают с ребятами не только о том, «сколько», но и «для чего». К примеру, для помощи семье, для покупки чего-то необходимого к школе.

- Как предпринимательская деятельность подростков вписывается в правовое поле?

- В каждом случае рассматриваем индивидуальные варианты. Ребята осведомлены об организационных моментах предпринимательской деятельности, они знают, что необходимо платить налоги. Поэтому, к примеру, один из вариантов «оформления отношений» - работа не просто так, а под крылом взрослых предпринимателей. А вообще, по действующему законодательству, индивидуальным предпринимателем может стать любой молодой человек с 14 лет.

- Школьники попробовали свои силы в бизнесе, что дальше?

- Наша цель - получить устойчивые проекты, которые будут иметь продолжение, развиваться. На эту тему предстоит говорить с педагогами. Ростки инициативы необходимо «поливать», поддерживать.

Кроме того, к концу года будет объявлен конкурс молодых предпринимателей среди участников проектов фонда «СУЭК - РЕГИОНАМ». Победителей ждут ценные призы, они представят свои проекты в Москве на итоговой конференции.

Марина КРЕМЛЯКОВА

Мнения:

Н.И.Чупрова, зам. Директора по воспитательной работе школы №20:

- Участие в проекте стало своего рода ступенькой вверх, к абсолютно новым знаниям. Прежде чем я и другие педагоги приступили к работе с детьми, нас учили тонкостям предпринимательского дела, подвигали к тому, чтобы мы генерировали идеи, учились видеть их в развитии. Полученные знания мы передали ребятам, постарались «включить» в них инициативу, творческую активность, разглядеть индивидуальные особенности, возможности.

Вскоре наши подопечные уже составляли бизнес-планы, учились продвигать свои идеи и реализовывать их. Ребята на собственном опыте поняли, что самостоятельный бизнес вести возможно, они теперь знают, как это делается. Возможно, кто-то от малого шагнёт к большому, есть такие настроения.

Таня Проскурина, 10 класс:

- У меня и раньше были мысли подрабатывать, пробовала делать это. Но никогда ничего не рассчитывала, не подходила к делу «по науке». Теперь имею необходимые знания для того, чтобы всё грамотно планировать. Буду потихоньку развивать свой маникюрный бизнес. В планах - получить профессию юриста. Во время учёбы буду подрабатывать (красивые ногти всегда в трэнде), чтобы не брать денег у родителей. К тому же, собственное дело будет своего рода подстраховкой. Когда окончу институт, будет видно, чем заниматься. Не исключено, что бизнесом.

Настя Агаева, 10 класс:

- Я остановилась на понравившемся мне направлении - составлении букетов из шаров. Теперь понимаю, что своё дело - это не страшно, а вполне реально. Нас научили составлять план и следовать ему, делать расчёты по формулам - без этого прогоришь. Научили думать о развитии, постоянно вносить в дело что-то новое. Понравилось, всё получается!


Юля Буланцева, 10 класс:

- Я люблю детей и обожаю рисовать. Поэтому решила раскрашивать детские мордашки. Это и творчество, и дело по душе. Но подкреплённое знаниями о расходах и доходах, грамотных закупках расходных материалов. Важно, что мой маленький и, замечу, удачный опыт вполне может стать большим, серьёзным делом. В любом случае, это неоценимый жизненный опыт, который всех нас сделал взрослее.

«ЧР» № 50 от 30 июня 2015г.

Новости по теме: