Душа яснее, зорче глаз

Дата публикации: 17.11.2015 - 06:35
Автор:
Просмотров - 1005

alt

Талантливый черногорский композитор встретил юбилей

Музыка. Как композиторам удаётся создавать её? Как она рождается в этих людях, дающих возможность всем остальным узнать иной чудесный мир - мелодий и звуковых гармоний? Да и где живут его представители, обладающие музыкальным, да ещё и сочинительским талантом?

Оказалось, что и в нашем Черногорске, весьма удалённом от филармоний и оперных залов, жили и живут талантливые самородки.

«Держи, сынок, баян!»

Сегодня композитор Михаил Прокопьевич Першин живёт, отдалившись от современных городских мероприятий, - возраст и здоровье берут своё.

Талантливый музыкант - почти ровесник Черногорску, его судьба и история города навеки связаны. Это было время бурного развития многоотраслевой промышленности, все это - благодаря труду и энтузиазму целого поколения людей, которым «песня строить и жить помогала».

Михаил Прокопьевич Першин родился 18 ноября 1940 года в посёлке Мазульского рудника, Ачинского района, там прошло его детство, а также школьные годы. В своих воспоминаниях он писал: «Детство моё прошло на улице Ленинской. Мать в Отечественную войну работала откатчицей. В свои тридцать лет она выглядела сильной и разворотливой. Отец мой был всего-навсего плотник и столяр».

Прокопий Савельевич, отец Михаила, был к тому же, как и многие сибирские мужчины, охотником и рыболовом, а ещё прекрасным гармонистом. В ранние годы он и научил сына игре на гармони, а на шестнадцатилетие подарил ему первый баян.

Семнадцатилетним пареньком Михаил, окончив шестимесячные курсы баянистов в Абаканском областном Дворце культуры, приехал в шахтёрский Черногорск учиться на машиниста электровоза. Своё увлечение музыкой он ещё не считал основным делом всей жизни, и потому поступил в черногорское ГПУ-1. В этом учебном заведении произошли многие знаменательные встречи и события. Михаил познакомился со своей будущей женой Тамарой Емельяновной Фещенко. Вместе они занялись художественной самодеятельностью: Тамара любила танцы, Михаил - хор. Одним из первых, кто разглядел в юноше большой музыкальный дар, был директор училища Андрей Геннадьевич Матвеев, именно он посоветовал Михаилу в дальнейшем поступить в музыкальное училище.

Трудовому Черногорску требовались не только профессионалы в шахтах и на промышленных производствах, но и в сфере культуры и искусства. В одарённых музыкантах город нуждался не меньше, чем в машинистах электровозов. В 1959 году Михаила Прокопьевича назначили аккомпаниатором в танцевальный коллектив Дворца пионеров, и это стало началом его творческой деятельности.

И «Лира» его зазвучала

Город рос, строился. Черногорцы ударно трудились и славно отдыхали, многие учились музыке и пели в хорах. С каждым годом увеличивалось число коллективов, с которыми работал музыкант Першин: в 1960 году завязалась дружба с кружком баянистов, в 1961 году - с эстрадным оркестром в ДК им. Луначарского. Он не только аккомпанировал и руководил музыкальными коллективами, но и сам активно учился играть на различных инструментах - на фортепиано, скрипке, многих народных, духовых и эстрадных.

Со временем музыкант понимает, что краткосрочных курсов и самообразования ему уже недостаточно для полной реализации творческих идей. В 1962 году, будучи женатым и имея маленькую дочь, Михаил Прокопьевич поступает в Красноярское музыкальное училище на заочное народное отделение. В этом же году его назначают руководителем струнного оркестра черногорского Дворца пионеров. Работоспособность и талант одарённого музыканта, кажется, не имели границ. В этот период композиторские способности у студента Першина заметили преподаватели Красноярского музыкального училища, прослушав концерт для баяна и фортепиано, дали профессиональную оценку, компетентно указали на ошибки. С того времени началась композиторская деятельность. Большую помощь молодому автору тогда оказывал преподаватель музучилища, красноярский композитор Борис Федорович Веселков.

Окончил музыкальное училище М.П.Першин в 1967 году, получив диплом по специальности «Преподаватель музыкальной школы по классу баяна. Дирижёр струнного оркестра».

Михаил Прокопьевич - энтузиаст, как и многие из его поколения, он постоянно стремился к чему-то новому. Его биография - это целая эпоха.

В 1970 году он организует первый в городе вокально-инструментальный ансамбль «Лира», не только руководит, но и сам пишет песни для репертуара. На абаканском областном телевидении с 1969 по 1972 год проводились творческие конкурсы вокалистов, солистов ВИА, композиторов Хакасии и Красноярского края. ВИА «Лира» становится ежегодным лауреатом этих конкурсов.

Не человек - клад

Одарённая натура этого человека находила темы для музыкальных произведений буквально во всём. Так начало строительства Красноярской ГЭС вдохновило к написанию первого балета «Енисей зажигает огни». В творческом содружестве с заслуженным работником культуры РСФСР, балетмейстером Ириной Семеновной Манькиной было написано и поставлено на сцене ещё четыре балета - «Стрекоза и муравей», «Жар-птица», «Снежная королева», «Три толстяка».

В своих интервью Ирина Семеновна рассказывала: «Михаил Прокопьевич для нашего коллектива - просто клад. Хотите знать, как нами создается балет? Сначала я составляю либретто, потом обсуждаем его вместе с Михаилом Прокопьевичем. Музыка пишется по частям. Я даю заказ на ближайший номер, описываю его в общих чертах, и Михаил Прокопьевич готовит музыку для этой части балета. Он хорошо чувствует характер танца, драматургию балетного спектакля».

Очень плодотворным был период работы М.П.Першина в должности директора ДК «Юбилейный» с 1973 по 1977 год. Он вёл хор «Россиянка» в ансамбле танцевального коллектива народного танца, возглавляемого Валерием Кузиным. Под руководством Михаила Прокопьевича большую концертную деятельность осуществляли эстрадно-симфонический оркестр и детский ансамбль «Счастливое детство». Он также продолжал работу с детским струнным оркестром ДК им. Луначарского.

Семидесятые годы прошлого века для нашего города были пиком расцвета самодеятельности на промышленных предприятиях города, почти все они имели многочисленные творческие коллективы. Ежегодно проводились смотры и конкурсы. Михаил Прокопьевич являлся художественным руководителем народного хора завода ХКСМ с 1977 по 1979 год. На творческом концерте в ДК «Юбилейный» в 1979 году областной комитет профсоюзов наградил М.П. Першина медалью «За заслуги в художественной самодеятельности профсоюзов». Большой вклад Михаил Прокопьевич внёс в развитие народного ансамбля песни и танца комбината «Искож», являясь его художественным руководителем с 1979 по 1983 г.

И мысли светлые, и слух острый

Богата и разнообразна творческая палитра композитора М.П.Першина, кроме пяти балетов было написано множество пьес для духового оркестра, струнного оркестра, десятки песен для взрослых и детских хоров, произведения для эстрадного оркестра, музыка для народного танцевального коллектива.

С распадом самодеятельных коллективов завершилась музыкальная авторская деятельность черногорского композитора. С 1985 года Михаил Прокопьевич начал заниматься литературным творчеством. Человек с богатой биографией и активной жизненной позицией много размышлял, и это легло в основу его стихов и прозы. М.П.Першин пишет рассказы «Фёдор Хлебов», «Таёжный скиталец», «На охоте» и другие. Более глубокие размышления рождают пять романов. Его личные переживания, выраженные в поэтических строчках, близки и понятны любому поколению читателей:

Идут года светло

и круто.

И наступает

в жизни час -

Вторым дыханием,

как будто,

Душа яснее,

зорче глаз…

Биография Михаила Прокопьевича примечательна ещё и тем фактом, что в жизни он - примерный семьянин: прекрасный муж и любящий отец троих детей. В своих рукописях он делится собственным родительским опытом: «…Во всём действуй собственным примером. Добиться можно лишь того, что делаешь сам. Я с шестнадцати лет занимался музыкой. У меня прекрасный музыкальный слух. У моих детей музыкальный слух только у двоих. У третьего ребёнка он отсутствует. Поэтому старшая дочь пошла по моим стопам, став творческим работником - балетмейстером. Сын играет на гитаре и поёт, а вот третья дочь стала поваром, что тоже неплохо. Поэтому считаю, что личный пример, зовущий к подражанию, - единственный способ завоевать уважение, не прибегая лишний раз к власти».

Спасибо за талант!

Когда я познакомилась с биографией Михаила Прокопьевича, мне вспомнились строчки стихотворения Бориса Пастернака, которые стали своего рода кодексом творческих людей:

Быть знаменитым

некрасиво.

Не это подымает

ввысь.

Не надо заводить

архива,

Над рукописями

трястись.

Цель творчества -

cамоотдача,

А не шумиха,

не успех…

Поэт написал это в 1956 году, в тот год, когда Мише Першину отец подарил первый баян. Не довелось спросить у композитора, читал ли, слышал ли он когда-нибудь эти строки, но жил он всегда согласно им. - не гнался за славой, балеты, поставленные на его музыку, с успехом шли не только в Черногорске, но и в других городах. Об успехе балетной труппы писали много, а композитора указывали одной строкой: «…музыку к постановке написал местный композитор М.П. Першин».

Михаил Прокопьевич по-пастернаковски самозабвенно отдавался творчеству, много писал и мало беспокоился о сохранности рукописей. Поэтому произведения, некогда успешно исполняемые на различных творческих площадках, концертных сценах, в производственных цехах, безвозвратно утеряны.

Хотелось бы о многом спросить у скромного музыкального деятеля нашего города, но он болен, ни с кем не встречается. Из первых уст, что называется, не получилось…

Поздравляем Михаила Прокопьевича с его 75-летием, желаем ему здоровья и благодарим за его творчество.

Елена САЧЕК, «ЧР» № 90 от 17 ноября 2015г.

Новости по теме: