Дольше и строже

Дата публикации: 14.10.2014 - 03:47
Автор:
Просмотров - 868

alt

или Чем грозят новые правила обучения будущим водителям

Еще весной среди тех, кто собирался пойти учиться «крутить баранку», поползли слухи о том, что «скоро в автошколах все будет по-новому»: за партами вместо двух месяцев придется просидеть полгода, экзамен усложнится до невозможности и оплата за обучение повысится раза в два, как минимум. В середине августа вступили в силу новые правила обучения в автошколах. Водителей теперь действительно будут учить дольше и строже. Подробности рассказала руководитель частного образовательного учреждения ЧОУ «За рулем» Н.И.Шушеначева.

Никогда не поздно, но лучше раньше

С момента вступления новых правил, то есть с 11 августа, деятельность автошкол практически приостановлена - набор учеников идет, однако учебный процесс, несмотря на волнения и вопросы будущих водителей, никак не может начаться. Причина такова: если раньше автошколы тесно работали с Министерством образования и науки, и именно оно утверждало их программы профессионального обучения водителей, то теперь это делает ГИБДД. Именно ГИБДД, тщательно изучив представленные документы, должна выдать автошколам заключение о том, что их программы и материально-техническая база соответствуют требованиям.

Теоретически это сделано ради благой цели. Раньше лицензии на обучение выдавались только на основании документов. Никто в автошколы не выезжал и ничего не осматривал. Из-за этого появилось много учреждений, где теорию, в связи с отсутствием необходимых материалов, объясняли на пальцах или не объясняли вовсе, просто продавая свидетельства об окончании автошколы. Практически дело встало из-за бумажной волокиты.

- В нашей республике работают 49 автошкол, и все попали в одинаковую ситуацию, - рассказывает Наталья Ивановна. – Автошкола предоставляет ГИБДД свою образовательную программу, та в течение 30 дней рассматривает, и, если находит недочеты, возвращает на доработку. Школа исправляет ошибку и возвращает программу в ГИБДД. Снова начинается тридцатидневный отсчет. А недочеты, скорее всего, будут в любом случае в связи с большим количеством новых требований к автошколам.

Психолог вместо аппарата

Так, к примеру, одним из новшеств стало то, что каждая автошкола должна иметь аппаратно-программный комплекс для тестирования и развития психофизиологических качеств водителей. Аппарат дорогой, деньги на который может найти далеко не каждая автошкола. В этом случае в штате, помимо инструкторов, должен появиться психолог. Отсюда и новый курс – психофизиологическая подготовка водителей.

Изменились требования к работникам автошколы. Инструкторы должны иметь образование не ниже средне специального. Да и повышать квалификацию теперь нужно раз в три года, а не в пять лет, как было ранее.

Автомат против механики

О разделении «автоматическая-механическая коробка передач»Â  раньше и речь не шла. Схема была проста: без разницы, на чем учишься – на «автомате» или на «механике», в дальнейшем ты все равно будешь ездить и на том, и на этом. Если сможешь, конечно. Сегодня будущий водитель должен заранее решить, что ему ближе и «на чем он будет учиться». Потому что в дальнейшем он сможет управлять либо только «автоматом», либо только «механикой» - об этом будет говорить соответствующая пометка в удостоверении. С ней водитель не сможет сесть за руль автомобиля с механикой. Впрочем, если понадобится, он может повысить квалификацию, пройдя довольно краткий курс в автошколе и снова сдав экзамен в ГАИ, на сей раз на машине с механикой.

Кстати, «механику» придется осваивать на два часа дольше – программа уделяет ей 56 часов, «автомату» - 54.

Часовой механизм

Произошла чехарда с учебными часами. Если раньше той же медицине уделялось 24 часа, то новые правила сократили их до 12. Половину тем просто исключили, оставив лишь то, что касается первой помощи при ДТП.

В целом больше стало теории – 138 часов вместо 106. Из-за этого не сможет не возрасти оплата обучения – в черногорских школах она увеличится примерно на 25%.

- Увеличение количества часов не означает, что учеба растянется на полгода. Количество дней, в принципе, не увеличилось. Однако изменилась дневная нагрузка: если раньше занятия длились 2-3 часа ежедневно, то в связи с новшествами она возрастёт до четырех. 

Учебный процесс может занять больше времени разве что из-за уроков вождения. Раньше ученикам разрешали садиться за руль чуть ли не в первый день обучения, что позволяло параллельно получать и теоретические, и практические навыки. Сейчас новые требования четко диктуют и новые установки - нельзя допускать курсантов к вождению, пока не выучат правила дорожного движения. Следовательно, о «параллельности» можно забыть.

Загадочный экзамен

- На днях ДОСААФ России уведомил о том, что согласно словам заместителя Министра образования и науки Российской Федерации, наличие новой программы, утверждённой руководителем образовательной организации, то есть автошколы, уже является условием для набора учеников и начала занятий, - говорит руководитель частного образовательного учреждения ЧОУ «За рулем». – Получается, затяжное получение заключения ГИБДД не должно тормозить учебный процесс.

Однако никакие официальные документы данное сообщение пока не подтверждают. К тому же до сих пор неизвестно, как, в связи с новыми правилами, в ГИБДД будут принимать экзамены. А эта информация автошколам нужна особо - в зависимости от каких-либо изменений в методике приема экзамена могут измениться и некоторые пункты самой образовательной программы.

Словом, пока над сферой обучения автомобильному ремеслу повис большой вопрос – многое неясно, что-то требует доработок, а что-то – элементарно времени. Однако предполагается, что, когда «переходный период» минует, благодаря ужесточению правил обучения в автошколах добросовестных и грамотных водителей станет больше, а аварийность на дорогах ощутимо снизится.

Вера ГЕРАСИМЕНКО, №100, 7 октября 2014 г.

Новости по теме: