Чужие дети... но проблемы-то общие!

Дата публикации: 23.06.2016 - 05:49
Просмотров - 697

 

- Мы сегодня к Татьяне Михайловне домой ходили! – взахлеб рассказывал педагогу воспитанник черногорской школы-интерната двенадцатилетний Витя*. – Так здорово было! Мы с Серёгой пельмени делали, сами! Сначала тесто раскатывали скалкой, кружки вырезали, мясо клали и потом лепили. А после сварили и ели. Так вкусно, так интересно!...

СУХАЯ СТАТИСТИКА…

Прислушайтесь к себе, что вы чувствуете, когда слышите слово «сирота»? Наверняка жалость, сочувствие, возможно, желание помочь. А если слово «детдомовец»? Скорее всего, эмоциональная окраска мигом станет иной – неприязнь, желание быть подальше, а вещи спрятать понадёжнее.

К сожалению, в обществе к детям, оставшимся без попечения родителей, нередко отношение весьма негативное. С одной стороны, это можно понять. Ведь большая часть таких ребят – сироты социальные, то есть мамы-папы-то есть, но лишены родительских прав, а то и находятся в местах заключения. Да и родительских прав лишают, как правило, за асоциальный образ жизни – тунеядство, алкоголизм, наркозависимость, полное пренебрежение воспитанием детей, избиение их. И тут невольно законопослушные сограждане вспоминают старую пословицу – яблоко от яблони недалеко падает.

Да и что говорить, статистика так же подтверждает – увы, «падают яблочки» недалеко. Например, доктор юридических наук, профессор В.А. Лелеков в статье «Проблемы социальной адаптации выпускников детских домов и школ-интернатов как криминогенный фактор» пишет: «Так, по оценке специалистов, уже через год после выпуска из детского дома 20 % выпускников становятся преступниками; 30 % превращаются в бомжей; 10 % заканчивают жизнь самоубийством».

В статье Рот Л. Г. «Преступность несовершеннолетних, лишившихся родительского попечения, и меры по ее предупреждению» приводятся ещё более шокирующие данные: «Генеральная прокуратура Российской Федерации, обследовав группу областей Центрального региона, установила, что из выпускников государственных сиротских заведений 40% после оставления детского дома становятся алкоголиками, 40 % — преступниками или обслугой преступников; 10 % кончают жизнь самоубийством и только 10 % устраиваются удовлетворительно в условиях самостоятельной жизни».

Но, с другой-то стороны, нам никуда не деться от того, что эти несчастные дети, изначально обделённые родительской лаской, умным руководством и воспитанием, живут рядом с нами. Ходят по одним улицам, учатся в одних школах с домашними ребятами, занимаются в одних секциях, а впоследствии работают с нами в одних бригадах, живут в одних домах. И уже только поэтому мы все должны быть заинтересованы в том, чтобы такой подросток был воспитан в уважении к закону, труду, моральным нормам.

Но тут возникает вопрос – а как же это сделать?

… И ЖИВЫЕ ДЕТИ: ЭТО НЕ ИХ ВИНА, ЭТО ИХ БЕДА

Стоит отметить, что если в 90-е годы имущественное положение детских домов и школ-интернатов было тревожным, не хватало самых простых вещей, то уже давно ситуация кардинально изменилась. Питание, бытовые условия у воспитанников на высоком уровне.

Но возникает ощущение, что, взяв курс на защиту прав ребенка, соответствующие органы так разогнались, что теперь не могут остановиться, и в итоге к воспитаннику относятся бережнее, чем к фарфоровой вазе династии Мин. Его кутают, берегут от труда и простуд, от перенапряжений, да и просто серьёзной деятельности.

У домашнего ребёнка, как правило, с детства уже есть ряд обязанностей, за невыполнение которых он может и шлепка схлопотать от родителя. Воспитанник же имеет огромное количество прав, а вот обязанностей почти нет.

Но понятно, что если до 16 - 18 лет ребёнка «берегут» от быта и проблем, то после выпуска из воспитательного заведения в один миг такие навыки не появятся! А как итог, великовозрастный недоросль не знает цену деньгам, не умеет ценить вещи, не понимает значимость жилья, но зато отлично научен – что пять раз в день его обязаны кормить, обеспечивать одеждой и вовремя стирать белье. Словом, свои права он прекрасно знает, зато по части обязанностей и ответственности - капитальный пробел.

И ведь это не вина детей, а беда их. Педагоги как могут стараются воспитать адекватного гражданина, но ведь и они связаны по рукам и ногам всевозможными инструкциями и запретами.

- К сожалению, ранее дети, выходя из стен воспитательного заведения, не могли очень многого, начиная от приготовления пищи, заканчивая грамотным распоряжением своими деньгами, - с горечью говорит заместитель директора по воспитательной работе черногорской школы-интерната Галина Босенко. - У нас в школе есть предмет «социально-бытовая ориентировка», где прививают бытовые навыки учащимся, но этого недостаточно, чтобы подготовить воспитанников к самостоятельной жизни. Сейчас дозволен только дозированный труд – самообслуживание: заправка постелей, влажная уборка спален, стирка личных вещей - носочков, трусиков. Конечно, мы прививаем детям трудовые навыки: на территории школы разбито много цветочных клумб, которые обихаживают и дети, и взрослые, есть небольшой огород, где также трудятся дети-сироты, а полученный урожай с удовольствием съедается в школьной столовой. Трудовыми навыками наши дети сейчас владеют.

Оптимально, конечно, было бы время от времени отпускать детей пожить к родственникам. Ведь они есть почти у всех ребят, и если даже родители лишены прав, то дяди и тёти, бабушки и сёстры - нет.

Как говорит Галина Босенко, большая работа проводится воспитателями по обеспечению условий для общения с родственниками детей-сирот путем телефонных переговоров, переписки, личных встреч с целью содействия возвращения ребёнка в семью.

Но беда в том, что слишком часто родственникам эти дети совершенно не нужны. И хотя воспитатели школы регулярно связываются с ними, стараются пробудить лучшие чувства, положительный итог бывает далеко не всегда. А ведь воспитанникам через несколько лет в любом случае предстоит выйти в большую жизнь.

«ЛУЧ» СВЕТА

Педагоги школы-интерната долго ломали голову, что можно сделать для лучшей подготовки детей к самостоятельности. Как научить их банальным вещам? В итоге почти два года назад была разработана и с тех пор реализуется программа социализации «ЛУч» - «личное участие в судьбе детей». Смысл её в том, чтобы подготовить детей к самостоятельной жизни. И если нельзя показать обыденную жизнь в её полной семейной ипостаси, то хотя бы фрагментарно дать представление детям о возможностях. Причём в качестве домашних воспитателей будут выступать сами педагоги школы.

Таким образом, появилось два направления, инновационные практики сопровождения детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья: реабилитационная деятельность и реабилитационный досуг.

В первом случае педагог интерната может взять ребенка домой на 3 часа в день. В семье шеф-наставник обучает хозяйственной деятельности –приготовлению основных блюд, супа, котлет и т.д. Именно о таком походе в гости рассказывал в начале материала Витя. Кроме того, например, наставник сам идет в банк платить за коммунальные услуги и берет с собой ребенка, показать, как пользоваться терминалом, зайти в магазин и сделать экономный выбор продуктов для приготовления ужина.

alt

- Я уже 30 лет работаю, и у нас были разные примеры: как-то пришел ребенок в семью и очень удивился, что в спальне стоит всего одна кровать! - объясняет Галина Николаевна. - Понимаете, то, что для нас является элементарными вещами, для них – открытие! Реабилитационный досуг, я считаю, очень важное направление в деятельности. Конечно, дети у нас группами выезжают в театры, культурные центры, но важно, чтобы ребенок умел и в узком кругу занимать себя. А ведь для полноценной жизни нужно научить ребенка не только правильно работать, но и хорошо отдыхать. Это тоже умение! И хочу отметить, что наши педагоги откликнулись на эту идею. Взяли детей за руку и повели в кино, в театр, и просто вышли на прогулку пообщаться.

Впрочем, мечта воспитателей школы-интерната идёт ещё дальше – они очень хотят, чтобы к «домашнему» воспитанию подключились другие неравнодушные горожане. Чтобы хоть изредка брали детей к себе на праздники, каникулы. Ведь для воспитанника так важно и интересно хотя бы просто выехать в лес, порыбачить на речке или посидеть тихонько у новогодней ёлки. И ведь наверняка найдутся в Черногорске такие люди, которые захотят помочь обездоленному подростку почувствовать настоящее тепло семьи, понять, что бывает другая – хорошая и дружная жизнь дома, без скандалов, побоев и попоек.

И всё бы хорошо было в этом плане и его реализации, если б не одно великое «но» - пресловутая защита прав детей, которая дозволяет взять под временную опеку ребенка лишь человеку, который прошёл серьезный путь по сбору документов для «гостевой визы». Ведь для этого нужны – справки от психиатра, нарколога, венеролога, выписка из домовой книги и справка из полиции об отсутствии судимости.

(Невольно вспоминается судьба знаменитого на весь мир эквилибриста, потерявшего руку на войне, Льва Осинского. Он тоже из детдомовцев, но когда мальчишке было 13 лет, его заметил артист бродячего цирка, решил взять себе в ученики, Лев пришёл в восторг. В тот же день цирковой борец зашел в детдом, а назавтра Лев с подружкой переехали к нему. Современный правозащитник ужаснется, ведь по его логике – лучше ребёнка оставить без будущего, зато и не рисковать.)

И все же есть люди, которые прошли всю процедуру получения документов для временной опеки и теперь берут детей в свою семью. Правда, двое из пяти обладателей разрешений на временное пребывание ребёнка в семье в Черногорске – учителя школы-интерната.

- Дети счастливы, когда получают возможность сходить в гости! – рассказывает Галина Босенко. - Здесь он может быть дерзким, колючим, своенравным, а в семье преображается. Ему всё интересно – лепить пельмени, чинить табуретку, варить суп. У нас есть девочка Оля, её хотят взять в семью, а пока она просто ходит к ним в гости в выходные дни или на каникулах. Так она рассказывала, как удивилась дому и саду. Ей очень понравилось, что все вместе – родители, бабушка, дети сначала работают в саду и огороде, а потом садятся за стол, обедают, вместе смотрят телевизор и даже вместе читают вслух книги.

