Bз чего складывается цена на уголь

Дата публикации: 18.02.2016 - 08:14
Автор:
Просмотров - 1335

alt

Хоть и уверяет нас банковская реклама, что на прихоти и капризы всегда можно взять кредит, большинство всё же прекрасно отдает себе отчёт в том, что главное – это найти средства для основных вещей: пищи, одежды и, конечно, на коммунальные расходы. Для жителей частного сектора довольно важным в этом списке является стоимость угля. И иной раз возникают недоумённые вопросы – ну как же так: уголь выращивать не надо, под ногами, можно сказать, лежит, а стоит отнюдь не копейки.

Как формируется и из чего состоит цена на топливо, мы попросили рассказать заместителя генерального директора по экономике и финансам – финансового директора ООО «СУЭК-Хакасия» Андрея Костарева.

- Андрей Сергеевич, так из чего складывается цена на уголь? Может она быть ниже, чем сейчас? Мы же уголь не за границей покупаем, а в нашей земле он есть.

- Надо понимать, что стоимость угля формируется из множества составляющих. Список довольно большой. Это стоимость материалов, которые используются при добыче угля, например, взрывчатые вещества. Запасные части для автосамосвалов, экскаваторов, бульдозеров, прочей карьерной техники. Заработная плата работникам предприятий. Налоги, а их перечень тоже немалый, в частности, налог на добычу полезных ископаемых. Помимо этого, часть средств мы вынуждены тратить на иные нужды – полиграфию, наем горноспасателей, перевозку трудящихся на предприятия. Вкратце – именно так представлена структура себестоимости продукции.

Кроме этого, цена на уголь должна покрывать инвестиционную составляющую, доля которой весьма велика в расходах компании. Мы прекрасно понимаем, что без надежно функционирующего современного оборудования, техники, стабильная работа невозможна, поэтому на предприятиях на регулярной основе реализуется программа модернизации. Мы каждый год приобретаем новую технику, как для развития разрезов, так и для замены отработавших машин.

Если говорить о развитии, то это, конечно, в основном ведется за счет привлеченных ресурсов, но замена устаревшей техники, которая отработала свой ресурс, проводится за счет амортизационных отчислений, которые учитываются при расчете цены на уголь.

Причём, всё это происходит на фоне резкого удорожания доллара. Если еще несколько лет назад его цена составляла тридцать с лишним рублей, то сейчас курс колеблется у отметки 75-80 рублей. А ведь большая часть нашей техники, оборудование, запчасти – импортные, следовательно, мы вынуждены покупать их за валюту. Да, конечно, с одной стороны, высокий курс доллара нам выгоден при продаже нашей продукции за границу, но с другой – нет, так как, я уже отметил выше, запчасти и технику мы тоже покупаем за доллары и евро. Поэтому снижения себестоимости даже при росте доллара не происходит.

Более того, в течение последних лет мы наблюдаем резкое снижение цен на энергоносители на мировом рынке. Это видно по цене и на баррель нефти, и на газ, данная тенденция не обошла стороной и цену на уголь. Это только ухудшает финансовое состояние стран-экспортёров. Потому что только за счёт валютной выручки мы можем формировать инвестиционную программу, говорить о развитии предприятия. Так что падение цен на мировом рынке оказывает немаловажное давление на нашу экономику. Скажем так, если в 2010-2011 гг. самая высокая цена за тонну угля на мировом рынке доходила до 125 долларов, то сейчас цена составляет меньше 50 долларов.

Как можно убедиться, это совершенно объективные, не зависящие от нас обстоятельства, диктующие соответствующее ценообразование. Но я скажу больше – даже несмотря на такое давление, рост курса доллара, падение цены на мировом рынке, мы осуществляем регулярную индексацию зарплат работникам, нам удается на протяжении последних лет не увеличивать стоимость угля.

- Сколько сегодня стоит тонна наиболее востребованного населением угля?

- Это зависит от марки угля. Если говорить о классе ДПК, это крупная фракция угля, прошедшего переработку на обогатительной фабрике, то его цена без НДС 1650 рублей за тонну. Домохозяйства, как правило, берут именно этот уголь, так как там нет вкраплений мелкой фракции. Если вести речь о мелкой фракции, то её цена - 920 рублей за тонну. Это уголь класса 0-25 мм. Он не подходит населению, так как для его сжигания необходимы определенные условия, но именно он востребован на ТЭЦ. Особо хочу отметить, что мы продаем уголь, переработанный на обогатительной фабрике. На других разрезах пока есть только дробильно-сортировочные комплексы. Обогащение же позволяет убрать из массы угля породные включения, которые попадают в процессе добычи, соответственно, качество становится выше.

- За счет чего вам удается не повышать цены? Ведь понятно, если расходы растут, то хочешь не хочешь, но и доходы надо увеличивать, в том числе, увеличивая отпускные цены на свою продукцию?

- Конечно, сочетание негативных факторов оказывает серьезное влияние на нас, поэтому мы занимаемся повышением эффективности производства, оптимизацией технологических процессов, и это позволяет нам поддерживать уровень цены на уголь без повышения. Но при этом продолжать программу модернизации техники и оборудования. И мы думаем, что ещё год-полтора сможем при нынешних условиях сохранять прежнюю стоимость топлива.

- Насколько масштабная инвестиционная программа реализуется на предприятиях СУЭК Хакасии? Ведь как мы понимаем, это довольно важная расходная часть бюджета компании.

- Действительно, инвестиционная активность у нас достаточно высокая. И это позволило нам в сжатые сроки, всего в течение нескольких лет, изменить технологию отработки по автомобильной вскрыше. Нам удалось полностью вывести из производственного цикла 55-тонные БелАЗы и перейти на более производительные 130-тонные и 220-тонные автосамосвалы. К примеру, на разрезе «Черногорский» сегодня эксплуатируется двадцать один 220-тоный БелАЗ. Только в 2015 году в приобретение оборудования и техники для предприятий «СУЭК-Хакасия» было инвестировано порядка 1 млрд 900 млн рублей.

- Возникает вполне логичный вопрос: а нет ли возможности отказаться от импортного оборудования и перейти на отечественные аналоги, ведь это будет гораздо выгоднее и для компании, и, в конечном счете, для рядовых потребителей?

- Да мы бы с радостью, одна лишь проблема – нет в России удовлетворительных аналогов той карьерной техники, которую в течение последних лет мы приобретаем в зарубежных странах. Ведь даже БелАЗы, которые, по идее мы могли бы покупать у Белоруссии за рубли, так как эта страна входит в таможенный союз, вынуждены приобретать за валюту, потому что Белоруссия приняла соответствующие нормативные акты.

Нельзя сказать, что в России вообще не выпускается карьерная, горная техника, машины есть, но они не обладают теми характеристиками, которые нам требуются. Например, у нас выпускаются карьерные экскаваторы ЭКГ, однако их мощность, производительность недостаточна для наших задач. Знаю, что был разработан ЭКГ с объемом ковша 32 кубометра, но он существует пока в единственном экземпляре. Брать же совершенно необкатанные в реальных карьерных условиях машины довольно рискованно. Поэтому мы вынуждены приобретать импортные экскаваторы, в частности немало у нас экскаваторов «Комацу». Аналогичная ситуация и по другим видам карьерной техники.

Однако хочу обратить внимание, что мы довольно активно занимаемся импортозамещением. Например, на нашем Черногорском ремонтно-механическом заводе освоен ремонт двигателей «Камменс». Сейчас в среднем за год мастера РМЗ в состоянии ремонтировать порядка 60 двигателей. Изготавливаются некоторые виды запчастей, что позволяет нам экономить валютные средства. На базе Энергоуправления мы наладили выпуск взрывозащищенных высоковольтных ячеек, пока это совместное производство с зарубежной фирмой, но в перспективе - перевод полностью на российскую основу. Осваивается изготовление еще ряда запасных частей к технике, оборудованию. Это все также позволяет удерживать себестоимость и не повышать отпускную цену на уголь для населения.

Беседовала Валентина СОСНОВСКАЯ. «ЧР» №12 от 18 февраля 2016 г.

Новости по теме: