Эффект Моцарта

Дата публикации: 02.10.2014 - 06:17
Автор:
Просмотров - 793

alt

Эффект Моцарта

С Полиной Паниной, ученицей школы №4, которая в этом году стала призером Всероссийского конкурса школьных проектов «Система приоритетов» и участницей Летней образовательной школы для одаренных детей «Лифт в будущее», встретиться получилось не сразу. Это и понятно, выпускной класс – горячая для школьников пора. Для тех, конечно, кто к учебе и к выбору будущей профессии подходит серьезно. Полина как раз из таких. И ее совсем не страшит гранит науки, а исследования и занятия в лабораториях она находит очень интересными. И поступать решила в ФСУ, чтобы в будущем стать… инженером. 

Только не подумайте, что она похожа на сухаря-ботана, какими почему-то принято представлять умных и дисциплинированных детей. Полина - очаровательная хрупкая девушка, которая любит общаться со сверстниками, слушать музыку, а из школьных предметов – физику, литературу и биологию. И свой проект она написала под руководством учителя биологии Оксаны Викторовны Ельчаниновой. О том, что же это за работа, которая заинтересовала жюри такого серьезного конкурса, и как стать участницей Летней научно-образовательной школы, Полина рассказала при встрече.

- Написать проект предложила Оксана Викторовна. Она учит нас получать знания не в готовом виде, а с помощью исследований. Тему выбрали «Влияние музыки на живые организмы. Эффект Моцарта».

Над ней мы работали год, я ставила опыты, фиксировала результаты, вместе анализировали.

- Если в двух словах, в чем смысл исследований?

- Объектами исследования были цветок гиацинт, пекарские дрожжи, кресс-салат и человек. Я воздействовала на них классической музыкой Моцарта и рок-музыкой группы «Рамштайн». Интереснее всего было работать с гиацинтами. Пять одинаковых по размеру луковиц посадила в горшочки, взяв один и тот же грунт. Условия содержания тоже не отличались. Каждый день я уносила в соседнюю комнату два горшка и включала композиции Моцарта на час. Затем меняла местами, и звучал рок. Пятый горшочек был контрольным. В результате, те, что «слушали» Моцарта, зацвели раньше, завяли позже и были выше, чем те, что «слушали» «Рамштайн». И даже лучше контрольного цветка.

Исследовательскую работу вначале представила на городской конференции в Черногорске, на Юношеских чтениях исследовательских работ имени В.И. Вернадского в Абакане и приняла участие в конкурсе, который проводил заповедник «Хакасский». Но в десятку авторов лучших исследовательских проектов, увы, не вошла. Однако, Наталья Васильевна Ратахина, которая в нашей школе курирует исследовательскую работу, предложила принять участие во Всероссийском конкурсе школьных проектов «Система приоритетов». Он проходил в три этапа. Нужно было написать сочинения на тему «Кем я хочу стать», «Что я смогу сделать для своего региона», и третий – предоставить исследования. В результате я стала призером конкурса. Было приятно, но, как говорится, стала и стала. Начались летние каникулы. И вдруг звонит Оксана Викторовна и сообщает, что, оказывается, приз за лучшие проекты – путевка в Летнюю научно-образовательную школу «Лифт в будущее». Предложили на выбор Уфу и Ковров Владимирской области. По датам больше подошла вторая.

Путешествие получилось увлекательным. Вначале - самолетом в Москву, затем поездом до Коврова. Даже вышла смешная история. У нас как раз стояла 30-градусная жара, и я с самолета вышла в шортах и в шляпе, а в Москве - плюс семь. Ребята с удивлением поинтересовались, откуда прилетела, а когда объяснила, что из Сибири, удивились еще больше. Почему-то все, кто живет до Урала, до сих пор думают, что у нас всегда морозы и медведи по улицам ходят!

А вообще ребята собрались со всей России, но нас, сибиряков, было только трое – я, девочка из Красноярска и мальчик из Якутии. Занятия в школе длились 20 дней.

- И чем вас «мучили»?

- Нас сразу поделили по направлениям. Я попала в группу «Экология и природопользование». Еще были группы «Транспорт», «Энергетика» и «Телекоммуникации». Вожатые – студенты вузов, педагоги – профессора, ученые, бизнесмены, преподаватели университетов Москвы, Питера и других городов. Нашим направлением руководил Андрей Аркадьевич Третьяков. В обычной жизни он работает в институте опережающих исследований им. Шифферса в Москве.

Всего школа объединила 150 детей – победителей различных олимпиад и конкурсов научно-технического направления.

Расквартировали школу в «Лесном городке» – детском оздоровительном лагере в стиле СССР – со скульптурами времен советской эпохи. Очень необычно, но в этом есть своя изюминка.

Было много интересных мероприятий, в основном мы работали - проводили научные исследования, занимались в лабораториях, были участниками различных курсов. Я, например, прослушала мини-курс по микробиологии.  Уже на следующий после заезда день кураторы объяснили, что нужно выбрать проект и завершить его к окончанию сезона. Проект должен был решать какую-либо проблему местности, где мы находились, – Владимирской области. Я решила участвовать в разработке темы «Модернизация машиностроительных заводов».

- Ого!

- Это было интересно, тем более дополнительным предметом на ЕГЭ я выбрала физику. А тут все взаимосвязано.

- И какие проектные задачи вы должны были решить?

- Вначале поставили цель познакомиться с работой машиностроительного завода «Геомаш». Встретились с представителем завода, который подробно рассказал о производстве, о том, что делают для сохранения экологии, ответил на вопросы.

В работе над проектом мы предлагали свои пути решения, например, использовать специальные фильтры очистки, сделать замкнутый круг водосбора на предприятии. Нас выслушивали специалисты, давали советы, что-то и критиковали.

Чтобы посмотреть, над чем еще, помимо этого исследования, работали юные мозголомы, редакция запросила в интернете информацию и выяснила, что итогом их 20-дневного труда стала выставка-защита «Юниор-Экспо», на которую участники школы «Лифт в будущее» представили около 30 проектов. Среди них - разработки по моделированию спонтанного возгорания свалок ТБО и исследованию влияния продуктов неполного сгорания на биоценоз почвы, по биоиндексации загрязнения почвы дождевыми червями, проект системы очистки гелия от радиоактивных газов для газоохлаждаемых атомных реакторов и аутентификации пользователей по биометрическим параметрам (инженерное решение) и многие другие. Если честно, язык сломать можно, только выговаривая названия!

Проект, над которым трудилась Полина с новыми товарищами, выдержал испытания на актуальность, значимость для развития Владимирской области и отраслей российской экономики в целом, инновационность, реализуемость и прошел отборочный тур. Провести презентацию поручили Полине в паре с коллегой по исследованиям.

- Волновалась?

- Еще бы! Аудитория собралась серьезная – руководители ведущих заводов, «АФК-системы» - крупной финансовой компании, в которую входят «МТС», «Башнефть», «Микрон» - и других организаций, работающих по инновационным направлениям. Они, кстати, были спонсорами конкурса.

- Выдержала, не растерялась?

- Выдержала! Меня отметили дипломом как активного участника Летней школы.

- А что еще, кроме работы над проектом, запомнилось?

- Было много интересных встреч, экскурсий. Например, с ученым, который разработал свою вермитехнологию.

- «Верми», я так понимаю, от английского «worm» - червь?

- Да, и экскурсия на ферму, где разводят дождевых червей.

- Девчонки, поди, в обморок падали при виде червяков?

- Не-ет! Раскапывали грунт, доставали их, фотографировали. Кто-то даже целый пакет набрал, чтобы в лагере изучить технологию выращивания и дома разводить!

- То есть вели себя как настоящие ученые?

- Вот именно.

Еще нам показали теплицы этой вермифермы. Помидоры просто поразили. Там у растений высота больше нашего роста и стволы во-от такие. Если честно, то в Хакасии подобных пока не видела.

Было несколько запоминающихся экскурсий. Одна из них - в город Ковров, на завод имени В.А. Дегтярева. Это знаменитый конструктор стрелкового оружия, и в Коврове его именем, кроме завода, названы улица, академия и даже парк. Жаль только, хотелось пройти по цехам, но большую часть экскурсии провели в заводском музее. Там было на что посмотреть, но мне больше интересен процесс производства.

А поездка в Суздаль - это что-то волшебное!

- Что самое главное ты почерпнула в школе?

- Главное – нас научили ставить цели и несмотря ни на что искать решения. Ведь из любой ситуации есть как минимум два выхода. А еще, не ждать готовых знаний, а добывать их самим.

Организаторы Летних межрегиональных научно-образовательных школ «Лифт в будущее» решили, что проходить они должны в российской глубинке. И в этом есть смысл, ведь наша страна настолько велика и разнообразна по природе, экономике, культуре населяющих её народов, что любое путешествие для юных исследователей само по себе становится открытием. Да и ребята-участники тоже в основном из глубинки. И наш Черногорск, если посмотреть на карту, далек от столицы. Но главное не то, где живешь и учишься, а как! Если без конца сожалеть, что далеко мы от центров, от цивилизации, и ничего не делать… И в этом плане успех Полины нагляден – бить баклуши можно и в Москве, а добиваться чего-то и в нашем маленьком городке, было бы желание. А еще Полине повезло с наставниками, и в заключение беседы она сказала большое спасибо руководителю проекта Оксане Викторовне. 

Умных и талантливых детей у нас много. Они открыты, искренни и убеждены, что лучшее - впереди. Главное, чтобы их вовремя поддержали и направили, и тогда будет кому строить наше будущее.

Марина ЗАДОРОЖНАЯ, «ЧР» №97 от 25 сентября 2014 г.

Новости по теме: