Атаман и его Марина: «Пожара могло не быть!»

Дата публикации: 02.06.2015 - 04:47
Автор:
Просмотров - 684

alt

Сергей и Марина Атамановы твёрдо уверены: пожара на их родной улице Ачинской могло и не быть. По крайней мере, своё родное гнездо отстоять им удалось.

Насколько состоятельны такие доводы, разбираемся на месте. Вот он, их дом с синей крышей. По краю усадьбы установлен свежий забор, он как граница между пахнущим золой горем и обычной жизнью. Разделяет участки, что лежат в руинах, и те, которые удалось уберечь от огня. За частоколом выстроенных в линеечку ещё пахнущих лесом досок - яблони, которые хоть и пострадали от высокой температуры при пожаре, а пытаются одеться в листву и даже цвести. В клетках что-то жуют упитанные кролики мясной породы, огород вспахан, вот-вот взойдёт картошка. Цепной пёс, видно, во время пожара сорвал голос, и у него, как бы ни старался, не очень получается быть грозным.

- Сергей специально купил «в хозяйство» бензиновую косу, - переходит к делу Марина.

- Триммер?

- Ой, не знаю, как эта штука правильно называется, может, так! И осенью, и после зимы, едва солнце пригреет, - я уже жужжу этим агрегатом возле дома, и дальше иду, по косогорам, чтоб порядок был, не торчала трава то тут, то там. К апрелю полный блеск навожу. Так что вокруг чисто, сухостой убран, деревья (они расположены поодаль от дома, но всё равно свои, раз напротив нас растут) подрезаны и подбелены. Гореть нечему!

Это правда. Территория и за оградой, и перед ней ухожена - будто сорняков в помине не было.

- Поэтому и говорю: если бы все, как мы, как наши аккуратные, трудолюбивые и старательные соседи, следили за порядком, не разводили бы свалки практически у домов, не допускали буйного роста травы, о каком пожаре можно говорить? - волнуется Марина (она, кстати, за время общения ни разу не улыбнулась - наверное, ещё не может).

- А теперь посмотрите сюда, - меня ведут за железнодорожную линию, которая проходит в нескольких метрах от домов, - вот она, свалка. Чего тут только нет. И бытовой хлам, и ботва, и кучи пластиковых бутылок. А видите огород с бурьяном? Какие ещё предупреждения нужны, чтобы это убрать? И ещё куча мусора рядом. Получается, от нас самих всё зависит. Чистоту, порядок надо наводить - и спасёмся от горя. У нас ведь здесь от огня, пришедшего со степи, в первую очередь свалка загорелась. И понеслось!

- О спасении своего дома расскажите. И о том, как даже сено умудрились сберечь, когда вокруг всё полыхало.

- Едва жаром понесло, - включается в разговор Сергей, - мы схватили шланги, начали поливать постройки.

- Напор хороший был?

- Отличный, хлестало выше крыши. И вода была в течение всего пожара, без перебоев. Мы только ориентировались, что в первую очередь поливать, посматривали, где огонь занимается.

- А он занимался, и ещё как! - показывает мне вход в одну из стаек хозяйка.

Казалось бы, строение в глубине двора, а порог - обуглившийся. Впрочем, огненные клочья ветром разносило по всей округе. От них, как сухой хворост от спичек, мгновенно загоралось всё вокруг.

Атамановы держат коров, для них в ограде отстаивается вода в больших бочках - чтобы животные не ледяную пили, а «летнюю». Эта водица тоже сгодилась для тушения огня.

- Сено, которое было в ограде, сначала пролил водой. Затем набросил на него кусок брезента, которым обычно спасаю корм от дождей. И опять же, сверху пролил. Пронесло! - делится хозяйственный собеседник.

К слову, о Сергее Атаманове рассказывали: не только за своё во время пожара радел, чужое тоже пытался спасать. Загорелась машина соседа - он давай на неё воду вёдрами лить, хотя вокруг кричали: «Атаман, отходи - бензин взорвётся!»

Супруги работают на железной дороге. Точнее, Марина, бывший компрессорщик, уже на пенсии, Сергей продолжает трудиться, он осмотрщик - ремонтник вагонов.

- Ещё пожара не было, когда я набрала «01». Нам сказали, что все машины заняты, мол, пока справляйтесь своими силами. Тогда думаю: попрошу пожарный поезд! Подъездные пути хорошие, наши дома, на Ачинской, видите ведь, прямо рядом с рельсами стоят. Ответили, что поезд уехал в Шира тушить нефтебазу. И добавили: «По мере возможности будем помогать!»

И минут через сорок пожарный поезд появился. Как позже выяснилось, отправили его к нам из далёкого Аскиза.

Получается, наш дом был первым со стороны охватившего улицу пожарища, мы его сами, при поддержке добрых людей, отстояли. А бригада поезда спасла последний дом в ряду горевших. У них очень большие возможности - вода льётся из гидрантов, примерно, в течение четырёх часов. По сути, поезд - это та же пожарная машина, только на рельсах, но вместо бочки - вагоны с водой.

Поезд ездил заправляться четыре раза (!), до утра следующего за пожаром дня ребята тщательно поливали обуглившиеся строения, не позволяли огню прорваться дальше. Это было очень важно, потому что если бы загорелся последний дом на улице, пожар мог переметнуться на густозаселённый район МПС. Этого не случилось, железнодорожникам - огромнейшая благодарность за работу, слаженность действий, неравнодушие.

В частности, мы >держали связь с начальником отдела кадров вагонно-эксплуатационного депо станции «Абакан» Натальей Юрьевной Солженикиной. А Влада Владимировна Табастаева приехала в составе пожарного поезда. Представляете, экипаж из 45 мужчин и она - их руководитель. Причём, толковый, грамотный.

Через какое-то время подоспели пожарные машины, которые раньше были заняты на тушении огня в Девятом посёлке. И так отважно, споро работали, мы потом обсуждали это - где они силы брали?

В какой-то момент догадались, что ребят-пожарных надо хоть чайком поддержать. Нашли возможность вскипятить воду (хоть электричества не было), вынесли стряпню, бутерброды - мужики хоть на ходу, наскоро, но подкрепились. Да-а-а, вот это работа. Какая ж непростая и опасная!

Пожарище поливали до темноты. Какой-то участок «доставали» струи воды из поезда, с остальными очагами боролись экипажи пожарных машин.

Марина удивляется:

- Если честно, жили себе - жили, и не знали, сколько вокруг хороших, способных на добрые поступки людей, сколько у нас настоящих друзей. Назову хотя бы несколько человек: Сергей Буркот, Андрей Сальников, Никита Пупышев, дети семьи Карякиных.

Люди приезжали на своих машинах с бочками воды, с лопатами, вёдрами, подтягивались пешком, услышав страшную новость. Помогали тушить пламя, кто как мог. А когда всё закончилось, на второй день звонок с работы - «чем помочь?»

Видите, забор стоит? Вот она - реальная помощь. Ситуацию лично держали под контролем начальник ПТО станции «Черногорские копи» Алексей Михайлович Шиклейн, его заместитель Геннадий Петрович Миргородский.

Мы очень благодарны и заместителю начальника «Водоканала» Виталию Геннадьевичу Нагаеву, который и до пожара помогал нам решать общие для улицы вопросы (с тем же водоводом - проводили сообща), и после не оставил один на один с проблемами - договаривался с техникой для расчистки завалов. У него здесь отчий дом, мама живёт. Но рассчитывать на него может не только она.

Марина и Сергей заторопились по делам - хозяйство много сил и времени требует. Тут каждый день - как на передовой. Но им не привыкать. Посторонним, если начинают вздыхать-удивляться, дают отпор: «Мясо, яйца, молоко, овощи - свои. А работы мы с детства не боимся».

Марина КРЕМЛЯКОВА, фото автора

«ЧР» № 42 от 2 июня 2015г.

Новости по теме: