Больше двухсот лет назад в нашей стране появился первый журнал для самых маленьких, он назывался «Детское чтение для сердца и разума». Его издатель и, по совместительству, журналист Николай Иванович Новиков говорил: «Дети наши должны быть образованными людьми, счастливыми и полезными гражданами». Среди препятствий, мешающих по-настоящему воспитывать детей, он называл недооценку значения детской книги.
Â
Педагоги детского сада «Аленка» эту самую недооценку заметили давно. Причем, главной проблемой стали не малыши, воротившие нос от «Дюймовочки» Ганса Христина Андерсена и «Мишки-Топтыжки» Бориса Заходера, а родители, которые, как оказалось, просто не знают, что нужно читать своим чадам.
- Мы заметили, что дети в садике обсуждают между собой все, что угодно, - глупые компьютерные игры, агрессивные зарубежные мультфильмы, которые часто никакого смысла не несут, - но только не книгу, - говорит Светлана Александровна Мамедова, учитель-логопед. -Â Начали расспрашивать и удивились - ребятня знает очень мало литературных персонажей, потому что в семье время чтению практически не уделяется.
Анкетирование родителей дало неожиданные результаты - мамы и папы просто не понимают, что такое семейное чтение. А те, кто думают, что понимают, дают далекое от истины определение, мол, это просто чтение ребенку сказки на ночь. Так сказать, в «усыпляющих» целях. Заинтересовать малыша литературным словом, привить любовь к книгам в младенчестве (потому что потом будет поздно!) - такой цели мамы и папы перед собой не ставят. А иначе как «воспитывать в маленьких читателях честность, великодушие и благородство»? Русский просветитель Новиков утверждал, что все это под силу детскому журналу или, если подумать, любой детской книге…
Ситуацию нужно было срочно исправлять. Над этой проблемой здесь всегда упорно работали - художественное чтение предусмотрено программой, и отойти от нее невозможно. Но в этом году было решено перейти в «активное наступление». Воспитатели «Аленки» разработали целый проект под названием «Папа, мама, я - читающая семья». Первой «остановкой» на пути к просвещению стали сами дети: именно им педагоги пытались привить интерес к книжке, и, таким образом, через них попытаться «дотянуться» до родителей.
Ребятне ясельного возраста очень полюбились короткие и запоминающиеся песенки-потешки. Детям постарше - русские народные сказки: это и «Колобок», и «Волк и семеро козлят», и «Теремок». Среднему дошкольному возрасту нравятся уже авторские произведения - Корнея Чуковского, Александра Пушкина, Николая Носова. К слову, над книгой «Незнайка и его друзья» малышня в прямом смысле хохочет - необыкновенные приключения маленького коротышки даже взрослого развеселить способны!
…Цель быстро была достигнута - несколько мам вскоре подошли к воспитателям и спросили, какие книжки лучше других подойдут для семейного чтения. Тогда стало понятно, что можно переходить ко второму пункту «плана Барбаросса».
- Мы приглашали родителей на консультации, где рассказывали не только о том, что читать, и как это повлияет на ребенка, - рассказывает Светлана Викторовна Евсюткина, заместитель заведующей по воспитательной и методической работе. - А толк ведь огромный! Семейное чтение - это не просто механическая начитка, а способ развить мышление и воображение ребенка, воспитать в нем лучшие качества. Сейчас много детей страдают нарушениями речи - не умеют связно и правильно говорить. Это действительно большая проблема, с которой чтение помогает бороться.
Для мам и пап была специально разработана памятка, которая максимально подробно объясняла, как организовать дома семейное чтение. Ей следовали, и это принесло свои плоды: ребятишки приносили в детский сад свои любимые книги, рассказывали, кто их написал, какие герои понравились и сколько раз вместе с родителями они успели перечитать истории.
Мало читать, нужно и что-то делать - так решили воспитатели, и щедро «раздали» всем задания: нарисовать любимого литературного персонажа. Дальше больше - сделать поделку из бросового материала. Тут голь на выдумки была хитра! Ежик из шишек, Колобок из ниток, бычок из соломы… Сразу видно, что в работу включились не только малыши, но и родители.
Итогом стала большая литературная викторина, участие в которой принял и стар, и млад. Ребятишки постарше отвечали на вопросы «с подковыркой», разгадывали загадки, решали ребусы. Совсем малыши попробовали себя в роли болельщиков. Мамы с папами, к слову, даже восклицали, мол, неужели наша ребятня такое умеет?! «А то!» - отвечали педагоги.
…Планы у воспитателей пусть не наполеоновские, но близко к тому. Уже на год вперед запланированы целые вереницы мероприятий. Так, в конце марта пройдет конкурс чтецов, посвященный теме Родины. Чуть позже - конкурс театрального мастерства, который опять же неразрывно связан с литературой - постановку будут готовить по мотивам русской народной сказки. Какой? Пока секрет! Главное, что эта сказка обязательно научит озорную малышню куда большему, нежели компьютеры и планшеты.
Â
 «Я думаю, главное, что должны делать родители, желающие вырастить читателей, - читать сами. Постоянно. И не детские книги, а свои, взрослые. И ходить в театры-музеи. Дома должны вестись соответствующие интеллектуальные разговоры. При выполнении этого условия становится неважным, много ли читают вслух, рекомендуют ли книги из своего детства, следят ли за качеством новых книг и т.п. Общие сюжеты и цитаты тоже могут быть почерпнуты не из детской литературы, а из, например, классики - когда читатель до нее дорастет».
 Илья БЕРШТЕЙН, независимый издатель
Â
Â
Памятка для мам и пап
Â
Чтение - это общение
Â
Все родители мечтают привить своему чаду любовь к книге. Однако сделать это порой не так-то просто. Но возможно!
- Старайтесь развить в ребенке интерес к книгам с раннего детства. Для этого покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.
- Заведите традицию семейного чтения. Выберите время для ежедневного чтения с малышом (например, читайте после ужина или перед сном).
- При чтении вслух не просто механически произносите текст, но и обыгрывайте, создавая голосом образы героев произведения.
- Читайте ребенку книги разных жанров. Так вы узнаете его предпочтения, разовьёте любознательность и эрудицию.
- Читая с малышом книгу, обязательно обсуждайте с ним её содержание, даже если произведение вам не понравилось. Вы должны быть готовы к внезапно возникающим по ходу вопросам, комментариям, а также проявлению отношения к прочитанному. Учтите, чтение - это общение.
- Рассказывайте ребёнку об авторе книги, которую вы читаете. Совместный интерес вас объединит и позволит получить новые знания и впечатления.
- Рассматривайте вместе с ребенком иллюстрации в книгах, обсуждайте их. Предложите ему изобразить любимого героя (нарисовать, сделать аппликацию или слепить), так вы будете способствовать развитию его творческой фантазии.
- Воспитывайте бережное отношение к книге, рассказывая, как много людей вложили свой труд в её создание.
Рекомендации разработаны С.А. Мамедовой, учителем-логопедом детского сада «Алёнка».
Подготовила Вера ДАНИЛЕНКО,
Â
«ЧР» №15 от 26 февраля 2015 г.