Кстати, в пользу такого «дома выходного дня» можно отнести и то, что дети не просто получают новые и очень нужные в обыденной жизни знания, а одновременно с этим принимают и моральные законы. Скажем, невольно привитый эгоизм уступает место доброте и щедрости. Той же Оле как-то пришла посылка от женщины, увидевшей фотографию девочки в банке данных и захотевшей взять её под опеку. В подарок было прислано очень красивое платье, правда, беда, слишком маленькое. И она решила подарить его девочке из детдома «Теремок».

Понимая, как важно дать детям возможность нормально развиваться, постепенно вливаться в общественную жизнь, педагоги школы-интерната пошли ещё дальше – стали искать возможность устроить ребят в спортивные секции и творческие кружки вне школы. Тринадцать мальчишек и девчонок уже второй год регулярно занимаются в различных объединениях города, и результаты очевидны.

- Научили их ходить по улицам, переходить дорогу, по много раз объясняли, - делится достижениями ребят Галина Николаевна. - Конечно, опасаемся за них, но а как иначе? В семье тоже боятся, но учат и отпускают одних. Всю жизнь за руку не проводишь. Мы поняли – если детей развивать, они достигают довольно высокого уровня. Например, на городском конкурсе наша агитбригада заняла первое место среди 8 школ города! Девочки показали себя очень хорошо на республиканских конкурсах. Мальчик ходил в гиревую секцию, так он даже физически подрос! Конечно, наши ребята проблемные, они ограничены в возможностях, у них сложно развивать эмоциональную сферу. Но можно, если заниматься больше. Чем больше возможностей для развития, тем выше результат.

Очень тепло отзывается Галина Николаевна о тренерах по футболу и гиревому спорту, они занимаются с её воспитанниками. О владельцах спорткомплекса «Нептун», которые предоставили нескольким мальчишкам возможность бесплатно заниматься в плавательном бассейне. О руководителе студии оригинального жанра «Квартал» Ю. Филатенко, у которой с удовольствием занимается воспитанница; о педагогах музыкальной школы, которую посещает Надя, о руководителе вокальной студии при КЦ «Луначарский» А. Тинниковой, где обучается сольному пению Лена, и многих других.

Ведь именно так и происходит отвлечение от улицы, «стайного» поведения, асоциальности, напротив, подросток включается в общую жизнь, перестает косо смотреть на «домашних» детей. А только в этом и есть залог того, что после выпуска он сможет нормально устроиться в жизни, а не потопает по кривой дороге.

Прекрасный педагог Антон Макаренко говорил, что для успешного воспитания хорошего гражданина страны необходимы два условия: крепкий коллектив и реальный труд, когда подросток чувствует ответственность за свое дело, переживает его как часть общего результата. А ведь, напомню, Макаренко имел дело с воспитанниками колоний для несовершеннолетних правонарушителей и при этом ни один из них не вернулся на путь криминала.

Конечно, скептик может сказать, мол, Антон Макаренко сам писал книги о своих колониях, мог и преувеличить достижения. Но ведь есть цифры, которые говорят, что в самом деле рецидивов не было. Ещё живы воспитанники Антона Семёновича, их дети и внуки, которые рассказывают, как жили, работали, учились и отдыхали колонисты.

Среди них, например, был Леонид Конисевич – выпускник колонии, ставший военным моряком. Ещё находясь на службе во флоте, создал на Камчатке детский дом имени Макаренко, где воспитывал ребят по заветам своего любимого педагога. В интернете можно найти его книгу воспоминаний «Нас воспитал Макаренко». В ней он подтверждает, что методика, описанная в «Педагогической поэме» и «Флагах на башне», на самом деле была такой и в реальной колонии имени Ф.Э. Дзержинского. И что главный успех социализации трудных подростков крылся в реальном труде, высокой степени свободы и личной ответственности.

Да и детдомовцы 60 - 70 годов не раз говорили, что их полноценная взрослая жизнь благополучно сложилась потому, что в детстве они работали и вышли из школ-интернатов и детдомов не белоручками-неумехами, а подготовленными к самостоятельной жизни людьми. Так, может, всё же стоит отойти от «оберегающего» воспитания и вернуться к системе, доказавшей свою результативность?

А вы как думаете?

СПРАВКА

С 1 сентября прошлого года учреждения для детей-сирот Хакасии живут в новых условиях согласно постановлению правительства РФ от 24.05.2014г. «О деятельности организаций для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно данному документу в школе-интернате организована служба содействия семейному устройству детей-сирот в семьи граждан, работа проводится совместно с органами опеки и попечительства.

Проведена реконструкция жилого корпуса, созданы условия, приближенные к семейным: группы по 8 человек, закреплены постоянные воспитатели, организовано личное пространство для ребят, установлены новая мебель, бытовая техника.

Валентина СОСНОВСКАЯ. Фото из архива школы-интерната. Выпуск №4, июнь 2016 г.

Новости по теме: