Днем с огнем искали ямы, ночью нашли, да как рассмотреть?

Дата публикации: 29.09.2015 - 08:05
Автор:
Просмотров - 594

alt

- А депутат Госдумы-то совсем молодой! - шептались журналисты, когда недавним студёным утром к пишущей братии вышел Александр Васильев в сопровождении пяти единомышленников из общественного движения «Убитые дороги».

- Вы откуда? - Посыпались вопросы.

- Псковские мы!

- Шутит? - Переглядывались коллеги.

Нет, не шутил. Действительно, «бригада», которая передвигается по стране в расписанном вдоль и поперёк микроавтобусе - из Пскова. Именно там начиналась бурная деятельность активистов, обычных парней, ратующих за качественные дороги. Одними из первых они, организовавшие реально действующее общественное движение, вступили в Общероссийский народный фронт (ОНФ), и вот уже в который раз отправились по стране - где, как в детской считалке, «по кочкам, по кочкам», где - по шикарным гладким трассам. Цель - посмотреть на дороги собственными глазами, зафиксировать нарушения, а после предоставить информацию, куда положено.

В Хакасии дорожная инспекция прокатилась по улицам Абакана, добралась до СШ ГЭС и к вечеру наведалась в Черногорск.

Интервью представителя центрального штаба, руководителя дорожной инспекции ОНФ, создателя движения «Убитые дороги», депутата Госдумы Александра Васильева началось в Абакане возле школы №2, на краю ямы, образовавшейся на съезде с пришкольной территории на общую дорогу:

- Проект «Дорожная инспекция ОНФ» создан недавно. Общероссийский народный фронт - это общественная организация, которая контролирует исполнение указов президента. Как известно, В.Путин издал указ об удвоении объёмов ремонта и строительства дорог к 2022 году. Мы оцениваем качество исполнения этого указа, смотрим, насколько регионы готовы менять ситуацию, как они подходят к данной теме, кто в «отличниках», а кто - махровый «двоечник».

- На что конкретно обычно обращаете внимание?

- Есть четыре момента, которые у нас в зоне особого контроля. Первый - гарантийные дороги, которые были построены недавно. (От ред. - мы уточнили в Минтрансе РХ: существует распоряжение Минтранса РФ о том, что гарантия на верхний слой асфальто-бетонного покрытия должна быть не менее четырёх лет) Так вот в ряде регионов ведут речь о сроке в два года, а, к примеру, в Кызыле он составляет пять лет. Это срок, в течение которого подрядчик должен исправлять нарушения за свой счёт. Практика показывает, что около 70 процентов дорог после трёх лет эксплуатации находятся в плачевном, или, выражаясь официальным языком, ненормативном состоянии - появляются не только трещины и просадка люков, но и образуются ямы.

Второй важный момент - безопасность дорожного движения вблизи школ. Необходимо наличие ограждений, пешеходных переходов, обустроенных по всем правилам и освещённых, искусственных неровностей, сделанных по ГОСТам.

Третий - доступность социальных учреждений, прежде всего - больниц и поликлиник. Проверили наличие возле них парковок, оборудование зданий пандусами. К примеру, в Кызыле возле большого больничного комплекса мы увидели парковку на 150 машин… и лишь одно место для инвалидов. Причём, не обозначенное знаком. Выпадет снег - и этого места никто не увидит.

Разъяснения Александра продолжил его коллега в оранжевом дорожном жилете (использовать униформу при осмотре дорог - железное правило), который держал кусок доски с надписью: «Я плачу налоги - где дороги?!». Он положил доску в яму, её края сравнялись с неразрушенным асфальтом:

- Выбоина недопустимо большая, её надо срочно ремонтировать. Смотрите, чтобы оценить качество дорог, применяем нехитрые, примитивные инструменты - рулетку, рейку и вот эту колабашечку.

- Что-что?

- Это брусок, который сделан по размерам предельно допустимых дорожных ям, его параметры - 60/15/5. Дело в том, что когда в Пскове мы начинали описывать ямы, фотографировать их, было сложно по снимкам составить представление об истинных размерах выбоин. Вот и сделали такую штуковину. Прикладываешь к яме - сразу понятно, терпимая ещё пока ситуация с выбоиной или, если брусок проваливается, уже нужно бить в колокола, то есть писать заявления по инстанциям. В дороге нам встречались ямы, на которые можно было, как на смотровые в гараже, загонять машины для ремонта (в Якутии), и такие, когда, как говорится, ямы - «одна на одной», объезжать бесполезно.

- Как там ездят?

- Матерятся и ездят. Когда мы проинспектировали Северо-Запад страны, всех пугали дорогами Архангельска. Но то, что увидели в Иркутской области, буквально, положило на лопатки. Такую дорогу, как из города Братска Иркутской области в город Кодинск Красноярского края, видеть не доводилось. Там мы преодолели 309 километров… аж за 6,5 часа, - делился впечатлениями Александр Васильев. - А необычное название наш прибор общественного контроля получил с лёгкой руки корреспондентов журнала «Русский репортёр». Хотите - любой из вас может сделать такой и действовать. Инициатива приветствуется!

- Допустим, измерили, что дальше?

- Яму нужно сфотографировать с привязкой к местности, чтобы было понятно, где она находится. Заявление с описанием дорожного изъяна, подкреплённое иллюстрацией, отправляйте через сайт ГИБДД - там есть раздел для обращений граждан. На рассмотрение заявления отводится 30 дней, по истечении этого срока яма должна быть заделана. Если этого не происходит, следующее ваше заявление можно отправлять в прокуратуру.

- Но вам, наверняка, говорят, что, мол, денег нет, с бюджетом проблемы?

- Конечно, всегда говорили и говорят. Вопрос в том, какую политику выстраивают органы власти в отношении проблем, которые есть у людей. К примеру, в нашем родном Пскове изначально дороги делали так, что они через год - два разваливались. Мы начали вместе с представителями администрации, подрядчиками, журналистами выезжать на все гарантийные участки. Проводили комиссионный осмотр, писали и писали заявления, давили, не отступали. После того, как поменялся ряд руководителей, дело наладилось, дороги стали лучше. А вот в Чите столкнулись с такой ситуацией. Весной описали там колдобины да ямы, направили претензию официальным лицам насчёт исправления недостатков. Вскоре получили ответ, мол, всё сделано подрядчиком за его счёт, претензий к дорожным строителям больше нет. Когда нам отправляли этот ответ, наверное, думали, что мы больше «в том углу» не появимся. А мы приехали и проверили. Оказалось - воз там же, нас обманули. На гарантийных дорогах по-прежнему зияли огромные ямы. Теперь этим делом будет заниматься генпрокуратура. Пример о чём ещё говорит? Многие подрядчики в регионах как бы «свои», их не трогают. А раз так - новые дороги через пару лет разваливаются и никто не предпринимает усилий по их восстановлению. Вместе с тем, раз мы доверили представителям власти распоряжаться нашими налогами, они должны делать это эффективно. И не заниматься очковтирательством. В этом году мы легко меняем маршрут, можем от него отклониться. А раньше ездили (инспектировали не только дороги) по строгому графику. Так перед нашим приездом, было дело, ямы гравием присыпали, а когда проверяли, как работают комплексы с Вечным огнём, пламя в одном из посёлков перед нашим приездом загорелось, после отъезда погасло.

- Кто становится вашими единомышленниками?

- Простые неравнодушные люди, которые узнают о нас из разных источников, в том числе в соцсетях. Строим работу так, чтобы местные активисты могли к ней подключиться, владели инструментами общественного контроля (вы видели, они очень простые, было бы желание!) и добивались хорошего, гладкого асфальта.

По Абакану кортеж инспекторов и журналистов «катался» долго и упорно, а крупных ям всё не встречалось. Организаторы из местного отделения ОНФ сетовали: накануне общались с таксистами, обычными водителями, но…

В итоге нашли-таки подсевшие люки (по нормативам они могут быть ниже уровня дороги лишь на 3 см.), и некоторые участки дорог с трещинами, необработанными швами.

На вопрос о впечатлениях от поездок по столице республики А.Васильев ответил так:

- Положительные, потому что колобашку много где не могли положить. Несколько часов ездили по городским улицам, убедились, что в основном дороги отвечают нормативным требованиям. Это очень хороший результат, в Сибири ещё не видели города, где были бы такие дороги.

Впрочем, массу замечаний вызвали парковка и пандус возле абаканской городской поликлиники:

- Места для парковки инвалидов есть, но, допустим, человек выберется на коляске из машины… а на пути высокий бордюр. Его необходимо понизить до нормативных 1,5 см, чтобы можно было легко проехать ко входу. Пандус возле больницы длинный, удобный, но положено через каждые 9 метров иметь площадку для отдыха. Не каждому под силу «отмахать» 25 метров (длина обследуемого пандуса) без передышки!

Смеркалось, когда пятёрка смелых добралась до Черногорска.

Инспекторов ОНФ встретил молодой черногорец Иван, он и сопровождал поборников качественных дорог по нашему городу. Измерили ямы на ул. Чайковского (недалеко от стоматологической поликлиники), напротив налоговой инспекции, на остановочной площадке в районе бывшего камвольно-суконного комбината - и везде «доска позора» легко проваливалась в ямы. Проверяющие хотели ехать дальше, но были обескуражены опустившейся на город чернильной теменью. Позже на сайте ОНФ они о нас написали: «Под угрозой срыва оказался рейд инспекции ОНФ «Оценим качество дорог!» в городе Черногорске Республики Хакасия. Оказалось, что там практически не работает уличное освещение. Но даже в темноте инспекторы смогли разглядеть, что на дорогах имеются ямы, трещины и неровности, а тротуар во многих местах просто отсутствует».

После проверки инспекция ОНФ обратилась к местным активистам с предложением провести отдельный рейд по улицам города с целью выявления проблемных участков и составления полной картины состояния городских дорог.

- И всё-таки, Александр, ну почему «у них», за кордоном, всё гладко, а у нас - трещины да ухабы? Я накануне на объездной дороге, что проложена у нас вдоль кладбища, после дождя в такую яму угодила - бампер пришлось серьёзно ремонтировать.

- Разница - в количестве налогоплательщиков на погонный метр дороги. В Туве, к примеру, такие просторы, а сколько человек живут? То-то. И климат у нас не самый ласковый. Плюс материалы не везде используются инновационные, какие я видел за границей. К тому же правоохранители порой доказывают случаи воровства, несоответствия дорог необходимому госту. Но всё это вкупе не говорит о том, что наши дороги априори должны быть плохими. Нет, просто этой темой нужно заниматься. Она одна из наиболее заметных, болезненных, задевает всех.

Осматривая ночной Черногорск, завели речь о впечатлениях от  страны в целом: они сугубо тёмных тонов, или всё-таки с проблесками надежды?

- Трагичной ситуацию не назову. Просто плохое сразу бросается в глаза, об этом много говорим, чтобы обратить внимание. Хороших, достойных дорог немало.

- А где людям особенно тяжело жить, как показалось в ходе поездок?

- На наш взгляд, довольно тяжко - в Забайкальском крае, в моногородах, где обанкротились градообразующие предприятия. Многие деревни в упадке, то есть проблемные точки, конечно, есть. Когда в прошлом году ездили по стране, обращали внимание на качество жизни - на всё, что связано с указами президента. Заехали в одну из деревень Омской области, откуда бабушка жаловалась, что у них нет даже колонки с водой. Губернатор пообещал: всё сделаем, воду проведём. Подъезжаем - нам рассказывают, что ничего не изменилось, воду, причём не лучшего качества, как и раньше, привозит водовозка.

- Опять враньё! Наверняка сталкивались и с чем-то несуразным, обескураживающим.

- Было дело! Подъезжаем в прошлом году к паромной переправе, чтобы добраться до Крыма - и видим, что там очередь растянулась километров на 17 - примерно на пару суток. Говорим: что ж вы делаете? Зачем томить, раздражать людей, ведь им можно, к примеру, раздать билеты и сказать, к какому времени подъезжать, да чтоб не раньше. Они эти два дня провели бы в близлежащих городах, посёлках, поддерживая местный бизнес и настроившись на нормальную волну путешествий. Это вместо того, чтобы выставлять несколько постов ГАИ, создавать лагерь ЧС, срочно строить временные туалеты…

- К слову, о придорожном сервисе - тяжко в походе без элементарных бытовых удобств?

- Каждый, наверное, сталкивался с такими трудностями, никуда они, к сожалению, не делись. Самое интересное, что даже на платной трассе от Москвы до Сочи уровень сервиса… нулевой! Столкнулись и с проблемой, что редко на какой заправке могут заправить машину до полного бака - масса условий для этого. Где-то карточки в качестве оплаты не принимают, в иных местах сохранилась система, когда деньги для оплаты топлива надо засовывать в совок с длинной ручкой и разговаривать непонятно с кем, через затемнённое стекло.

- Где закончится ваш большой рейд?

- Он состоит из нескольких этапов. В июле побывали в Северо-Западном федеральном округе, в августе - на Урале и Дальнем Востоке. Затем проехали по Сибири (после Черногорска проверим Ачинск и другие сибирские города). В октябре доберёмся до Поволжья и Северного Кавказа, в ноябре побываем в центральной и южной частях страны, а завершить инспекцию планируем в декабре в Крыму.

- Об организационной стороне вопроса: как всё это стало возможным?

- Благодаря президентскому гранту.

- Много ли поломок пережили в пути?

- Лишь однажды пробили колесо, это было в Хабаровском крае. В отношении той дороги написали сразу три запроса: в ГАИ, администрацию, прокуратуру. Просили закрыть там движение автобусов, потому что 300 км - в ненормативном состоянии, нет связи, и когда мы там проезжали, видели ДТП с участием автобуса.

- Пусть все ваши колёса остаются в целости-сохранности! Скажите для черногорцев, если что, куда обращаться с жалобами?

- Если вопрос не решается на месте, пишите по адресу DOROGIRUSSIA.RU.

Марина КРЕМЛЯКОВА, «ЧР» №76 от 29 сентября 2015 г.

Новости по теме: