Чтение – вот лучшее учение!

Дата публикации: 26.02.2015 - 03:56
Автор:
Просмотров - 740

alt

Больше двухсот лет назад в нашей стране появился первый журнал для самых маленьких, он назывался «Детское чтение для сердца и разума». Его издатель и, по совместительству, журналист Николай Иванович Новиков говорил: «Дети наши должны быть образованными людьми, счастливыми и полезными гражданами». Среди препятствий, мешающих по-настоящему воспитывать детей, он называл недооценку значения детской книги.

 

Педагоги детского сада «Аленка» эту самую недооценку заметили давно. Причем, главной проблемой стали не малыши, воротившие нос от «Дюймовочки» Ганса Христина Андерсена и «Мишки-Топтыжки» Бориса Заходера, а родители, которые, как оказалось, просто не знают, что нужно читать своим чадам.

- Мы заметили, что дети в садике обсуждают между собой все, что угодно, - глупые компьютерные игры, агрессивные зарубежные мультфильмы, которые часто никакого смысла не несут, - но только не книгу, - говорит Светлана Александровна Мамедова, учитель-логопед. -  Начали расспрашивать и удивились - ребятня знает очень мало литературных персонажей, потому что в семье время чтению практически не уделяется.

Анкетирование родителей дало неожиданные результаты - мамы и папы просто не понимают, что такое семейное чтение. А те, кто думают, что понимают, дают далекое от истины определение, мол, это просто чтение ребенку сказки на ночь. Так сказать, в «усыпляющих» целях. Заинтересовать малыша литературным словом, привить любовь к книгам в младенчестве (потому что потом будет поздно!) - такой цели мамы и папы перед собой не ставят. А иначе как «воспитывать в маленьких читателях честность, великодушие и благородство»? Русский просветитель Новиков утверждал, что все это под силу детскому журналу или, если подумать, любой детской книге…

Ситуацию нужно было срочно исправлять. Над этой проблемой здесь всегда упорно работали - художественное чтение предусмотрено программой, и отойти от нее невозможно. Но в этом году было решено перейти в «активное наступление». Воспитатели «Аленки» разработали целый проект под названием «Папа, мама, я - читающая семья». Первой «остановкой» на пути к просвещению стали сами дети: именно им педагоги пытались привить интерес к книжке, и, таким образом, через них попытаться «дотянуться» до родителей.

Ребятне ясельного возраста очень полюбились короткие и запоминающиеся песенки-потешки. Детям постарше - русские народные сказки: это и «Колобок», и «Волк и семеро козлят», и «Теремок». Среднему дошкольному возрасту нравятся уже авторские произведения - Корнея Чуковского, Александра Пушкина, Николая Носова. К слову, над книгой «Незнайка и его друзья» малышня в прямом смысле хохочет - необыкновенные приключения маленького коротышки даже взрослого развеселить способны!

…Цель быстро была достигнута - несколько мам вскоре подошли к воспитателям и спросили, какие книжки лучше других подойдут для семейного чтения. Тогда стало понятно, что можно  переходить ко второму пункту «плана Барбаросса».

- Мы приглашали родителей на консультации, где рассказывали не только о том, что читать, и как это повлияет на ребенка, - рассказывает Светлана Викторовна Евсюткина, заместитель заведующей по воспитательной и методической работе. - А толк ведь огромный! Семейное чтение - это не просто механическая начитка, а способ развить мышление и воображение ребенка, воспитать в нем лучшие качества. Сейчас много детей страдают нарушениями речи - не умеют связно и правильно говорить. Это действительно большая проблема, с которой чтение помогает бороться.

Для мам и пап была специально разработана памятка, которая максимально подробно объясняла, как организовать дома семейное чтение. Ей следовали, и это принесло свои плоды: ребятишки приносили в детский сад свои любимые книги, рассказывали, кто их написал, какие герои понравились и сколько раз вместе с родителями они успели  перечитать истории.

Мало читать, нужно и что-то делать - так решили воспитатели, и щедро «раздали» всем задания: нарисовать любимого литературного персонажа. Дальше больше - сделать поделку из бросового материала. Тут голь на выдумки была хитра! Ежик из шишек, Колобок из ниток, бычок из соломы… Сразу видно, что в работу  включились не только малыши, но и родители.

Итогом стала большая литературная викторина, участие в которой принял и стар, и млад. Ребятишки постарше отвечали на вопросы «с подковыркой», разгадывали загадки, решали ребусы. Совсем малыши попробовали себя в роли болельщиков. Мамы с папами, к слову, даже восклицали, мол, неужели наша ребятня такое умеет?! «А то!» - отвечали педагоги.

…Планы у воспитателей пусть не наполеоновские, но близко к тому. Уже на год вперед запланированы целые вереницы мероприятий. Так, в конце марта пройдет конкурс чтецов, посвященный теме Родины. Чуть позже - конкурс театрального мастерства, который опять же неразрывно связан с литературой - постановку будут готовить по мотивам русской народной сказки. Какой? Пока секрет! Главное, что эта сказка обязательно научит озорную малышню куда большему, нежели компьютеры и планшеты.

 

 «Я думаю, главное, что должны делать родители, желающие вырастить читателей, - читать сами. Постоянно. И не детские книги, а свои, взрослые. И ходить в театры-музеи. Дома должны вестись соответствующие интеллектуальные разговоры. При выполнении этого условия становится неважным, много ли читают вслух, рекомендуют ли книги из своего детства, следят ли за качеством новых книг и т.п. Общие сюжеты и цитаты тоже могут быть почерпнуты не из детской литературы, а из, например, классики - когда читатель до нее дорастет».

 Илья БЕРШТЕЙН, независимый издатель

 

 

Памятка для мам и пап

 

Чтение - это общение

 

Все родители мечтают привить своему чаду любовь к книге. Однако сделать это порой не так-то просто. Но возможно!

- Старайтесь развить в ребенке интерес к книгам с раннего детства. Для этого покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.

- Заведите традицию семейного чтения. Выберите время для ежедневного чтения с малышом (например, читайте после ужина или перед сном).

- При чтении вслух не просто механически произносите текст, но и обыгрывайте, создавая голосом образы героев произведения.

- Читайте ребенку книги разных жанров. Так вы узнаете его предпочтения, разовьёте любознательность и эрудицию.

- Читая с малышом книгу, обязательно обсуждайте с ним её содержание, даже если произведение вам не понравилось. Вы должны быть готовы к внезапно возникающим по ходу вопросам, комментариям, а также проявлению отношения к прочитанному. Учтите,  чтение - это общение.

- Рассказывайте ребёнку об авторе книги, которую вы читаете. Совместный интерес вас объединит и позволит получить новые знания и впечатления.

- Рассматривайте вместе с ребенком иллюстрации в книгах, обсуждайте их. Предложите ему изобразить любимого героя (нарисовать, сделать аппликацию или слепить), так вы будете способствовать развитию его творческой фантазии.

- Воспитывайте бережное отношение к книге, рассказывая, как много людей вложили свой труд в её создание.

Рекомендации разработаны С.А. Мамедовой, учителем-логопедом детского сада «Алёнка».

Подготовила Вера ДАНИЛЕНКО,

 

«ЧР» №15 от 26 февраля 2015 г.

Новости по теме: