Дан приказ: ему на запад, им – в другую сторону…

Дата публикации: 12.05.2016 - 06:08
Автор:
Просмотров - 586

alt

Война и сегодня стучится в их сердца - время здесь безвластно. И хотя с того дня, как их, только что окончивших школу, 17-19-летних мальчишек призвали на фронт, прошло уже более 70 лет, память не дает покоя. Три такие разные и такие похожие судьбы…

Все трое служили в пехоте, с которой, как поется в песне «пол-Европы прошагали, пол-Земли», все трое «день Победы приближали как могли». Григорий Захаренко громил врага в составе 3-го Белорусского фронта, прошагав по пыльным дорогам Смоленщины, Прибалтики, Польши тысячи километров, а военные дороги Ивана Михайлова и Михаила Глушкова пролегали по сопкам Уссурийской тайги: били врага в Маньчжурии.

У Григория Александровича Захаренко на глаза наворачиваются слезы: он опять видит эту ужасающую картину – усеянное после очередного боя телами убитых сослуживцев поле. «Оторванные руки, ноги – это забыть нельзя…», - вспоминает он. А память вытаскивает уже новые картины – тысячи убитых при форсировании Днепра, потом Немана. Сколько прерванных молодых жизней, сколько нерожденных детей! Трудно жить с такими воспоминаниями.

И новые картинки из прошлого: «Выбили из села фашистов, слышим, в одной избе плачут дети, - рассказывает он членам городского женсовета, пришедшим в канун дня Великой Победы поздравить его с праздником. - Заскочили, на пороге убитая женщина, а откуда плач – не поймем. Стали искать. Нашли ребятишек в печке, видимо, это мать туда спрятала детей от немцев. Детей те не нашли, а вот ее не пощадили».

А потом, словно отмахиваясь от нахлынувшего, взял свою балалайку: «А давайте я вам лучше сыграю что-нибудь повеселее».

Гости предложение одобрили – и не только послушали задорные частушки в исполнении Григория Александровича, но и сплясали, развеселив тем самым фронтовика.

Фронтовые дороги Ивана Михайлова и Михаила Глушкова лежали в другую сторону - на Восток, где зверствовала японская Квантунская армия.

Ивану Ефимовичу Михайлову исполнилось всего лишь 17, когда из Ачинска таких же, как он, безусых пареньков перебросили в Уссурийскую тайгу.

- Шли через горы, покрытые густым лесом, через болота, ночевали в землянках, сколько дней – уж не помню, долго. Всего километров 20 до Харбина не дошли, - вспоминает фронтовик. – И вот как-то ночью раздается тревога, нам предстояло окружить японский военный городок и уничтожить его. Что мы и выполнили с честью.

Меня всегда поражало, как ветераны, побывавшие в адском пекле, спокойно, как о самом обыденном, говорят о поистине героических поступках. Например, спрашиваю у Михаила Антроновича Глушкова – за что получил медаль «За отвагу». Немного даже удивляется – ну за войну с Японией. Допытываюсь – а конкретно? С трудом удалось выяснить, что 17 наших бойцов, также в Маньчжурии, вступили в бой с 60 японскими милитаристами и победили в этом бою, уничтожив врага.

- Из нашего отряда четверых убили, - с грустью вспоминает Михаил Антронович. – Среди них и наш земляк Мещеряков Миша, совсем молодой парень из Черногорска.

После войны им выпал счастливый билет, все обзавелись семьями, достойно работали на производстве, в шахтах, а Иван Ефимович Михайлов еще и представлял более четырех лет Хакасию в Верховном Совете СССР. У всех есть дети, внуки и правнуки, которыми они гордятся. Значит, жизнь продолжается. И как хочется им, познавшим, что такое война, верить, что больше никогда на нашей земле не будут взрываться снаряды, а над головой всегда будет мирное голубое небо.

Алина ОГНЕВА,

фото автора, «ЧР» № 36-37 от 12 мая 2016г.

Новости по теме: