Дорога длиною в 15 лет

Дата публикации: 26.12.2014 - 02:18
Автор:
Просмотров - 798

altalt

«Восточно-Бейский разрез» довольно хорошо знаком немалому числу черногорцев, ведь уже много лет горняки нашего города работают на этом предприятии. Казалось бы, что ВБР совсем недавно появился на свет, а между тем, с момента основания прошло уже пятнадцать лет. 17 декабря на разрезе торжественно отметили юбилей.

НЕЛЕГКИЙ СТАРТ

Становление предприятия пришлось на сложное время. В 1987 году завершилась разведка участка «Чалпан» Бейского каменноугольного месторождения, запасы которого оценили в 521 миллион тонн угля. И началось строительство разреза. С первых дней ВБР на нем трудился Виктор Янцижин, в настоящее время являющийся заместителем исполнительного директора по производству ООО «СУЭК-Хакасия», и он вспоминает, что в те годы коллектив состоял всего из семи человек, строительными же работами в основном были заняты подрядные организации.

Да что говорить, тогда даже техники своей не было, два экскаватора и пара БелАЗов, взятых в аренду, вот и весь машинный парк предприятия. Как это не похоже на сегодняшнюю картину разреза, где работают десятки единиц самой современной и высокопроизводительной техники! Впрочем, не будем забывать, что становление «Восточно-Бейского» пришлось на тяжелые годы в истории нашей страны, в 90-х предприятия все больше прекращали свое существование, чем строились и развивались. Так что упорством горняков ВБР можно только восхищаться, не опустили руки, продолжали начатое дело, искали различные возможности для роста.

В конечном итоге положение стало получше, пошел уголь, отметили первую миллионную тонну, а в карьере стали работать автосамосвалы, шагающий экскаватор, карьерные экскаваторы. Коллектив предприятия увеличился до 625 человек.

Новый этап в истории разреза начался с переходом в сферу влияния СУЭК. По инвестиционной программе стала поступать более современная техника, и для начала удалось отказаться от устаревших 40-тонных БелАЗов, сейчас их даже на вспомогательных работах сложно встретить, а ведь  они были важным звеном технологической цепочки по добыче «черного золота». Так в карьере появились 55-тонники, вступил в строй новый погрузочно-складской комплекс, который позволил улучшить качество отпускаемого потребителям угля.

В 2008 году на «Восточно-Бейский» пришли первые 130-тонные БелАЗы. За ними - очередь импортных экскаваторов, бульдозеров, погрузчиков. 

- Изменения технологии работы, освоение новой высокопроизводительной экскаваторной  техники «Liebherr» и «Komatsu», большегрузных автосамосвалов БелАЗ, - говорит заместитель исполнительного директора по персоналу и социальным вопросам Светлана Стребкова, - привели к выводу из производственного процесса устаревшего оборудования  экскаваторов ЭКГ-5А, ЭКГ-8И, 55-тонных автосамосвалов, росту производительности труда и уровня заработной платы работников.

Надо сказать, что коллектив предприятия не подвел руководство, доверившее ему современную и дорогостоящую технику, работники доказали, что могут аккуратно и очень эффективно использовать ее. По  результатам производственных соревнований к Дню шахтера за высокие показатели в труде в разные годы удостоены наградой - автомобилем - 16 мастеров своего дела!

Бригада Виктора Бычкова смогла удивить не только коллег, но и зарубежных производителей техники. В начале этого года экипаж стал работать на новом экскаваторе «Komatsu» РС-3000. И уже  через два месяца установил мировой рекорд экскавации горной массы  624,6 тыс. куб. м. Компания «Komatsu» официально подтвердила, что достигнутый результат является рекордным для техники этого класса.

ПОИСК ГРАМОТНЫХ РЕШЕНИЙ

Сегодня на «Восточно-Бейском разрезе» трудятся горняки из Бейского и Алтайского районов, Черногорска и Саяногорска.

- На нашем предприятии постоянно проходят практику студенты Черногорского горного техникума и училищ, - поясняет заместитель исполнительного директора по персоналу и социальным вопросам Светлана Стребкова.  В Сибирском Федеральном университете, за счет предприятия, по специальностям маркшейдерское дело, открытые горные работы, управление качеством и взрывное дело прошли обучение пять человек. Руководящий состав предприятия регулярно посещает другие разрезы для обмена опытом. Налажены прочные партнерские связи с ООО НИИОГР. Специалисты активно участвуют в образовательных программах СУЭК, Корпоративного университета, обеспечивающего непрерывное повышение квалификации всех групп сотрудников и формирование нашего кадрового резерва.

На разрезе уже давно стремятся наладить более тесное взаимодействие между рабочими и инженерами. Одна из новых форм  «Школа горного мастера». Здесь на встречах анализируют каждый случай простоя оборудования, ищут причины вынужденной остановки.

- Мы более глубоко стали разбираться в производственных процессах, упор сделали на организацию труда, - комментирует заместитель исполнительного директора «Восточно-Бейского разреза» Федор Мухин. - Все наши программы, которые были составлены на год,  выполнили. И по добыче, выдав на-гора более 2,8 миллиона тонн, и по вскрыше, более того, нам удалось сверх плана дать 3 млн кубометров экскавации горной массы, и это при том, что свыше запланированных расходов на вскрышные работы мы не затратили ни копейки. Это результат пересмотра технологических процессов, сокращения простоев, оптимальное использование горно-транспортного оборудования. Мы искали резервы и нашли. Работа очень серьезная, кропотливая, ежедневная.

Другое нововведение, призванное усилить обратную связь между руководством и рабочими, ежемесячные выборные совещания. На них люди задают различные волнующие их вопросы, начиная от бытовых, заканчивая производственными. Предлагают свои варианты решения актуальных проблем, обсуждают недостатки в работе. А на следующем отчетном собрании руководство докладывает коллективу об итогах работы за минувшее время, отчитывается, как были решены вопросы, о которых говорили месяц назад.

 

alt

И НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК ПО ПЛЕЧУ, ЕСЛИ ДЕЛО ТРЕБУЕТ

- Мы не то что стали жить богаче, а начали более рационально использовать свои ресурсы, и эффективность сразу видна, - говорил три года назад один из ветеранов разреза. - Выстраивается цепочка: начиная от качественного проведения ремонта и техобслуживания, заканчивая сокращением времени простоя. Вообще, привносится творческая нотка в процесс производства, а это дает экономический эффект. Наша задача - вовлечь в творческий процесс стандартизации весь коллектив предприятия. Мастер или инженер может не увидеть мелочи, а работник на месте подскажет, где получился пробел.

В качестве характерной иллюстрации этого подхода можно привести ремонтно-механический участок. Он, как и весь разрез в целом, претерпел значительные изменения в последние годы, ведь с поступлением новой техники приходилось заново учиться и рабочим.

- Когда к нам пришел первый экскаватор «Либхерр», то в течение года на услугах проводилось сервисное обслуживание компании, - рассказывает начальник ремонтно-механического участка Василий Пипичев, человек, который работает на ВБР с самого основания разреза, - пока их специалисты работали, мы присматривались, изучали, что и как они делают. Изучали весь процесс ремонта машины. И теперь мы производим сами большую часть  ремонтов. Конечно, есть сложности. С одной стороны, недостаточность практики, с другой, отсутствие технической документации. На русском языке приходят, по сути, рекламные каталоги, в них нет алгоритма ремонта, не то что на российскую технику. Поэтому пришлось самим этим заниматься. А так как вся документация на техническом немецком языке, конечно, проблемы есть. Ведь нет хороших словарей технических терминов, приходится все самим делать. Вместе с механиком составляем технологические карты по видам ремонтных работ.

- Особое внимание мы обращаем на качество нашей продукции, - подчеркивает Федор Мухин.  Мы считаем, что уголь должен добываться того качества, который дала матушка-природа. Для этого разработана технология, особый акцент делаем на добыче крупносортового угля, на него большой спрос. Для этого нужно обеспечить соответствующее проведение буро-взрывных работ, выемку угля и доставку его из карьера на дробильно-сортировочный комплекс с последующей отгрузкой потребителю. Усовершенствовали ДСК, установили еще один конвейер, который позволил исключить попадание мелких фракций в крупнофракционный уголь. Хотелось бы отметить, что благодаря внедрению «Модуля управления качеством» на основе АСД «Карьер» в течение года наблюдалась положительная динамика по обеспечению показателей качества отгружаемой продукции, и это позволило получить дополнительную прибыль.

Каждое из усилий, нацеленное на увеличение добычи, на рост производительности труда, на более эффективное применение техники, дают свои положительные результаты, которыми по праву может гордиться коллектив. Ведь посмотрите, перевыполнение плана по вскрышным работам на три миллиона кубометров вплотную приблизило коллектив к отметке в 15 млн куб.м экскавации горной массы за год. Начиная с годовой добычи в 61 тысячу тонн, сегодня разрез выдает на-гора около трех миллионов. А производительность труда, в 2003 году составлявшая 185 тонн на человека в месяц, по итогам прошлого года достигла 546 тонн!

Валентина

СОСНОВСКАЯ,

«ЧР» № 122 от 25 декабря 2014г.

 

Новости по теме: