Большой разговор: папка, папочка, папуля

Дата публикации: 11.07.2016 - 08:44
Автор:
Просмотров - 830

alt

Мой папка был – сажень в плечах, кряжистый, немногословный, с руками-граблями сибиряк. Сколько бы его ни покусывали, ни подзуживали,

только спокойно улыбался, с прищуром поглядывая на пустобрехов. Мог, конечно, по-мужицки загнуть, но только не на нас с сестрой. Почему-то постоянно видела его перед собой, пока разговаривали тёплым кругом, за столами с чаем и печеньем, об отцах.

Собраться разношёрстной компанией в библиотечном зале предложили активисты ТОС (территориального общественного самоуправления) «Майский». Они–то, как никто, народ знают. Так вот, при всём честном собрании, наградили семейных долгожителей и передали бразды правления беседой вашему корреспонденту.

Корр.: - В выходные на даче завязался разговор, когда девочка-соседка кормила собаку, приговаривая: «А из маминых рук Буська даже лакомые куски не берёт или делает это с предельной осторожностью – боится укусить вожака». У них в семье, и вправду, именно мама – вожак, лидер. Так вот иногда кажется, что миром на самом-то деле правят женщины. Они много работают, руководят, рожают детей, а когда те подрастут, решают, в какие секции им ходить, какие профессии выбирать, в каких квартирах жить. А папы? У них какая роль?

Кирилл Жибинов, тренер (говорит, пока супруга неподалёку пытается чем-нибудь занять, чтоб не вредничал, сына Тимофея, которому чуть больше года): - Для меня отец - пример идеального мужчины. Своими действиями, поступками, общением со мной он заложил ориентиры, как строить семью. Стал другом, у нас доверительные отношения.

Корр.: - Всем бы хотелось! Только как этого добиться? Быт заедает, работа с каждым годом любит всё сильнее, беспощадно забирая уже и личное время.

Кирилл: - Оправданий всегда можно найти много. Только если понимаешь, что именно от тебя зависит, каким станет вот этот маленький человек, твой сын, тогда просто действуешь.

Из собственного опыта знаю, что поначалу ребёнку нравится путь, на котором нет проблем. Я не был исключением. Искал дорожки, где всё легко и просто. Отец повёл в спортивную секцию, «чтобы подготовиться к жизни – ведь будущий мужчина!» Весь год я ходил на каратэ со слезами, папе приходилось в назначенное время тащить меня, семилетнего, на тренировки за руку. Вскоре я догадался, что можно хитрить. Папа приводил к спортзалу и уходил, а я сбегал, и появлялся, лишь когда он возвращался меня забрать. На вопрос, как потренировался, я отвечал: «Хо-ро-шо!»

Так продолжалось, пока отец не встретил тренера на улице и не поинтересовался моими успехами. Когда услышал в ответ, что я уже месяц не появляюсь в зале, был жёсткий разговор, после которого папе пришлось во время моих тренировок сидеть под дверью. Вскоре удалось-таки убедить родителей, что этот вид спорта не мой. Отец сам занимался в гиревом спортзале, когда мне исполнилось десять, привёл туда. Ходили вместе три года, всё это время я артачился. Теперь безмерно благодарен – дотренировался до руководства федерацией гиревого спорта Хакасии и преподавания в одноименной секции. Своего ребёнка уже сейчас беру на занятия.

Корр.: - В год и четыре – на секцию гиревиков?

Кирилл: - Конечно, вместе с мамой! Кстати, она уже близка к тому, чтобы заняться гирями, да и малыш привыкает к спортивной атмосфере. Отец ведь не говорил мне, мол, занимайся, сынок, это полезно! Он показывал – я делаю это, смотри, есть вот такие плюсы и минусы. Пусть и сын смотрит.

Корр.: - Когда дети приходят на секцию, можно отличить тех, кто воспитывается без мужского участия?

Кирилл: - Ещё как! Это видно по застенчивости, изнеженности, физическому развитию ребёнка. Бывает, спрашиваю при заполнении журнала о семье, и не удивляюсь, когда мальчишка, к примеру, говорит, что живёт с бабушкой. А если есть отец – значит, как правило, есть и навыки, которые развиваются при выездах на природу, или когда вместе в огороде гоняют мяч, рыбачат, просто носятся. Такие мальчишки подвижные, активные, им по плечу нагрузки.

Елена Белова, зам. президента фонда социальной поддержки населения «Мир добра»: - К слову, о спорте. Когда ребёнок знакомого пошёл в садик и не хотел спать в обед, его папа не просил укладывать мальчишку, а приезжал в «тихий час» и увозил его… на тренировку. Ребёнок стал интересоваться спортом! Такое вот неординарное решение, против системы.

Наталья Касьянова, председатель ТОС «Шахтёрский»: - У нас с мужем три сына. Растили в 90-е, приходилось много работать. К сожалению, муж уделял маловато внимания детям. К тому же у него не было отца, то есть примера обращения с сыновьями. Я думала, что всё смогу сама, учила парней бытовым хитростям, за это невестки наверняка скажут спасибо. А теперь понимаю – никогда женщина не заменит мужчину! От него ребятня должна получить что-то, о чём трудно говорить словами, впитать всё хорошее, обрести стержень. Я старалась проводить с сыновьями больше времени, передавать им свой опыт. Они выросли хорошими людьми, тем не менее, мы с мужем сожалеем, что ему приходилось больше времени отдавать работе, чем детям.

Юрий Гришанин, пенсионер: - Мы прожили с супругой 47 лет, богаты двумя сыновьями, внуками. Иной раз коробит, когда молодые женщины рассуждают: «Рожу для себя!» У ребёнка не будет мужской поддержки, которая нужна постоянно, ежедневно. И не только в выборе спорта! Человека воспитать – та ещё проблема. Чтобы он был обязательным, сильным и в то же время добрым. Это словами не объяснишь, нужно самому следовать правильным принципам. А в молодых семьях, пусть и в тех, где и мама, и папа есть, явные пробелы с воспитанием! К примеру, вместо того, чтобы, как раньше, помогать с уроками, обращаются к репетиторам. Дорогие, вы лишаете себя общения с детьми! Они вырастут и будут перепоручать своих отпрысков другим – поступать так же, как вы! Мой дед был малограмотным, но настолько человечным! С малого возраста – молоток, литовку нам в руки – и вперёд, рядом, вместе. Сын должен чувствовать мужскую руку, пример. А приходить домой – глаза в разные стороны от усталости, никого не видеть и не слышать – не вариант. Детей упустите – что потом делать?

Мара Глебышева, председатель профкома работников образования: - Хорошо говорить – чтоб мама, папа были рядом! А как быть женщине, которая осталась одна? Если вот такая судьба?

Юрий Гришанин: - Не на луне живём, есть дедушки, бабушки с двух сторон.

Инна Гожина, ТОС «Шахтёрский»: - Одна воспитывала двух мальчишек. В жизни многое сложилось непросто. Оставив мужу всё, говорила себе, что не злюсь, что люблю детей. Никогда ничего плохого не сказала о бывшем муже сыновьям, пока они росли. Говорила только хорошее, старалась сохранить отца, который исчез из нашей жизни. Это был мой внутренний подвиг. И вот когда дети выросли, я подумала, что могу их отпустить строить свою жизнь. Однако старший сын этого не понял, после армии «на эмоциях» уехал к отцу. Он жил с ним два года, и всё это время я плакала, потому что бывший муж не растил парня, не знает, как? Разошлись, когда парнишке было 3 года. Добилась-таки, чтобы сын вернулся, – муж не мог найти с ним общий язык, понять, принять - с сибирским воспитанием на Кавказе. Но! Парень вернулся другим! В нём появились мужские черты – стал смелым, вдруг начал строить.

Время всё расставит на свои места, покажет, права я или нет, но пара лет, прожитых с отцом, дали сыну, как мужчине, очень много.

Знаете, не надо хаять мужчин, даже если они вам делают больно. Хоть мальчик у вас, хоть девочка. Если дочь – тем более! Вряд ли стоит селить в неокрепшего человека ненависть к противоположному полу.

Корр.: - Спасибо за откровенность!

Галина Алушкина: - У меня было три сына, лишилась среднего. Младший с 8 лет занимался греко-римской борьбой, в любую погоду ездил на тренировки из Пригорска в Черногорск. Муж говорил, мол, – зачем такие сложности, а я поддержала сына, он в 90-е стал чемпионом Хакасии. А когда ему исполнилось 15 (переходный возраст!), не стало папы. Спас спорт, который выработал характер, беды миновали. Женился, недавно стал молодым папой.

Корр.: - Вы говорите с такой гордостью!

Галина Алушкина: - А как вы думаете! Он состоялся как мужчина. Невестка сказала: «Галиночка Ивановна, спасибо за воспитание сына!»

Корр.: - Сменим тему, предоставим слово Евгению Михайловичу Попову, который один воспитывает двоих детей.

Евгений Попов: - С женой прожили 20 лет, я работал по 12 часов в сутки. О чём соседи судачат – нет, не верил… До поры, до времени! Когда младшей было 2 года, сыну 6, взял дочь за руку, пошёл в суд, развёлся. Правда, бывшая супруга с нами жила, пока дочь не пошла в школу.

Корр.: - Чаще из семей уходят папы, мамам приходится брать на себя обязанности по воспитанию, у вас сложилось иначе. Женщине природой предназначено лелеять, взращивать своих птенцов, вы взяли эту роль на себя. Как не опустились руки, что было самым трудным за эти годы?

Евгений Попов: - Всё нормально, просто не хватает времени. Работа, дача, в школу к обоим надо успеть. Сейчас старшему 18, младшая в 6 класс пошла. Нормально учатся, сейчас обустраиваем новую квартиру – переселили из ветхого жилья. Коллеги удивляются, как на трёх работах успеваю крутиться.

Корр.: - Злитесь на эту жизнь, на всех вокруг, кто идёт парами, жалеете себя?

Евгений Попов: - Нет, привык, у нас свой порядок. Дети – радость, видишь, как растут, чего добиваются, грамоты копишь. Сын в Абакане учится, участвует в коллективе народных песен, танцев. Недавно они ездили в Красноярск, 2 место заняли.

Корр.: - Мама помогает?

Евгений Попов: - Два года как подал на алименты, за это время 15 тыс. выплатила.

Из зала: - Нет желания жениться?

Евгений Попов: - Нет такой женщины, не вижу.

Корр.: - Слышите, вам говорят, не там ищете! Впрочем, разберётесь сами, думаю, все поняли, что вы - настоящий папа.

Светлана Никитина, инспектор ОДН: - Пришла с сухими цифрами, но, смотрю, не пройдёт! Жаль, не все родители – друзья для своих детей, как Евгений. В идеале – хорошо бы, чтоб папа брал детей на рыбалку, вёл на тренировки. Но время другое, ситуации разные. Человека надо бы ценить за то, на что он способен, за силу, поступки. Но что-то в нас перевернулось, и вот уже дети хвалятся, что папа при должности, а мама хорошо зарабатывает…

Елена Спиридонова, ответственный секретарь административной комиссии: - В городе 132 несовершеннолетних состоят на учёте. Мы проводили анализ – в основном это ребята из неполных семей, где ребёнка воспитывает мама, или из семей, где дети живут с отчимами.

Корр.: - От рук отбиваются?

Елена Спиридонова: - На комиссии папы распаляются: мол, я ему говорю, почему пропускаешь занятия, почему заглядываешь в бутылку? Между тем многие сами не работают, склонны к выпивке. А ведь всё из семьи! И неблагополучные дети – тоже.

Корр.: – Тем не менее, есть семьи, где папа пьёт, мира нет, а ребёнок хотел бы вырваться из тяжёлой гнятущей атмосферы. Как помочь, что можем сделать мы с вами – газета, общественники, представители власти?

Елена Спиридонова: - Беседуем с родителями о том, как не нужно себя вести. В крайних случаях, забираем детей из семей.

Елена Белова: - Если есть семьи, в которых нет пап, задача – обеспечить детям хоть какое-то мужское внимание – учителя, тренера, общественников. При этом замечу: не каждый мужчина, даже будучи семейным, может дать ребёнку хоть что-то.

В семье, где я росла, царил матриархат. Папа был неинициативным человеком в моей жизни, но я благодарна, что он был, что воспитывалась в семье. Здесь говорили, в основном, о воспитании парней, а когда я пошла в школу, были сложности в общении с мальчиками. Не знала, как начать общаться, реагировать на знаки внимания. Любви отцовской не было: «Доча, а как у тебя дела в школе?»

И раньше, и сейчас все заняты, не имеют много времени. Только прежде общество было другим, менее равнодушным. Улица, соседи воспитывали, за редким исключением, правильно, никто не отворачивался от детей.

А теперь, скорее, не подойдут и не скажут – мальчик, что ты такой грустный, почему плачешь, почему один, где родители?

Наш фонд «Мир добра» существует более 7 лет (Абакан, Вяткина, 16). Мы сотрудничаем с абаканскими ТОС, готовы работать с черногорцами. Есть склад, люди приносят одежду, обувь, предприниматели – продукты. Общественники могут сообщать, кому что нужно. Взаимодействуем с минобразования, минкультуры республики – выделяются места для утренников в драмтеатре, кукольном театре. Можно устраивать интересные вылазки, встречи.

Светлана Никитина: - Сотрудники ОДН – за профилактику детского неблагополучия, ищем необычные, интересные формы работы. К примеру, можно, собрав группу детей до 20 человек, побывать с экскурсиями в железнодорожном музее Абакана, аэропорту. Кинолог МВД готов рассказать, как он тренирует собак.

Наталья Касьянова: - Мы хорошо знаем, кто живёт рядом, много работаем с детьми. На улицах – подметаем, красим-мажем, праздники сообща готовим. Ещё движения ТОСов не было – мы активничали на улицах, в кварталах. От нас тоже очень многое зависит! Есть ребятишки, которые дома не получают тепла, мы стремимся держать их в поле зрения, привлекать к нашим делам. Ещё 18 лет назад, помню, старались дарить детворе, за творчество и работу, альбомы, фотографии, эти мальчики, девочки с огромным желанием сажали с нами деревья, делали всё, что и мы. Недавно на улице Сортировочная дети провели праздник сами, со сценками, концертными номерами. Нам надо их активнее привлекать, чаще общаться. Больше заниматься, подсказывать, где можно записаться в бесплатную секцию, где – поучаствовать в интересном конкурсе.

Лариса Бахтина, председатель совета ТОС «Центральный»: - Много мыслей по поводу сегодняшней темы, имея 40 лет педагогического стажа, с чем-то соглашаюсь, с чем-то – нет. К сожалению, в стране, по официально озвученной статистике, меньше заключается браков, увеличивается число разводов, авторитет семьи падает. Многие молодые – за лёгкие отношения, за гражданский брак, который, на самом деле, сожительство и для кого-то – верный путь к безотцовщине.

Папа обязательно должен быть в семье, но если его нет, какую политику выбрать маме? Не только учить шить, говорить «спасибо», уступать место или забивать гвозди. Не в гвоздях дело! Нужно, как говорит Кирилл, воспитывать уверенность, ответственность, твёрдость характера. Дети, которые сейчас взрослеют, простите, то самое потерянное поколение. В 90-х их папы теряли работу, мамы – сумки в руки, и поехали за товаром.

Что мы теперь можем спросить с 25-летних мам? Им в семьях многого не дали в плане общения и воспитания, родители пытались компенсировать это шмотками, покупкой гаджетов.

Как-то услышала фразу, мол, дети – не будущее, это наше прошлое. Потому что они несут в себе «фамильный» опыт. Если ребёнок воспитывался один, ему будет сложно со своей семьёй, если вообще удастся её создать.

Евгений Попов: - Нравственность упала, беспорядочные связи – в порядке вещей. Вот с чем нам, взрослым, надо биться. И доказывать, внушать юным, что у человека должен быть один – «он» или одна - «она».

Корр.: - Именно так сложилось в семье Ивана Прохоровича и Веры Григорьевны Домовских. Вы дружные, сильные, счастливые, от вас такой уверенностью веет. Поделитесь секретами!

Иван Домовских: - Я родился после войны, в 46-м. Воспитали меня улица, бабка и мать. Вроде, нормально получилось. У нас с женой двое сыновей, два внука, правнук. С сыновьями как было? У меня постоянные командировки, всё ложилось на плечи жены. Очень ей благодарен. Никогда не слышал, чтоб мои родители ругались, и наши дети не слышали ругани, теперь наблюдаем их спокойное общение, без визгов и срывов. А где уважение, покой, там всё ладится и решается.

Корр.: - В этом году 45-летие совместной жизни отмечают Овсянниковы.

Галина Овсянникова: - Муж всю жизнь работал на шахте посменно, тем не менее, успевал уделять время девчонкам: «Дочи, дневники!» И следил, чтоб с мальчиками рано не связывались.

Александр Овсянников: - Чтобы мне не было за них стыдно, выучил. Теперь одна – подполковник уголовного розыска, вторая работает в Минздраве республики. У нас четверо внуков, есть правнучек.

Альбина Карпова, ТОС «Крепость»: - Внуку 25, не женат, переживаю, иногда, кажется, волосы, как антенны работают, чтоб ничего не пропустить, уследить.

Корр.: - Как думаете, он станет хорошим папой?

Альбина Карпова: - Будет именно так, потому что у него хороший отец – некурящий, непьющий, может плитку выложить, машину починить, огород посадить вместе с сыном. Внуком горжусь!

Наталья Федянина, ведущий специалист отдела по работе с общественностью (Девятый посёлок): - Темы, затронутые сегодня, очень важны. Часто приходится задумываться, что же за поколение растёт. При этом, за своего ребёнка 20-ти лет от роду не переживаю, ни о какой принадлежности к потерянному поколению речи нет, а вот посмотришь на детей, которым 10-15 лет, становится страшновато – с какими ценностями растут? Впрочем, во все времена был конфликт поколений. Юные всегда другие, тем не менее, будем надеяться, что плюсы перевесят минусы и со временем ершистая «поросль» станет хорошими мамами и папами. Ведь у них есть неравнодушные родители, любящие бабушки-дедушки. Есть кому направить в нужное русло!

Корр.: - Если вас попросят написать самое искреннее на свете письмо папе, о чём оно будет?

Галина Чекмарёва, ТОС «Майский»: - Пап, я у тебя была адъютантом, пожалуй, маме дарила меньше нежности, чем тебе. Играла в куклы – у меня были только сыновья. Всегда хотела мальчиков, потому что равнение было на папу. В нашей большой родне никогда не было разводов. Может быть, видишь сейчас меня? Я люблю тебя.

Кирилл Жибинов: - Каждый день говорю тебе слова благодарности. Спасибо, что пожертвовал какими-то своими желаниями, возможностями ради меня, сделал меня таким, какой есть. Теперь главная цель – оправдать твои надежды, не подвести.

Лариса Кареева: - Спасибо за любовь, которая греет по сей день.

Валентина Алиева: - Ты для меня был авторитетом. Горжусь, всегда будешь жить в моём сердце.

Татьяна Шелепова: - А можно, деду скажу? Ты лучший на свете. Был кузнецом, помню, ребятишки так и кружили возле кузницы в деревне. А ты говоришь им: «Я смотрю-смотрю, да как… зажмурюсь!» Все разбегались, только пятки сверкали.

Альбина Карпова: - Благодарю тебя за нежность, воспитание и любовь.

…А что бы я сказала папке? Есть кое-что секретное, как не быть? И спросила бы – ты френчик свой с карманами, тёмно-синего спецовочного цвета, помнишь, тот, в котором, считай, протопал всю жизнь? Когда пробовали подыскать в магазинах замену… не тут-то было, всё возвращалось на вешалки – френчика -2 не существовало! А как на пионерский сбор не пускал, пока навоз в огуречную гряду всей семьёй не перенесли? Я помню!

Марина КРЕМЛЯКОВА, фото автора. «ЧР» №56 от 12 июля 2016 г.

Новости по теме: