Дети разные нужны

Дата публикации: 08.04.2014 - 05:16
Автор:
Просмотров - 721

alt

В небольшой комнате тепло, светло и везде ковры. Поэтому первым делом я откладываю в сторону фотоаппарат и разуваюсь. В группе кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья кипит работа. Несмотря на то, что я попала на индивидуальные занятия (присутствуют всего два специалиста - дефектолог, логопед и два ребенка), шум стоит невообразимый: крутится юла, стучит мячик, рассыпаются кубики…

На базе Центра социального обслуживания населения Черногорска такое новшество появилось лишь с января этого года благодаря республиканской целевой программе «Равные возможности».

- Поначалу все друг друга боялись, и записались на индивидуальные занятия, вместо групповых, - вспоминает первые шаги дефектолог Ольга Малаховская. - Мол, вдруг ваш нашего толкнет! Своих чад мамочки боялись оставить даже на минутку. Зато потом постепенно «переехали» в коридор. Теперь и там почти никого. А многие ребятишки стали заниматься вместе - это для них лучше, поверьте!

Каждому - по мере его потребностей. Это почти девиз педагогов. Ведь каждый ребенок - особый. Часто встречаются ДЦП, нарушения центральной нервной системы, иногда - аутизм. Есть и редкие диагнозы, при которых ребятишки вовсе не могут общаться с окружающими.

- А что значит нарушение психологического баланса? - спрашиваю я, листая журнал, куда вписана информация о каждом ребенке.

- Конкретно эта девочка просто боится общения. Все развилось из-за какого-то испуга, сейчас она посещает психолога. У одного из наших детей пять нарушений сразу, - рассказывает Ольга Юрьевна. - Но это не препятствие, работаем, применяем различные методики, развиваем моторику. Все оборудование особенное. Вот специальные мячи, на них можно прыгать. Вот шарик Су Джок, им делаем массаж ручек. В пирамидках - тоже загадка, малышам во время игры нужно и размер учесть, и цвет.

Скоро здесь откроется комната психологической разгрузки. Самое главное - оборудование, оно уже куплено, осталось лишь приложить немного усилий и расставить все по местам. Это значит, что уже в ближайшем будущем страхи и беспокойства малышей будут разгонять зрительными образами, расслабляющей музыкой, мягкими массажными креслами.

Здесь много рисуют, лепят. Материал расходуется моментально - то съедят его, то цвета в пластилине перепутают. Ну а что делать, развиваться-то надо! Главное ведь, чтобы дети привыкли к специалистам, а там-то - хоп! - они и возьмут их под свое крыло. Некоторые вообще начинают называть их мамой, а потом и папой.

Многие дети, несмотря на наличие того же ДЦП, обладают развитым интеллектом. Специалисты признаются: не все смогут пойти в обычную школу, многие отправятся в коррекционную. Но и это хороший результат, ради которого нужно много трудиться.

- Даже если ребенок научится самостоятельно держать ложку, управляться с ней - это ого-го какое достижение! - делает акцент дефектолог с 23-х летним стажем. - Если в речи помимо одних гласных звуков появились и согласные - тоже отличный показатель. Если элементарно малыш стал спокойнее - мы на правильном пути.

Правда, родители не всегда это понимают. Некоторые осознанно ждут чудес. Ребенок молчит. «Нам нужно немного - только чтобы заговорил», - объясняют родители специалисту. На самом деле это очень много. А еще долго. Сегодня привели, а уже завтра виден результат - такого не бывает.

- Чтобы заметить первые изменения, должно пройти минимум полгода. Да-да, шесть месяцев кропотливого труда, плодотворных систематических занятий. Один пропуск занятий - и ребенок отодвигается на месяц назад. Любой диагноз подлежит коррекции, любой диагноз можно сделать менее выраженным. Правда, нужно и внимание родителей…

Дети с одинаковым заболеванием могут вести себя совершенно по-разному: один никак не идет на контакт, а другой даже стихи читает. Почему? Элементарно: с первым просто занимаются родители. Дома в перерывах между делами чего-то рисуют, собирают...

- В основном все заболевания врожденные, - делится наблюдениями Ольга Юрьевна. - Я согласна с японцами, которые говорят, что 90% - это гены, и только 10 - социум, воспитание. У нас в России говорят, что только 30% - гены, и 70 - воспитание. Может быть, поэтому родители считают, что все вокруг обязаны воспитывать их малыша - и садик, и школа? Но начинать всегда нужно с себя.

Разговаривать становится сложно - маленький Матвейка, с которым занимается логопед Наталья Байкалова, начинает капризничать, плакать, стучать в дверь. Заинтересовать его чем-либо становится просто невозможно.

- У него как будто часы внутри, - говорит Наталья Леонидовна, - приходит радостный, а потом быстро устает, хочет домой. Но это достижение, потому что раньше совсем не отпускал маму.

- А вообще, два часа по два раза в неделю - это много или мало?

- Для кого-то много, вот как для Матвейки. А кому-то невероятно мало, кажется, только пришел, а уже уходить надо! Тем более если получилось с кем-то подружиться. Дети ведь, приходя сюда, радуются тому, что видят друг друга, даже пытаются помогать.

…Пока Ольга Юрьевна вместе с Никитой считают «хрюшек, конек и барашков», а Наталья Леонидовна пытается заинтересовать Матвейку юлой, внутри которой крутятся маленькие шарики, я пересматриваю свои впечатления. Мысли о том, что работать с детьми легко и весело, развалилась как пирамидка из кубиков. Зато появились другие. Иногда час здесь идет за два, а то и за три. Особенно когда ребенок начинает плакать и тянуться к двери, а мама придет еще нескоро. И абсолютно всегда нужно пройти путь в сотни часов, чтобы в конце облегченно сказать что-то вроде: «Наконец-то он заговорил…»

Вера ГЕРАСИМЕНКО,

№39 от 8 апреля 2014 г.

Новости по теме: