Девять плюс четыре

Дата публикации: 30.01.2014 - 06:59
Автор:
Просмотров - 937

alt

Умаровы, когда им на главной площади республики вручали, как многодетной семье, блестящий новенький микроавтобус («огромный, все войдём!»), приплясывали не только от щипучего морозца.

Ребятишки, как конфетти в своих ярких тёплых костюмах, облепили без пяти минут свою машину, взрослые, словно дети, не скрывали эмоций:

- Сегодня приезжайте к нам в гости, а?

 Их дом в Майском посёлке с улицы такой же, как все. А вот во дворе - свой ответ на квартирный вопрос. Шаг за калитку - и ты уже у тандыра, на стены которого лепят до сорока фирменных лепёшек одновременно. Чуть дальше, в глубине двора, в самом защищённом от ветров месте - подиум, оббитый ковровым покрытием: «Летом затягиваем каркас сеткой от комаров - получается беседка».

 Через большое пластиковое окно со двора видно, что у стола колдуют с тестом женщины. Незаметно сзади подбирается малыш, из тех, кто под стол пешком. Улучает момент - хвать уже раскатанный кусок теста - и дёру.

 Вошла в тепло, окутанное вкусными ароматами, все глаза-смородины устремились на меня. Так же, как в любом детском саду. Сколько их здесь? Не сосчитать!

- Пойдёмте в другой, гостевой дом, - это ко мне.

 «Другой» - тот, к которому пристроена беседка. Ух ты! Огромный зал, на стене - соответствующих размеров телевизор. Глазом не успела моргнуть - к дивану был придвинут стол, на нём появилась золотого цвета посуда с фруктами и орехами.

- Вот это, - показывает на сушёные абрикосы Мухабат, бабушка семейства, которую обычно представляют «бабой Машей», - надо есть штук по семь в день, для сердца. А вот и лепёшки. Горя-я-ченькие. - И убегает к внукам. А мы устраиваемся удобнее с только что вернувшейся с работы, то есть с рынка, мамой девяти детей Гульнарой. Для неё горячий чай как раз кстати.

 Быт

- Строили дома сами?

- Никого не нанимали! Снесли старые постройки и сделали всё, как нам надо. Хотите второй этаж здесь посмотреть? Муж шутил, мол, рассчитайтесь со мной за работу - это стоит столько-то! Он на объектах трудится, расценки знает.

- Зал такой большой…

- Сюда на праздники собираются все узбеки из города. Скоро Навруз, мусульманский новый год, приезжайте, весело будет, танцевать будем, вкуснятину попробуете!

- А 31 декабря Новый год праздновали?

- Конечно! Мы все праздники вперемешку отмечаем. Обычаи, традиции, законы того места, где живёшь, обязательно надо соблюдать.

 Каким ветром?

- В городе довольно много ваших земляков, большинство из которых, как и вы, из киргизского города Ош. У каждого - своя история, которая связывает с Черногорском.

- Первой в 1994-м сюда приехала наша мама Мухабат с братом - пробовать устроится, торговать. Конечно, не от хорошей жизни. До девяностых у нас можно было работать на заводах, фабриках. Делали сок, овощные консервы, много было разных предприятий, но они, одно за другим, стали закрываться. Что хочешь, то и делай! Позже начали разворачивать бизнес, но как? У нас почти у всех семьи огромные, и если кто-то организовывал дело, то брал на работу только родных. Куда - то пробиться, «встроиться» удавалось не всем. Люди стали массово уезжать в Россию на заработки. И если в родном городе отец на пушечный выстрел не подпускал меня к рынку (вообще никуда не выпускал до свадьбы), то здесь сама встала за прилавок - торговать фруктами, быстро освоилась, всему научилась. Но маме, как первопроходцу, пришлось сложнее, она тогда неделю на вокзале ночевала, пока не сняла в аренду недорогую комнату. После подъехали мы - дети с семьями, на всех арендовали четырёхкомнатную квартиру. В целом в аренде жили лет 17. И вот совсем недавно перебрались в свой дом. Купили его, добавив денег к материнскому капиталу. Надо же, какое хорошее дело придумали! Дом у нас сейчас для нескольких семей один, но мы уже купили квартиру, делаем ремонт, на новоселье приезжайте! Вообще закон такой: жильём молодые семьи обеспечивают родители жениха. Вот у нас в Киргизии есть дом, который построил отец мужа, сад он же для нас посадил. Мы туда раз в год приезжаем.

 Любовь-морковь

- Почему в Киргизии вас держали взаперти?

- Мальчишек воспитывают в относительной свободе, а девочек берегут до свадьбы. Моей старшей дочери 18 лет (младшей - год и три месяца, девочка, пока мы разговаривали, спала в самой тёплой комнате), она сейчас главная по хозяйству, за детьми смотрит, пока я работаю, учится готовить. Всё должна уметь, чтобы стать хорошей хозяйкой. Не пускаем её даже к родственникам.

- В ожидании сватов, которые придут, по традиции, надевать серёжки?

- Или цепочку!

В разговор включается Гульмира, сестра Гульнары, которая живёт с семьёй в этом же доме:

- Дочка недавно вышла замуж, но жениха не знала - пару находят родители. Присматриваются, у кого есть невесты, взрослые советуются друг с другом. У нас приходили к маме, Мухабат. Решили - пусть молодые посмотрят друг на друга. Жених пришёл, надел девушке серёжки. После они не встречались, только на свадьбе.

- Я тоже мужа видела до свадьбы лишь раз, - делится Гульнара, - пришла к маме, говорю - он мне не понра-а-авился! Ответ был - ты что, парень из хорошей семьи! Живём. Девушку стремятся быстрее сосватать… пока она ещё ничего не понимает, - смеётся мама девяти детей. Свадьбу мы праздновали в Киргизии. Там так делается: с утра по улице едет машина, всех соседей зовут на завтрак за большой стол. Затем все собираются на обед - на плов. А вечером играют свадьбу. Молодёжь приходит толпой, смотрит свадьбу, как концерт.

 Света

- Однако ваш брат привёл в дом русскую жену, сделал выбор сам.

- Он сказал - на мою невесту ничего не говорите, она у меня одна. Мужчинам можно, нам - нельзя.

 Мухабат, на правах старшей, объясняет:

- Он сильно влюбился, и теперь у них со Светой (семья живёт здесь же) три дочки и сын (тот, который за тестом охотился). Невестка у меня хорошая. Очень. Я ей сказала - мол, ты должна на свекровь походить, а я люблю, чтоб всегда было чисто, чтоб посуда была вымыта сразу после еды, чтоб вещи детей вовремя стирались. А если разозлишься - возьми, выпей крепкий чай, пройдёт! Она молодец. Свадьба у них была настоящая, по всем правилам, и в Киргизии, и здесь.

- Сейчас такое время - многие обходятся без свадебного застолья - дорого. А вы и тут празднуете, и там. Это ж скольких средств требует! И как быть тем, кто небогат?

- И состоятельные, и не очень стремятся много работать, карабкаются, кто как может, не боятся любой работы. На свадьбу обязательно зарабатывают.

 Работа

- Ваши земляки без сомнений берутся, к примеру, за строительные работы. Но так ведь не бывает, чтобы все были грамотными строителями! Дело непростое, определённых знаний требует. Сосед по даче нанял бригаду крышу сделать. Они закончили работу, получили деньги, уехали. После первого дождя крыша потекла.

- Понимаете, мальчишек, можно сказать, с пелёнок учат забивать гвозди, топор в руках правильно держать. Они с детства стремятся зарабатывать, многое умеют. На родине, к примеру, чистят обувь на рынках, на улицах, разносят лепёшки. Здесь сыновья то объявления расклеивают, то бутылки моют, капусту на складах чистят, то взрослым на рынке помогают. Девочки в десять лет уже многое умеют готовить, привыкают хозяйство вести.

- Служба занятости, чтобы найти работу, выходит, не нужна?

- Нет! Хочешь - найдёшь, где руки приложить. Мы с детьми зарабатываем вместе. Некоторые говорят, вот, мы родились здесь, в этом городе, но не можем заработать, а вы покупаете дома, машины. Что сказать? Просто не опускайте руки, старайтесь! Я заметила, что здесь во многих семьях ребёнка ставят как бы над собой, он ничего не делает, ему всё дают так, а родители вкалывают.

- Чистить обувь, мыть бутылки дети не стыдятся?

- Нет! А если это не хотят - другое дело должны найти. И так работать, чтоб крыша не текла. Об этом случае с браком в работе скажу - люди разные бывают. Мои сыновья и дома мешки тягают, уголь, воду носят, и в каникулы на рынке помогают, приучаем всё делать как следует.

- Дети подрастают, учиться после школы планируют?

- Один из сыновей хотел бы экономический факультет окончить, другой мечтает работать на СТО.

 Дети

- И все-таки, сколько там, в вашем «детсаду», сегодня ребятни?

- Девять моих и четверо Светиных - тринадцать! У нас нельзя от детей избавляться - грех.

 Мухабат, пробегая мимо, успевает вставить пару фраз:

- Счастье вперёд ребёнка приходит. Я тут лежала в больнице - под капельницей, так говорю докторам: вы мне сделайте, чтоб быстрее капало - к детишкам хочу! Посмотрю на них - всё забываю. Много места для детей в душе.

- А как же мысли о том, чтобы выучить, жильём обеспечить, одеть, накормить? Трудно!

- Нет, не трудно, - без раздумий отвечает Гульнара. - Когда ребёнок растёт один, он эгоист. А так они все друг другу помогают, привыкают делиться. Подрастают - сначала одному вместе дом строят, потом другому, третьему. Одежду одному купишь - другие донашивают. Но и красивые вещи у всех есть! Специально покупаем в Абакане, фирменное, чтобы дети чувствовали себя уверенно.

 Одежда

- Гульнара, вы с рынка вернулись «в штатском», в простой тёплой одежде. Ваши сестра, дочь дома ходят в национальных платьях. Что для вас привычнее?

- Мне разницы нет, а сестра считает, что в этой одежде удобнее, свободнее. Ещё в Киргизии, помню, был такой момент - вышла во двор в национальных шароварах, а мы росли вместе и не спрашивали, кто какой национальности, много разных было, больше десятка. Так вот я на этот вопрос отвечала: а это бананы! Помните, в моде были такие брюки? В то же время некоторые делали нам замечания, если мы выходили в шортах. Сестра, когда работала здесь в пекарне, носила футболку и бриджи, но дома ходит, видите, в платье с орнаментом.

Гульмира кивает:

- Своё не надо забывать. Нам наша одежда кажется красивой, практичной, она всё закрывает.

- И для выхода в город тоже?

- Да, это ведь не запрещено.

- Как-то слышала от девушки такую фразу: а если я приеду в Киргизию и пойду там по улице в русском сарафане и кокошнике?

Гульнара, рассмеявшись:

- О, все мужчины обратят на неё внимание! Они у нас горячие!

- Точно, горячие, иногда так примутся к прилавкам зазывать - вся улица слышит!

- Нам часто говорят: вы можете тихо между собой общаться? А мы не можем, у нас в крови это есть. Мы не кричим, просто говорим так.

 Родное

- Где же ваша родина, что сердце говорит?

- В прошлом году уехали в Ош, жили там месяц - сюда потянуло, домой. Живёшь здесь - начинаешь скучать по киргизским горам, по запаху цветущего миндаля, спеющих персиков (четыре сорта в нашем саду!), по пельменям с зеленью, которые в Киргизии все наши соседи делали весной, собирая траву после дождей. Русские девчонки, с которыми мы во дворе росли, тоже постоянно в Ош приезжают погостить, хотя живут в разных городах России. А у них где родина? Она, наверное, у любого человека там, где тепло сердцу.

- Сейчас так холодно, если спрошу о любимом времени года, ответ будет…

- Весна! Это время надежды, когда пробивается зелень, оживает всё вокруг. Предстоящей весной, возможно, что-то будем решать с началом строительства на участке, который нам выделили в городе как многодетной семье Хакасии. Знаете, как мы благодарны? И об автобусе, и об участке все наши земляки знают, которые живут и здесь, и в Киргизии. Столько поздравлений было, удивления. А мы рассказываем, что здесь жизнь кипит, строек - не сосчитать. И город, очень спокойный, с дружелюбными людьми, меняется в хорошую сторону. Парк с каждым годом краше, дети его обожают. Начинал, как мы помним, это дело глава города Сорокин, продолжает Белоногов.

- Вы, смотрю, держите руку на пульсе!

- А нам есть с чем сравнивать. И Зимин много делает, это же видно. Где-то всё рушится, а здесь сёла, города потихоньку идут в гору, это чувствуется, работа есть. И спокойно. Что ещё надо?

- Если чего-то не хватает, под Новый год загадывают желания. Что вы загадаете 21 марта, в день весеннего солнцестояния, отмечая Навруз?

- Здоровья. Если оно будет - остальное можно покупать.

Марина Кремлякова "ЧР" №11 от 30 января 2014 г.

Новости по теме: