Автобус льготный снова припозднился

Дата публикации: 07.11.2013 - 05:00
Автор:
Просмотров - 879

alt

или Как далеко можно уехать на уговорах-переговорах

- Нет, вы посмотрите что такое! – возмущалась пожилая светловолосая женщина на остановке. – Льготная «семерка» еще 15 минут назад должна была прийти, а ее как не было, так и нет. До завтрашнего утра, что ли, ждать придется?..

Остальные «будущие пассажиры» лишь молча запахивали поплотнее куртки и натягивали капюшоны – на улице уже далеко не лето. Кто-то еще поглядывал на затертый листочек с расписанием льготных автобусов, бережно вырезанный из газеты. А кто-то уже давно спрятал его в карман, мол, все равно то, что там написано, не совпадает с реальным положением дел.

Ситуация со льготными автобусами в городе действительно неспокойная. Люди жалуются то на опоздание автобуса, то на отсутствие таблички с надписью «льготный», то на элементарное несоблюдение маршрута – не каждый транспорт едет до конечной остановки.

Не крупно, не мелко, а вверх ногами

Поэтому решение выйти на улицу и проверить все самостоятельно вряд ли вызовет удивление.

- Доброе утро! Управление соцподдержки беспокоит! – начала разговор с диспетчерским пунктом руководитель Ольга Шепель. - Мы хотим сегодня совместно с газетой «Черногорский рабочий» провести рейд по льготным автобусам. Только никого не предупреждайте!..

График движения автобусов в руках, значит, можно двигаться. Нет, пока не на дороги, а в этот самый диспетчерский пункт. Там нужно узнать номера автобусов: кто на каком маршруте ездит, не меняются ли водители своим «временем» и так далее.

Специалистам проводить такие рейды не впервой. Говорят, что пару раз в год, а то и больше, приходится бросать бумажную работу и отправляться колесить по городу.

- Выбираем какой-нибудь маршрут, например, ту же «семерку», потом номер автобуса… - объясняет специалист УСПН Евгения Донцова. – И почти следим за ним: смотрим, откуда поехал, во сколько, соответствует ли это время графику, указано ли на нем, что льготный… Причем это должно быть написано крупными, хорошо читаемыми буквами.

Замечание, кстати, немаловажное. Не так давно по нашим дорогам разъезжал автобус, на котором табличка с напечатанным словом «льготный», была расположена не горизонтально, а вертикально. Остается только спросить у кондуктора (ибо это входит в его компетенцию): с каких пор мы перешли с чтения слева направо на чтение снизу вверх?..

За окном нашего автомобиля виднеется «десятка».

- Она правильно едет, на 8-10 от «Искожа», - отмечает Ирина Чернова, сотрудник Управления социальной поддержки населения. – Номер совпадает, время тоже, надпись видно. Ставим галочку - прошла в следующий тур!

Льготная «семерка» должна была пойти на 9-08 от «Искожа», а отправилась раньше аж на 15 минут. На «десятке» слово «льготный» написано, но мелко. Подслеповатая бабушка может и не увидеть. А нужно наоборот – чтоб за версту виднелось.

Отправляемся на Девятый поселок, посмотреть, как автобусы добираются до конечной остановки, не опаздывают ли. Делаю пару фотографий только что подошедшей «семерки».

- А это для чего? – интересуется кондуктор.

- Рейд проводим! Но вы у нас добросовестные, по времени ездите!

- Конечно! Семенов бы нам дал, если мы хотя б чуток от графика отбились! – слышится в ответ.

Через два часа результаты были следующими: на всех нужных нам автобусах было указано, что они льготные (где-то написано «льготный», где-то «муниципальный заказ»). Никакой путаницы в номерах – каждый шел согласно своему графику. Правда, со временем у парочки маршрутов вышло недоразумение – поехали чуток раньше, чем требуется. А еще обозначение «льготный» на одном автобусе вообще было мелким, да еще и ручкой подписано.

Словом, в этот раз обошлось без серьезных нарушений, а как будет вечером? Ведь нет возможности отслеживать движение автобуса постоянно. Об этом, в том числе, разговор продолжился уже в кабинете у Владимира Ефремова, ведущего специалиста по охране труда и транспорту. Руководитель УСПН Ольга Шепель также поделилась своим видением проблемы.

Кому охота в долг работать?

Схема организации работы льготного транспорта в нашем городе довольно-таки проста. Администрация города по результатам проведенного конкурса заключает с перевозчиком договор на осуществление пассажирских перевозок. После этого Управление социальной поддержки имеет право заключить следующий договор, уже на перевозку льготников. И только потом перевозчикам предоставляются субсидии за льготную перевозку граждан.

Стоит отметить, что сегодня муниципалитет не финансирует перевозчиков, то есть из местного бюджета на перевозки не тратится ни рубля. Это значит, что все автобусы в городе работают в коммерческом режиме. Только УСПН оплачивает ту сеть автобусов, которые перевозили льготников.

С недавнего времени, кстати, в этой сфере произошли некоторые изменения. Если раньше город обслуживало ООО «ТрансКомпания» в лице генерального директора Александра Геннадьевича Семенова, то с 16 августа вместо одной большой компании «пришли» мелкие предприниматели - Семенов А.А., Семенов А.Г., Горина Н.А., Базанов П.С. Сумму, выделенную республиканским бюджетом на льготников, просто поделили на всех перевозчиков.

В 2013-м на эти цели предусмотрено 11 миллионов 830 тысяч рублей, в том числе на пригородный и дачный маршруты. Это примерно в тех же пределах, что и в 2012-м. Только вот учитывая, что тогда существовала задолженность за ноябрь и декабрь прошлого года… Словом, специалисты вновь не уверены, хватит ли денег до конца указанного периода.

Некоторые перевозчики с такой системой еще никогда не работали и просто оказались не готовы к тем же долгам – порой средства из республиканского бюджета не поступают вовремя. Получается, предпринимателям приходится работать «в долг». Да только при заключении договоров между УСПН и перевозчиками одним из пунктов как раз-таки предусмотрено, что расчёт за перевозку льготников переводится по мере финансирования.

Беда в том, что одна большая транспортная компания могла «прикрыть» свои слабые стороны (читай, маршруты) сторонами прибыльными, и все равно остаться в плюсе. А у мелких предпринимателей элементарно нет запасных ресурсов. То же самое, скажем, с чрезвычайными ситуациями: сломался льготный автобус – транспортная компания снимет автобус с коммерческого маршрута и поставит на льготный. Предприниматель этого сделать не может, так как автобусов у него раз-два и обчелся.

«А тебя уже посчитали

Существуют неурядицы не только с перевозчиками, но и со льготниками, как бы странно то ни звучало. Сегодня в республике не существует порядка учета льготников. Сколько человек пользуются льготным проездом в день? Неизвестно. Следовательно, непонятно: сколько автобусов должно ходить, чтобы «хватало всем»? В общественном транспорте других городов уже давно действуют считывающие устройства: прошел – тебя посчитали. У нас же подсчетом льготников занимаются и социальные работники, и специалисты, которые должны трудиться над совсем другим, и студенты горно-строительного техникума. Только вот это нужно делать постоянно хотя бы в течение месяца, разовые подсчеты ничего не дадут.

Поэтому в верхах последнее время все чаще говорят о том, что нужно заменить льготный проезд денежной выплатой. Такой же, как за телефон или, например, за коммуналку. Ведь одной бабушке нужно раз в месяц съездить в собес, а другая катается чуть ли не каждый день по нескольку раз в магазин на другой конец города только потому, что там хлеб на два рубля дешевле. А есть такие, кто вообще не пользуется льготным проездом, даже талоны в УСПН не берут. Отсюда и потребность в учете льготников. Чтобы деньги тратились на реальное количество перевезенных людей, пользующихся льготой.

«Абаканхочу, Пригорскне хочу

Если автобус не пришел вовремя или не приехал вовсе, или у пассажира возникла другая претензия, жалобу можно написать в УСПН: где, какой автобус, по какому маршруту чего не так сделал. И не стоит думать, что на нее не обратят внимание. Яркий пример привела Ольга Шепель:

- Как-то поступила информация, что по нужным маршрутам не ходят льготные автобусы. Хотя договоры заключены. Решили проверить. В диспетчерском пункте у ПКСО сказали, что здесь мы их не поймаем, мол, езжайте на автовокзал. Хотя транспорт должен ехать с «Искожа»! Поймали нарушителя на автовокзале, спросили, в чем дело. Оказалось, предприниматель вообще отдал этот маршрут другому перевозчику. Договор расторгли – почему должны оплачивать услуги, которые нам не предоставляют?..

Говорят, отследить всех нереально, хотя в крупных городах есть система, которая отслеживает перемещение каждого автобуса. Диспетчер сидит у огромного экрана и видит, где какой автобус остановился, повернул, на какой остановке сколько минут постоял. Красота! Но об этом должен заботиться предприниматель, а не пассажир. У нас же все наоборот.

Понять перевозчиков тоже можно, считает Владимир Ефремов, ведущий специалист по охране труда и транспорту. Солярка дорожает, запчасти тоже, зарплаты и водителям, и кондукторам нужно выплачивать, а цена билета как была 13 рублей, так и остается.

- Вот, к примеру, никто не хочет идти на Пригорск, - говорит он. – Во-первых, дорога неудобная – с горы в гору. Во-вторых, цена билета низкая – 20 рублей. Действительно, предпринимателю лучше пойти на маршрут Черногорск-Абакан: дорога длиннее на 2 км, зато трасса ровная и билет – 36 рублей.

Город маленький, пассажиропоток небольшой, следовательно, и заработать «миллионы» в этой сфере трудно. Элементарно сравнить с Абаканом: там перевозчики зарабатывают в три раза больше. Поэтому и пытаются предприниматели всяческими путями сэкономить – тут не доехал, тут не свернул, там вообще рейс пропустил.

- Люди жалуются, что до «Искожа» автобусы не доезжают. А если подумать, ведь на «Искоже» «завязаны» все рейсы: туда идут и «семерки», и «десятки», и «4А», и «единицы», - перечисляет Владимир Сергеевич. - Возьмем улицу Энергетиков, где работают мелкие предприятия. Утром – понятное дело - люди едут на работу. Но днем там возить практически некого. Перевозчики лучше сэкономят лишний литр бензина, чем будут кататься в тот край попусту. Поэтому с нового года будем редактировать расписание так, чтобы и перевозчикам было не накладно, и люди брошеными на окраине города не оставались.

И под финальные фанфары сказанного еще немного слов: помните появление нового маршрута – «7К»? Заметили, что он исчез? Предприниматели от него отказались. Дело не в льготниках, дело в том, что народу по данным путям ездит мало. А нет пассажиров – нет и денег. Короче говоря, невыгодно, и все тут. По этому поводу в газеты давали объявления, но желающие так и не нашлись.

А заставить никого нельзя. Точно так же, как нельзя заставить перевозчиков работать в долг, когда ждать обещанных денег из республиканского бюджета приходится дольше, чем планировалось. Давить на них в таких случаях в администрации тоже не считают правильным: а вдруг махнут рукой да откажутся от всей этой запутанной автобусной неразберихи? Кто ж тогда возить будет? Поэтому нет-нет да и складываются иногда ситуации, когда все держится на переговорах-уговорах. Только вот вопрос в том, насколько долгоиграющим окажется этот метод?..

Вера ГЕРАСИМЕНКО, «ЧР» №133 от 7 ноября 2013 г.

span/p

Новости по теме: