Аттестация - скучно? Это как сказать!

Дата публикации: 12.03.2013 - 03:41
Автор:
Просмотров - 1061

alt

Еще в декабре прошлого года административный директор ООО «СУЭК-Хакасия» Елена Кобец рассказала, что на предприятиях СУЭК прошла первая мотивирующая аттестация среди механиков, мастеров, начальников участков. Первый блин не оказался комом, а напротив дал руководству весьма значимые и интересные результаты, которые в дальнейшем будут учтены при формировании кадрового резерва на предприятиях. Между тем, стало интересно, а что аттестация дала самим работникам?

- А вы поговорите об этом с Дмитрием Дзержко, мастером по наладке электрооборудования ГЭЦ - посоветовала Елена Валерьевна, - очень интересный собеседник и хороший специалист.

Готовясь к беседе, признаться, и не думала, что тема аттестации может оказаться настолько интересной.

- Дмитрий Николаевич, в прошлом году у вас прошла первая мотивирующая аттестация, что она вам дала? Была ли интересна, полезна или простая формальность?

- Конечно, она была и интересна, и полезна. Когда человек работает, у него всегда есть какие-то свои определенные наработки, есть задумки, пожелания. Но текучка забивает, и все идеи откладываются на второй план. Аттестация, прежде всего, позволила остановиться, несколько отвлечься от текущих проблем и более глубоко посмотреть на работу в целом: оформить цели, задачи на будущее, составить план действий. И впоследствии приступить к реализации этого плана.

- То есть вы смогли подняться над сиюминутными проблемами и взглянуть более широко?

- Именно так, и этот взгляд, так сказать, свысока дал немало.

- Я слышала, что в ходе аттестации вы предложили образовать на предприятии лабораторию. Что это за лаборатория, для чего она нужна?

- Это не совсем лаборатория, скорее нечто вроде экспертной группы или экспертного совета. Дело в том, что сейчас очень много современного, дорогостоящего оборудования, которое не совсем целесообразно было бы использовать на одном предприятии. Например, тепловизор, который позволяет получать термограммы. Хороший прибор стоит порядка 800-900 тысяч рублей, и это приобретение, во-первых, не по карману многим предприятиям, а, во-вторых, не всегда оно может себя окупить, в силу малого использования. Но так как у нас сейчас региональное производственное объединение, куда входит группа предприятий, то создание такой экспертной группы, оснащение ее хорошим оборудованием, привлечение специалистов по каждому из направлений, к примеру: электрика, гидравлика, механика, специалиста по двигателям внутреннего сгорания, позволит осуществлять комплексную поддержку производствам. Специалисты могут давать советы в сложных технических вопросах. Нередко бывают моменты, когда местные техработники не могут решить проблему.

Техника с каждым годом становится все более сложной, все больше мы используем импортные машины, в которых применяется гидравлика под управлением электроники, и не всегда местные специалисты могут разобраться в механизмах. Экспертная группа и призвана помочь в таких случаях. Она могла бы выезжать на предприятия, оказывать диагностические услуги, плюс производить расследование различных отказов, инцидентов. Я считаю, что пяти-шести человек было бы достаточно для такой мобильной группы.

- Вы где-то читали о подобном примере или это ваша идея?

- Нет, нигде не читал, но это просто напрашивается само собой, веление жизни. В нашем коллективе наладчиков электрооборудования 18 человек, и пусть это звучит нескромно, но я считаю, что он один из лучших в Хакасии. Мы постоянно общаемся с наладчиками из конкурирующих организаций, с того же разреза «Степной», с наладчиками других предприятий СУЭК в Хакасии, поддерживаем активные отношения с Назаровским ГМНУ. Назаровцы - хорошее предприятие, но в Хакасии – лучшие мы. И нас довольно часто просят оказать содействие, подсказать что-то.

- То есть, по сути, вы уже сейчас работаете в некоторой форме экспертного совета?

- Да, мы широко консультируем наладчиков с других предприятий. В одних случаях даем советы по телефону, в других – выезжаем на место. То есть обмен информацией идет, и я думаю, почему бы не сделать это на более высоком уровне. Если подкрепить хорошей техникой, то можно было бы давать еще более квалифицированную помощь.

- Руководство вас каким-то образом поддерживает с этой инициативой?

- Дело в том, что аттестация у нас проходила в декабре, затем были праздники, так что сейчас идет обдумывание результатов, предложений. Но мы уже чувствуем заинтересованность в этой идее со стороны руководителей других предприятий, например, исполнительного директора Энергоуправления Геннадия Борисова. В целом же, что касается поддержки, то да, мы ее видим. Если предлагаем отправить нас на какие-то курсы повышения квалификации, которые пригодятся в дальнейшей работе, то руководство идет навстречу.

- Я знаю, что вы помимо работы еще хотите пойти в аспирантуру. Зачем вам это нужно?

- В аспирантуру я хотел пойти, когда еще учился в институте, но тогда не получилось, надо было семью обеспечивать, сейчас стало попроще, появилось время, поэтому решил возобновить. Тем более что мы с ХТИ очень плотно сотрудничаем, конкретно с профессором, доктором технических наук Владимиром Петровичем Кочетковым. Сейчас в стадии оформления находится договор о техническом сотрудничестве, чтобы они своих студентов отправляли к нам на практику, тем самым мы получим возможность готовить для себя базу специалистов. Возможно, институт сможет оказывать нам услуги консультативного, исследовательского характера. К слову о Владимире Петровиче – он свои кандидатскую и докторскую написал по электроприводам экскаваторов, то есть по тому профилю, которым мы занимаемся.

- В аспирантуру вы хотите пойти без отрыва от производства?

- Конечно. Я не хочу заниматься чистой наукой, мне интересна связь с производством. Тут еще такая проблема – мы помогали писать отзывы на студенческие, кандидатские работы для института, и я вижу, что вузовская работа оторвана от реальных потребностей производства. Она слишком академическая. Даже в нашем небольшом вузе дипломные, кандидатские посвящены совершенно не актуальным для нас темам, а я считаю, что надо мыслить более предметно, думать о том, что больше нужно производству. Ведь ни разу к нам не обратился соискатель на кандидатскую с предложением, мол, расскажите о ваших проблемах, а мы поможем их решить. В вузе все больше предпочитают писать диссертации на старые, избитые и никому не нужные темы.

- Насколько я знаю, в прежние годы была налажена практика тесного общения между производствами и наукой…

- Да-да, так называемые НИОКР, они вели научно-исследовательскую, конструкторскую работу. Предприятие обращалось с конкретным вопросом, вуз делал научную работу. Когда я был студентом, мы смотрели старые разработки нашего института и видели, что они работали над такими заказами. Сейчас, к сожалению, такой практики нет.

- Получается, что ваше стремление к аспирантуре, идея создания экспертной группы, в каком-то смысле имеют своей целью заполнить существующий вакуум связи между наукой и производством?

- Конечно, очень бы хотелось, чтобы эта система работала, наука взаимодействовала с реальным производством. Ведь посмотрите на западную практику: тот же Масачусетский технологический университет, там студенты реально влияют на производство. Они ведут реальные лабораторные работы. Вносят практические идеи и тут же их внедряют. С другой стороны, к сожалению, упало качество подготовки специалистов. Хотелось бы, чтоб ребята, которые приходят к нам на практику, хотя бы имели понятия об элементарных вещах. А то доходит до смешного. У нас два года проходили практику студенты Московского горного университета, и я с удивлением увидел, что студенты горного техникума подготовлены гораздо лучше, чем студенты вуза. И теоретически, и практически. Ну что это такое, задаю вопрос московскому студенту: «Почему электрическая лампочка светит?», а он отвечает: «Потому, что подведен ток». Но это же еще в школе проходят, а ведь говорит студент-третьекурсник, инженер-электрик! Порекомендовал ему смотреть передачу «Галилео», которую с интересом смотрит мой восьмилетний сын.

- К слову о ЧГТ. Я знаю, что помимо работы на разрезе вы еще преподаете в техникуме, а это-то вам для чего?

- Преподавателем это будет громко сказано, я просто веду курсы повышения квалификации. То есть углубленная подготовка рабочих кадров.

- Это была ваша идея или предложение техникума?

- Они пригласили, я согласился. Что касается вопроса «зачем?»: во-первых, это интересно. А, во-вторых, мы готовим кадры опять же для себя. В прошлом году у меня окончила курсы группа, в которой учились наладчики не просто с нашего разреза, а с энергоцеха. В итоге парни повысили свой разряд с третьего до пятого, а мы подготовили конкретно тех специалистов, в которых нуждались. Когда еще только разрабатывали курсы, я подошел к начальнику ГЭЦ Владимиру Терских и спросил, мол, что бы вы хотели от подготовки специалистов, кто нам нужен и какие конкретно вопросы надо рассмотреть. Конечно, я придерживаюсь на курсах учебного плана, но никто не мешает остаться после занятий и более углубленно рассмотреть определенные нюансы, которые важны в работе.

- И уже есть конкретные результаты вашей преподавательской деятельности?

- За два года на курсах повысили свою квалификацию немало наших ребят. От занятий есть конкретная отдача, мы осваиваем более сложное оборудование, к примеру, пришли 220-тонные БелАЗы и двое парней, специализирующиеся на электроприводах этих машин, получили допуск к обслуживанию.

- Нередко приходится слышать фразу, обращенную к выпускнику вуза, мол, пришел на производство – забудь все, чему учили. Ваш подход позволит сгладить эту границу между вузовским образованием и требованием реальной работы?

- Я считаю, что это совершенно неверная фраза, про «забудь», такого не должно быть! И в реальной работе крайне важна теоретическая база. Техника меняется очень быстро, разброс очень большой: есть и машины 70-х годов, и суперсовременные. Без базовых знаний к ней нечего и подходить, ведь нужно разбираться в концепции, знать, как, что, почему работает, чтобы смочь нормально отладить оборудование. Академическая подготовка позволяет, подумав, разобраться в любой проблеме. Простое зазубривание инструкций толку не даст, нужно понять – как что работает.

- Ваша работа достаточно опасная, в связи с этим предъявляются ли какие-то особые требования к работникам?

- Конечно. В первую очередь, жесткая самодисциплина. Техника безопасности соблюдается безукоризненно. Кто работает с электричеством, прекрасно понимает, насколько серьезные последствия грозят в случае игнорирования требований ТБ. Я считаю, что электротравмы - это самый тяжелый вид травм, который только может быть. Поэтому на нашем участке нельзя работать спустя рукава, лениться лишний раз отключить электроэнергию.

- А еще есть какие-то идеи по улучшению работы?

- Когда меня учили, как молодого наладчика, мой учитель-наставник Николай Александрович Кадников говорил, что у наладчика, как и у врача, первая заповедь: не навреди. Не нужно торопиться с реорганизациями, необходима осторожность. Но считаю, что необходимо сделать более узкую специализацию у наладчиков. К примеру, я не знаю, чтобы где-то на наших предприятиях был отдельно инженер-гидравлик, хотя он нам необходим, в результате модернизации поступило очень много техники с гидравлическими двигателями. И в мире отмечена тенденция перехода на гидравлику – это большая удельная мощность на единицу оборудования, но она довольно сложна в управлении.

- В том-то и дело, что техника стремительно меняется, как вы, наладчики, встречали новый парк машин? Были готовы к работе или пришлось засесть за книги? Не пожалели, что работаете в ГЭЦ?

- С первого дня на разрезе я работаю в ГЭЦ и никогда не жалел. Интересная, хорошая работа. Она совершенно нескучная, не бывает двух одинаковых неисправностей, каждая особенная, заставляет подумать. И для меня это главное. Новую технику встречали с интересом. Надо сказать, что наладчик – это особый склад характера, человек должен быть очень любознательным. Как правило, ребята у нас работают довольно молодые, средний возраст порядка 30-32 лет, и все читающие, все грамотные. После работы, как говорится, не пиво пьют и балду пинают, а читают специальную литературу. В цехе мы поставили компьютер, смотрим новые книги, обсуждаем, все занимаются самообразованием.

И это помогает осваивать новую технику. Плюс есть еще один мотивирующий фактор – своя ценность на рынке труда. Чем больше ты знаешь и умеешь, тем ценнее ты, как специалист. К тому же сегодня работа на разрезе, на мой взгляд, самая выгодная. Во-первых, у нас высокая зарплата, несравнима с другими предприятиями. Во-вторых, нигде в Хакасии и по югу Красноярского края нет такой социалки, как у нас. Я поездил в командировки в другие регионы и могу ответственно заявить – у нас условия труда лучше. Поэтому и дальнейшие планы у меня связаны с разрезом, с нашим энергоцехом.

Беседовала

Валентина СОСНОВСКАЯ, «ЧР» №27 от 12 марта 2013 г.

Новости по теме: