«Чир Чайаан»: от души к душе

Дата публикации: 08.07.2014 - 03:50
Автор:
Просмотров - 842

alt

Вот и закончился VIII международный эколого-этнический фестиваль театров кукол «Чир Чайаан», но еще долго, многие годы он будет жить в сердцах актеров и зрителей, побывавших на празднике искусства. И это не преувеличение, нет! Не раз приходилось слышать воспоминания людей о первых фестивалях, о замечательных спектаклях и представлениях, на которых они побывали много лет назад. О том, как после очередного «Чир Чайаана» запасались терпением на два года, прежде чем вновь удастся попасть на фестиваль, и как каждый раз опасались - а не отменят ли встречу? Ведь все же устройство такого театрального съезда - дело, ох, какое непростое.

Но, несмотря на мировой экономический кризис, по-прежнему главным спонсором «Чир Чайаана» остается Сибирская угольная энергетическая компания. Большую помощь оказывают правительство республики и представители бизнеса. И как результат - новое празднество проходит не хуже предыдущего. А это крайне сложно, к сожалению, практика показывает, что редко какому фестивалю удается долгая жизнь, немногие могут высоко держать планку, на протяжении многих лет привлекать к себе внимание зрителей. И в этом отношении «Чир Чайаан» - счастливое исключение.

НА УЛИЦАХ… -

НЕТ, НЕ СЛОНА,

А ДИНОЗАВРА ВИДЕЛИ!

Каждый раз организаторы приглашают новые театральные коллективы, редко когда бывает так, что труппа приезжает повторно, и на каждом фестивале рождаются свои большие или малые традиции.

Неизменно старт «Чир Чайаан» берет у парка «Орленок». Колонна артистов под предводительством шамана и Белой Волчицы проходит по ул. Ленина и Маркса к театральной площади «Сказки». Но в этом году шествие прошло несколько иначе.

Во-первых, на двух площадках устроили небольшие представления абаканские танцоры и акробаты. А во-вторых, совершенно неожиданно для зрителей и, быть может, для гостей тоже, в середине пути к шествию присоединилась удивительная группа - трое здоровенных динозавров и их строгий погонщик! Так зрители Хакасии впервые увидели артистов знаменитого уличного театра Голландии «Close-Act».

Поверьте, это было совершенно фантастическое и очень красивое зрелище. С удивительной грацией двигались на высоченных ходулях актеры, облаченные в сложные костюмы. Динозавры издавали еще и очень трогательные звуки, напоминая скорее не страшных монстров из «Парка Юрского периода», а заблудившегося во льдах маленького мамонтенка из советского мультфильма. Впрочем, когда голова шестиметрового чудовища склонялась над тобой, становилось несколько не по себе.

Стоит отметить, как и в прежние годы, шествие проходило под дождем, что считается хорошим знаком. Но, к сожалению, в отличие от прежних лет солнце не выглянуло и на площади, где началось представление театров. Впрочем, наши театралы - люди увлеченные, теплый дождь не особо испугал их, раскрыли зонты, накинули плащи - и все дела.

А вот перед артистами «Close-Act» в прямом смысле слова захотелось снять шляпу. По программе фестиваля в тот вечер они должны были давать первое представление, и по всем нормам и правилам имели полное право отказаться - техника безопасности не разрешает выступать под дождем. Ведь только представьте, высота ходулей метра три, сцепление с мокрым асфальтом ненадежное, в довершение ко всему вода вскоре превращает костюм в тяжеленный груз. Но голландцы на деле доказали, что настоящие артисты - по максимуму отработали свою программу, заставив восхищаться, хохотать и пугаться сотни зрителей.

И прав, пожалуй, был известный театральный критик Олег Лоевский, заметивший в своем выступлении: «Это не просто дождь идет, это слезы тех городов, что не смогли попасть на «Чир Чайаан».

- Этот фестиваль проходит в вашей республике, и говорит о том, что здесь вкладываются в самое главное - в духовность, а там где развита духовность, республика всегда будет богатой и плодовитой талантами, - с такими словами обратилась ко всем министр культуры Крыма Арина Новосельская. - На гербе республики Крым написано «Процветание в единстве». В сложные для Крыма времена Хакасия первой приехала поддержать крымчан, и первые крымские гастроли мы проводим в Хакасии, потому что наше процветание в единстве с вашей республикой.

ОТ МОРЯ ДО МОРЯ

На восьмом фестивале зрители встречали гостей из Голландии и США, Испании и Японии, Болгарии и разных регионов России: от Черного моря до Охотского и Берингова. И в этом заключена еще одна чудесность фестиваля - возможность увидеть не только разные театральные школы, но и разные национальности, недаром же в названии фестиваля содержится слово «этнический».

В этот раз «Чир Чайаан» дал возможность поближе узнать, на мой взгляд, одну из самых интересных культур - культуру народов Севера. В рамках праздника два выступления дал кочующий фестиваль «Манящие миры. Этническая Россия». На представлении «Тунго: полярный круг» гости смогли не только увидеть народные танцы, услышать национальные напевы и музыку, исполненную на бубнах, варганах, копытцах и оленьих рогах, но и сами попробовать на них поиграть.

Словно волшебным крылом перенесли артисты зрителей на берега северных морей, к крикам чаек и шуму волн, встречам с медведями и мудрым вороном Кутхой. Нежны и пластичны эвенкийские и ительменские девушки в своих венках, не цветочных, как мы привыкли, а сделанных из маленьких кусочков шкур, но так похожих на настоящие. Мужественны и отважны рыбаки и охотники, но отнюдь не чужд им юмор, напротив, в танцах видно, что пошутить северяне любят и умеют.

Энергетика танцев просто завораживала, заставляя забыть обо всем и полностью погружая в суровый, но красивый мир далекого Севера.

И ТУТ ПОДУМАЛ,

А ТАК ЛИ ЖИЛ?..

Чем хорош «Чир Чайаан», так это своим многообразием. Классический театр соседствует с экспериментальным, народная музыка с эклектичным смешением форм и мелодий. И что крайне важно, он ориентирован совершенно на все возрастные группы. Каждый может сделать важное открытие для себя.

Разве не здорово, когда маленький мальчик вдруг в радостном восторге бросился к маме на представлении московского театра «Бродячий вертеп» «Петрушка на ярмарке»:

- Мама, послушай, ведь это про такого Петрушку мы читали в книжке! - кричал вдохновленный открытием ребенок. - Помнишь, про Леню, когда он пришел на ярмарку. И я теперь тоже видел живого Петрушку!

Примечательный диалог услышала я после спектакля болгарского театра «Кредо» по мотивам повести Гоголя «Шинель». Пожилой мужчина говорил своей жене:

- Вот первую половину я почти не понял, а потом вдруг дошло, да ведь это, как с моим дядькой было, помнишь - всю жизнь копил на машину, а как купил, так сразу и разбил, а потом и сам помер. Так и жизни не увидел в погоне за деньгой…

Надо сказать, что приезд театра «Кредо» - исключение из правил, на прошлом фестивале они уже были в Хакасии. Более того, в рамках социокультурной акции труппа приезжала в Черногорск. Труппа этого мини-театра всего из двух актеров творит настоящие чудеса на сцене. Минимализм декораций, движений, слов на грани. Но в том и талант болгар, что они эту грань не переходят, напротив, так увлекают зрителя в мир представляемого, что вскоре он уже не замечает ни бедности сценической обстановки, ни малого числа актеров, а весь погружается в ткань постановки.

И в самом деле, чувствует пронзительный петербургский ветер, проникающий в прорехи старой шинелешки Акакия Акакиевича, сочувствует чиновнику, занятому никчемным делом и так проживающим жизнь. Да, бесполезный человечишка был, но ведь все же был. И жаль его такого становится, что не нашлось сильного друга, который бы вытащил, подсказал, как иначе жить можно. И страшно самому становится, а ты-то не зря живешь? Ты-то не будешь забыт сразу после смерти? Что вообще останется после тебя…

И недаром, когда спектакль закончился, весь зал поднялся и стоя аплодировал актерам. Говорил «спасибо» за то, что приехали к нам на гастроли, за то, что поделились своим искусством.

А каким событием для счастливчиков, попавших в гости к театру «Странствующие куклы господина Пэжо», стал спектакль «Миньона», в какой-то степени перекликающийся с романом Гёте «Годы учения Вильгельма Мейстера»! Как говорила после представления девушка:

- Сама себе завидую, что увидела такое!

Другая же так пыталась объяснить происходящее на сцене:

- Там такая музыка, что дыщ-дзынь! Говорят они так: «Пиу-пиу». В общем, не знаю, как тебе объяснить, но это было так здорово! Эта девочка Миньона так хотела любить, чтоб ее любили, а сама боялась выбраться из своих страхов. Говорят, что у каждого есть скелет в шкафу, а она сама жила в этом шкафу, а потом все же смогла его разрушить. И это главное! Знаешь, я сейчас люблю весь мир, ведь он же не злой, главное самому быть в нем добрым!

Думаю, за такое признание актеры театра тут же сыграли бы еще раз. Ведь именно об этом они хотели рассказать зрителю, заставить его не только смеяться над немного нелепой и наивной в своих мечтах девчонкой, но и понять ее, почувствовать ту боль, что носит в своем сердце Миньона.

Кто знал тоску, поймет

Мои страданья!

Гляжу на небосвод,

И душу ранит.

В той стороне живет,

Кто всех желанней:

Ушел за поворот

По той поляне.

Шалею от невзгод,

Глаза туманит...

Кто знал тоску, поймет

Мои страданья.

Так пела гётевская Миньона. Миньона петербургских актеров не пожалела своего сердца, чтобы стать счастливой. И, в конце концов, смогла вырваться из замкнутого круга своих страхов.

Не знаю, как называется стиль игры актеров, да и не в этом дело, важно то, как с первых же секунд они смогли захватить внимание зрителей и не отпускать их до последнего мгновения. Нечасто встречается такая энергетика, такое умение вести диалог с залом. И думаю наверняка все те, кто был на спектакле, в дальнейших своих поездках будут посматривать на афиши, не встретится ли им где-нибудь театр «Странствующие куклы господина Пэжо».

И за все это хочется сказать огромное спасибо «Чир Чайаану». За то, что позволил познакомиться с изумительными мастерами, увидеть замечательные выступления, за то, что развернул себя к себе, заставив всмотреться, понять, переоценить…

Валентина СОСНОВСКАЯМатериал подготовлен в рамках гранта правительства РХ «Межнациональные и межконфессиональные отношения и пути их гармонизации».

Новости по теме: