Дать всем дыхание и Родину

Дата публикации: 11.06.2014 - 07:03
Автор:
Просмотров - 1919

alt

Дать всем дыхание и Родину

Пока кто-то жарко спорит, чья же это всё-таки обязанность - воспитывать настоящих россиян, таких, чтоб с огоньком в груди, с правильными, патриотичными мыслями, коллектив центральной городской библиотеки спокойно, уверенно, особо не афишируя свою деятельность, ведёт  просто работу, ориентируясь, главным образом, на подрастающее поколение.

Из многообразия форм можно особо выделить ежегодные фестивали национальных культур «Храни свои корни», которые стали своего рода фишкой не только организаторов - библиотечного коллектива, но и города. Об этом беседуем с директором централизованной библиотечной системы города Людмилой Павловной Табачных.

- Действительно, за шесть лет, в течение которых проводится фестиваль, он стал своеобразной визитной карточкой города. А началось всё с того, что мы задумались: в Черногорске проживают представители более ста национальностей, почему бы не закрутить вокруг нас этот яркий хоровод, не познакомиться ближе? Понятно ведь, насколько важно всем находить общий язык, общаться, лучше узнавать друг друга. При подготовке первого фестиваля было много вопросов, сомнений. Но! Как говорится, на луну замахнёшься  - забор-то точно перепрыгнешь! И перепрыгнули. В 2008-м, в Год семьи, решили взять тему семейных традиций русского, хакасского, немецкого народов. Всё получилось как нельзя лучше, настороженность, которая, конечно же, присутствовала у многих из участников, сменилась теплом по отношению друг к другу, желанием раскрыться, показать и костюмы, песни,  танцы, и особенности кухни, и многое, многое ещё. Поэтому решили хорошее дело продолжать. Строили работу так: завершая один фестиваль, практически сразу начинали готовиться к следующему, придумывая что-нибудь новенькое.

В итоге у нас побывали с докладами, выступлениями, а то и с пирогами, другими национальными блюдами - русские, поляки, украинцы, татары, армяне, евреи, казаки, корейцы, тувинцы, буряты. Кто-то представлял предметы быта, другие - изделия народных мастеров. К примеру, демонстрировались вышивки, собственноручно изготовленные костюмы. А однажды при входе в библиотеку и меня охватила паника - явно чувствовался запах дыма. Оказалось, это представители татарской диаспоры готовились к презентации, раскочегаривая сапогом (!) самовар. Всё происходило под полным контролем наших работников, так что от души отлегло.

- Многие из диаспор объединены, активны?

- Да, мы взаимодействуем с городским хакасским клубом «Тогазых», центром немецкой культуры «Возрождение», татарским обществом «Дуслык», ассоциацией «Корейская диаспора», общественной организацией «Полония», городским казачьим обществом «Станица Черногорская». Если у кого-то из горожан возникнет желание присоединиться к какому-то из объединений - приходите в библиотеку, подскажем, куда, к кому обратиться.

- Когда к вам в гости пожаловали представители польского землячества, помню, вы обронили - мол, и у меня такая кровь есть. Волновались, глаза были на мокром месте…

- Мой папа - поляк, конечно, я с трепетом ждала представителей этого народа. Что-то зашевелилось в душе, вспомнила, что бабушка разговаривала на родном языке, а мы, дети - уже нет. Хотелось узнать что-то новое, сердце согреть, и это получилось. Мы познакомились, нашли точки соприкосновения, подружились. Я теперь составляю генеалогическое древо, причём информацию предпочитаю такую, которая подтверждена документально.

- Почему возникла такая потребность?

- Честно - как говорится, наслушалась, насмотрелась, как бережно относятся люди к своей истории, как хранят прошлое, как собирают его по крупинкам и буквально лелеют, и захотелось самой подробнее узнать о близких и дальних родственниках. Как-то на открытии одного из фестивалей говорила, что, к примеру, на Кавказе принято знать девять поколений предков, в Китае - ещё больше. Чем мы хуже? Не раз во время встреч с представителями диаспор рассуждали, что всякий народ подобен дереву, на котором не сосчитать листьев. И у каждого растения есть корни, которые его питают. Без корней, как без цели в жизни, можно пропасть, почувствовав себя лишь пылинкой в этом мире. А чтобы развиваться, мощно идти вперёд, просто необходимо знать, кто ты и откуда, какие гены в себе несёшь, что можешь дать людям, передать детям.

- К слову, о детях, о поколении юных и дерзких. На фестивалях, признаюсь, интересно было наблюдать не только за происходящим на сцене, но и за ребятами - школьниками, студентами, которых вы взяли за правило приглашать на мероприятия. В их глазах читалось столько открытий, они затихали, наблюдали за происходящим с неподдельным интересом. На мой взгляд, это очень грамотный ваш шаг - работать не в замкнутом пространстве, а вытаскивать школяров из-за парт, аудиторий, знакомить их с разными людьми, с неожиданными для них темами.

- А как же! Надо, чтобы они всё это увидели близко, посмотрели друг другу в глаза, чему-то удивились, узнали что-то новое, может быть, знакомых с новой стороны открыли. Кто-то ведь наверняка и до фестиваля знал, к примеру, чернявого парня, который, когда взрослые демонстрировали традиции татарского народа, вышел и очень эмоционально, мастерски, с огоньком исполнил народный танец. То есть тысячи слов не заменят минут живого искреннего общения. Вот ради этого мы и затеяли череду фестивалей, чтобы не было места в нашем обществе национализму, религиозной нетерпимости, замкнутых, закрытых национальных диаспор, а царили взаимопонимание, уважение, мир. Эти слова сегодня, когда так неспокойно вокруг, звучат по-особому.

- Результаты своих усилий видите?

- Конечно! Каждый фестиваль - итог большой работы, которая включает долгие часы индивидуального общения, массу встреч. Теперь уже смело могу сказать, что многие его участники стали постоянными посетителями библиотеки - им здесь комфортно. К тому же представители разных национальностей, которые прежде были незнакомы, теперь легко общаются друг с другом. Мы же существенно пополнили краеведческий фонд библиотеки (в том числе благодаря публикациям вашей газеты) новыми материалами о представителях разных национальностей, проживающих в городе.

- Скажите, какие из множества выступлений, презентаций запомнились так, будто это было вчера?

- Остались в памяти изюминки из каждого выступления. Кто-то пел так, что в голосе слышался  шелест степных трав и звон чистой воды, другие были столь выразительны в танце, что невольно переносили зрителей в волшебный, ни на что не похожий мир, третьи искристо шутили, другие с тоской и бесконечной любовью рассказывали о своей родине. К слову, знакома с семьёй азербайджанцев, которые как-то поделились: надо ехать домой, пора возвращаться, скучаем безумно! На следующий год слышу от них то же самое, и так - много, много раз. Уже внуки пошли, вроде и наша земля теперь для них совсем не чужая, и не уедут, наверное, - прижились, устроились здесь, но вот так зовёт, манит родина, не отпускает ни на миг. Но и здесь, как отмечают представители многих национальностей, «спокойно, отношения нормальные». Об этом же на одном из фестивалей вела речь директор Хакасского научно-исследовательского института истории языка и литературы В.Н.Тугужекова.

Она отметила, что в Сибири - особый тип цивилизации, где самоценность человека всегда была высокой, поскольку мы живем на огромной территории, где каждый рад другому (по крайней мере, считается, что так было раньше). Не происходило противоречий и в хозяйственной деятельности - одни занимались земледелием, другие - скотоводством, охотой. С принятием аборигенами Сибири христианства не было и религиозных разногласий.

И вообще, русская колонизация, со слов докладчицы, отличалась от английской, французской и прочих, которые были основаны на работорговле, жестокости, истреблении аборигенов. В царской России была идея создания этноэкологических зон, которая впервые зафиксирована в царском указе об инородцах, составленном политическим деятелем 19 века М.Сперанским. В этом уставе была проведена политика невмешательства государства во внутреннюю жизнь общин коренного населения Сибири. Запрещалось въезжать во владения этих общин, заниматься их видами деятельности, разрабатывать здесь недра и даже ввозить горячительные напитки.

Валентина Николаевна привела данные о том, насколько этнически разнообразна современная Хакасия. Здесь проживают русские (80,3%), хакасы (12%), немцы (1,7%), украинцы (1,5%), татары (0,7%), чуваши и белорусы - по 0,5%,мордва, азербайджанцы -  0,3%, шорцы (0,2%) и других народов 2%.

Наиболее укорененной, дольше всех развивавшейся на этой территории, является хакасская культура. За ней следует старожильческая русская культура, существующая в регионе почти 300 лет. Другие народы появились здесь сравнительно недавно. Некоторые проживают компактно (немцы, татары, чуваши), многие из них сохраняют свои культуру, язык.

Местом преимущественного проживания коренного народа - хакасов, являются Аскизский, Бейский, Таштыпский, Алтайский и другие районы республики. Местами компактного проживания немцев являются села Ширинского, Боградского, Орджоникидзевского и Аскизского районов. Чувашей - села Доможаково и Тутатчиково Усть-Абаканского района. Но в большинстве поселений люди разных национальностей живут вместе.

Очень глубокий, детальный был доклад, надеемся на дальнейшее сотрудничество с представителями научного сообщества Хакасии.

- Что ещё в планах?

- Развивать тему, в том числе в историческом, краеведческом аспектах. Работать разнопланово, с целью укреплять мир, межнациональное спокойствие в нашей республике. В.Путин, когда накануне выборов писал несколько статей на самые актуальные для государства темы, высказался и о национальном вопросе. В  частности, привёл слова русского философа, писателя Ивана Ильина о характере русской государственности: «Не искоренить, не подавить, не поработить чужую кровь, не задушить иноплеменную и инославную жизнь, а дать всем дыхание и великую Родину… всех соблюсти, всех примирить, всем дать молиться по-своему, трудиться по-своему и лучших отовсюду вовлечь в государственное и культурное строительство».

Хотелось бы сказать лучше, да не получится!

Марина КРЕМЛЯКОВА, фото автора с фестивалей «Храни свои корни», "ЧР" № 65 от 12 июня 2014 г.

Материал подготовлен в рамках гранта правительства РХ «Межнациональные и межконфессиональные отношения и пути их гармонизации»

Новости по теме: